Найти в Дзене

Почему за злой поступок не приходит наказание. Ответы древних мудрецов

Давайте поразмыслим. Этот вопрос задают часто; и часто мыслящие люди думают об этом. Ищут объяснение, логичное и понятное. Вот и подумаем еще раз над этим жизненным парадоксом.

Почему воздаяние за умышленное зло не происходит немедленно? Почему злой преспокойно пользуется благами жизни и плодами своих низких поступков, ничего ему за это не бывает? А если и приходит воздаяние, так какая польза от этого тем, кто пострадал, лишился всего, а может, и погиб вследствие предательства, клеветы, - в чем смысл тогда?

Знаете, эти вопросы не только вас волнуют. Тысячи лет назад философы размышляли о слишком долгом ожидании справедливости. О запоздалом наказании. И сомневались в том, что наказание вообще существует. Великие ум человечества искали ответ на этот вопрос.

Плутарх размышлял об этом в своем труде "Почему божество медлит с воздаянием"

"...я не вижу, какой толк говорить, что «мельницы богов мелют медленно», это лишь затемняет справедливость и позволяет угаснуть страху за совершенные преступления», - говорит один философ. Другой мудрец отвечает ему: лошадь ударяют хлыстом, чтобы научить. И ученика наказывают, если он допустил ошибку с той же целью, - научить. Наказание имеет смысл исправления и обучения чаще всего. И происходит сразу вслед за ошибкой, верно?

Чтобы больше ошибку не допускал и научился правильно действовать. Это в случае, если такое возможно. Если человек понимает связь между штрафом и проступком, ошибкой.

Если же человек совершил нечто непоправимое умышленно, из злого умысла, если он неисправим по своей природе, учить его нет смысла. Его судят и выносят приговор. Окончательный. Не быстро. Потому что надо рассмотреть ситуацию со всех сторон, выслушать доводы защиты, ознакомиться с последствиями для других.

И вот в этом случае окончательный приговор вынесен. А приговоренный может пока пользоваться благами земной жизни. Заказывать обеды, смотреть кино и ждать. Потому что в глубине души все злодеи ждут приговора. Хоть и наслаждаются последним обедом, так сказать.

Они знают, что их наказание неотвратимо. Не в этой жизни иногда. Но неотвратимо. Несмотря на внешнее довольство и радость, они чувствуют. И боятся. И живут в страхе и ужасе перед неотвратимым наказанием.

Да, это логично. Неисправимых и необучаемых нет смысла учить через наказание. Так учат тех, кто может исправиться. Вот один из ответов на вопрос о промедлении справедливости.

Ответов немало. И многие ответы мудры и логичны. Еще один ответ есть у писателя Дон-Аминадо. Писатель приписал ответ древнему источнику, но на самом деле это его размышление.

"...бессмертные боги имеют обыкновение, чем сильнее хотят они наказать род человеческий за всяческие преступления его, тем дольше длят они безнаказанный праздник; чтобы из внезапной перемены вещей и обстоятельств ещё страшнее и неожиданнее разразилась олимпийская кара"

И в этом тоже есть глубокий смысл. Часто возмездие происходит во время пира Валтасара. Когда тот, кто совершил злое деяние, упивается праздником жизни и привыкает к своему особенному положению. Впадает в беззаботность, вовсю пользуется благами и радостями. И тут - бац! Происходит перемена его участи.

"Где стол был яств, там гроб стоит", - писал поэт.

Отнимают все и сразу. И погружают из света в непроницаемый мрак, который тем страшнее, что ты привык к хорошему. Изнежился. Расслабился. Контраст между тем, что имел, и тем, что получил, так силен, что усиливает наказание. Берут врасплох, так сказать. И карают.

И есть другие ответы, их немало. Но надо учесть, полагаю, вот что: иногда человек преувеличивает вину другого. Да, возможно, другой поступил некрасиво. Нехорошо. Или ошибся. Но ничего катастрофического или злодейского не было в поступке.

Вот, скажем, человек вышел из отношений. Разлюбил. Разонравилась ему женщина, с которой он встречался. Бывает такое? Бывает. А оставленная женщина считает такой поступок чудовищным, ужасным, истинным предательством. Хотя с ней невыносимо общаться, если честно. Но она проклинает "предателя". Который не давал никаких клятв. Просто какое-то время общался. А потом перестал.

Или должность отдали другому, более подходящему сотруднику. И человек этого "другого" считает злодеем. Пронырой. Лицемером... И призывает несчастья на его голову. И удивляется, что молния не поразила такого плохого человека.

Или сосед затопил. Бывает. Или поссорились с родственником из-за наследства. И объявили этого родственника злодеем, хотя и сами вели себя не лучшим образом.

Некоторых людей послушаешь, так все, кто им на ногу наступил или посмел лучше выглядеть, - злодеи. Но это ведь не всегда верно. Люди иногда совершают неумышленное зло. У зла есть признак - умысел. Злой умысел.

Так что надо не ждать упорно расплаты, наказания, несчастий того, кто причинил вам зло.

А надо сосредоточиться на защите, если нужно.

И на устранении последствий.

И подумать, как бы укрепить свое положение. Как бы стать более сильным. И не давать себя в обиду по возможности.

А «дела богов лучше оставить богам», как говорили древние философы. Человеческий ум не в состоянии познать Провидение, так говорят и современные богословы. Мы видим лишь часть истории, доступную нашему взору. Что будет потом и почему произошло то, что произошло, - мы не всегда знаем. Но зло всегда бывает попрано и наказано. Если это истинное зло, а не бытовая обида.

Вот в этом многие убедились и многие это видели в жизни.

Анна Кирьянова