Найти в Дзене

Как начинался музей «Мото Эпоха»: От детской мечты до 300 уникальных экспонатов.

Николай Авдеев, Создатель музея мотоциклов "Мото Эпоха" Отправимся в путешествие сквозь время и технику. В наши дни встретить человека, который не просто коллекционирует что-то, а живет этим, вкладывая душу и все свои силы, – большая редкость. Человек, который создал целый музей без единого рубля господдержки, – это настоящее чудо. Создатель, вдохновитель и идейный лидер музея «Мото Эпоха» — Николай Авдеев. Это не просто склад старых мотоциклов. Это живая история, собранная руками одного человека. И сейчас мы расскажем, как это всё начиналось. «Детские хотелки, детские мечты» Что может заставить человека посвятить годы жизни и огромное количество энергии сбору и восстановлению более 100 единиц уникальной мототехники? Ответ, как это часто бывает, кроется в детстве. «Что сподвигло? Детские хотелки, детские мечты. То есть в детстве в СССР это все было трудно, в очередях и так далее. Хотелось собрать тот мотоцикл, который был в детстве, который был у соседей, которого касались руки в детс
Оглавление
Николай Авдеев, Создатель музея мотоциклов "Мото Эпоха"
Николай Авдеев, Создатель музея мотоциклов "Мото Эпоха"

Отправимся в путешествие сквозь время и технику. В наши дни встретить человека, который не просто коллекционирует что-то, а живет этим, вкладывая душу и все свои силы, – большая редкость. Человек, который создал целый музей без единого рубля господдержки, – это настоящее чудо.

Создатель, вдохновитель и идейный лидер музея «Мото Эпоха» — Николай Авдеев. Это не просто склад старых мотоциклов. Это живая история, собранная руками одного человека. И сейчас мы расскажем, как это всё начиналось.

«Детские хотелки, детские мечты»

Что может заставить человека посвятить годы жизни и огромное количество энергии сбору и восстановлению более 100 единиц уникальной мототехники? Ответ, как это часто бывает, кроется в детстве.

«Что сподвигло? Детские хотелки, детские мечты. То есть в детстве в СССР это все было трудно, в очередях и так далее. Хотелось собрать тот мотоцикл, который был в детстве, который был у соседей, которого касались руки в детстве».

Советский Союз, дефицит, очереди. Но именно эти трудности и порождали самые крепкие мечты.

«Я научился ездить на мотоцикле Урал в шестилетнем возрасте. Осенью я пошел в школу, а летом я уже угонял у папы Урал... Просто с горки толкали с друзьями мотоцикл, включали зажигание и включали вторую передачу. И лежа на баке, я помню эти прекрасные моменты, два товарища в коляске, мы гоняли по кругу, по деревне».

Любовь к технике началась с этих тайных поездок и страха быть пойманным отцом. Позже эта страсть привела его в мотокросс – серьёзное увлечение, которое он продолжил, даже учась в мореходке. Сейчас его увлечения включают эндуро и шоссейники, что лишь подчеркивает широту его мотоциклетного мира.

Подарок, который стал началом музея

Изначально коллекция не планировалась как музей. Это было личное собрание восстановленной техники из детства. К 2006 году у Николая было уже 12 полностью отлаженных мотоциклов.

«А потом захотелось продолжать. Что-то начали дарить, что-то увидел интересное, сам покупал, продолжал восстанавливать. И однажды, когда уже набралось под 50, приехали друзья в гости, увидели все это дело. И были восхищены, покатались мы на всем этом и прозвучало впервые “Да тебе надо музей открыть”.

Решающий момент наступил, когда друзья, вдохновленные коллекцией, преподнесли ему на день рождения четыре редких мотоцикла. И сказали:

«Ну, это тебе в музей».

С этого, по сути, всё и началось. В «Мото Эпохе» сейчас два выставочных этажа, запасник и, конечно же, мастерская, где рождается новая жизнь старой техники.

-2

Главные экспонаты: От «прадедушки» квадроциклов до мотоцикла Хрущёва

Коллекция “Мото Эпохи” – это не просто набор экспонатов. Это история эволюции транспорта. Здесь каждый мотоцикл – отдельный рассказ, а многие из них находятся на ходу.

1. Прародитель Квадроциклов: Honda

В музее стоит трехколесный мотоцикл Honda начала 80-х. Именно такие, казалось бы, неустойчивые машины, были первыми шагами к созданию современных квадроциклов (позже Suzuki просто добавила четвертое колесо, и концепция взорвала рынок).

2. Легенда Довоенной Эпохи: Л-300

Особая гордость – Л-300 (копия немецкого DKW Luxus 300). Это самый массовый довоенный мотоцикл в СССР, участник Великой Отечественной, который снимался в фильмах. Найти его в хорошем состоянии сейчас – огромная редкость и удача. У него трехступенчатая ручная коробка передач и кикстартер справа.

3. Трофейный «Киевлянин»

Рядом с довоенным немецким Wanderer SP Sport 1 (98 кубиков, запуск педалями!) стоит его точная послевоенная копия — К-1Б «Киевлянин» 1950 года. Это яркий пример того, как после победы оборудование и инженеров вывезли в Киев, на бронетанковый завод №8, чтобы наладить первое послевоенное мотопроизводство в Союзе.

4. Самоделка, на которой сидел Хрущёв

Один из уникальных экспонатов – самодельный мотоцикл, построенный в 1961 году чебоксарским рационализатором Владимиром Шарабиным на базе мотоколяски. Мужчина, прошедший всю войну, создал его для личных нужд, но молва о нем разошлась по всей стране.

«Он выставлялся в Москве на ВДНХ, на нем сидел Хрущев... Хрущев был невысокого роста, ему показалось удобно, и он сказал, что да, такая техника нужна советским гражданам, надо запускать ее в серию. Но дальше слов, к сожалению, дело не пошло».

Этот мотоцикл, несмотря на возраст, до сих пор на ходу!

5. «Японская» Мечта: ИЖ «Планета Спорт»

Отдельного внимания заслуживает ИЖ «Планета Спорт» — мотоцикл-шедевр, который спас… Леонид Ильич Брежнев. Модель, созданная на японском оборудовании и комплектующих, получилась слишком дорогой для серийного производства. Запуск был под вопросом, пока Брежнев, случайно оказавшись на заводе, не прокатился на нем:

«И он поехал на нем, прокатился, получил массу ярких впечатлений и сказал: “Найдите средства, найдите возможности, стране нужен такой мотоцикл, он передовой”».

Место, где хранят память

Помимо блестящих экспонатов, музей хранит и более суровые свидетельства истории. Здесь есть военный уголок, где, например, выставлен австрийский мотоцикл Вермахта, выкопанный в Волгограде. Его не стали реставрировать, чтобы сохранить как артефакт.

-3

Николай Авдеев, собирая технику, собирает и память. Он демонстрирует старые советские плакаты по устройству двухтактных и четырехтактных двигателей, считая их образцом понятной и красочной подачи технической информации. Он хранит фотографии, показывающие, как мотоциклы использовали везде: от спорта до перевозки заключенных.

«Люди, не помнящие прошлого, не имеют будущего.»

– эта фраза Николая, пожалуй, лучше всего объясняет миссию «Мото Эпохи».

Этот музей – это чистое горение энтузиазма, без какой-либо финансовой поддержки извне. Это полностью инициатива человека, который воплотил свою детскую мечту в дело жизни. Это история не только о мотоциклах, но и о личности, способной свернуть горы ради любимого дела.

Если есть желание прикоснуться к этой живой истории, увидеть своими глазами мотоциклы, на которых ездили наши деды, и просто вдохновиться невероятной волей одного человека, стоит обязательно посетить музей «Мото Эпоха».

А какой мотоцикл из детства запомнился вам больше всего?

Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях.

Любите историю мотоциклов так же сильно, как мы? Тогда обязательно подпишитесь на наш канал!

Сайт музея: https://мотоэпоха.рф/

Сообщество Вконтакте: https://vk.com/motoepoha74?from=groups

​#МотоЭпоха #МотоциклыСССР #СоветскаяТехника #ИжПланетаСпорт #ВинтажМото #ИсторияРоссии #Музей