«Поклонение пастухов», предположительно, было завершено, когда Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) работал над фресками из жития Святого Иакова. Это небольшая (37,8 x 53,3 см) картина, вероятно, была заказана Борсо д’Эсте во время пребывания художника в Ферраре в 1450 году. На ней изображено открытое пространство, в центре которого расположена Мадонна, преклоняющая колени перед Младенцем Христом на каменной ступеньке. Справа от неё Иосиф спит после утомительного путешествия, а слева — два пастуха склонились в молитве. Фигура спящего Иосифа, облачённого в яркий жёлтый плащ, возможно, намекает на его роль лишь хранителя Девы Марии с Младенцем. Он прислонился к обожжённому дереву, на единственной ветке которого появились плоды, символизирующие мистическое обновление природы. Слева мы также видим огороженный фруктовый сад, символизирующий девственность Марии, а также разрушенный хлев, в котором родился Иисус. Рядом с которым стоит вол, традиционный безмолвный свидетель Рождества. Правую