Найти в Дзене
Живописные истории

«Поклонение пастухов» Андреа Мантенья

«Поклонение пастухов», предположительно, было завершено, когда Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) работал над фресками из жития Святого Иакова. Это небольшая (37,8 x 53,3 см) картина, вероятно, была заказана Борсо д’Эсте во время пребывания художника в Ферраре в 1450 году. На ней изображено открытое пространство, в центре которого расположена Мадонна, преклоняющая колени перед Младенцем Христом на каменной ступеньке. Справа от неё Иосиф спит после утомительного путешествия, а слева — два пастуха склонились в молитве. Фигура спящего Иосифа, облачённого в яркий жёлтый плащ, возможно, намекает на его роль лишь хранителя Девы Марии с Младенцем. Он прислонился к обожжённому дереву, на единственной ветке которого появились плоды, символизирующие мистическое обновление природы. Слева мы также видим огороженный фруктовый сад, символизирующий девственность Марии, а также разрушенный хлев, в котором родился Иисус. Рядом с которым стоит вол, традиционный безмолвный свидетель Рождества. Правую

«Поклонение пастухов», предположительно, было завершено, когда Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) работал над фресками из жития Святого Иакова.

Это небольшая (37,8 x 53,3 см) картина, вероятно, была заказана Борсо д’Эсте во время пребывания художника в Ферраре в 1450 году.

На ней изображено открытое пространство, в центре которого расположена Мадонна, преклоняющая колени перед Младенцем Христом на каменной ступеньке.

-2

Справа от неё Иосиф спит после утомительного путешествия, а слева — два пастуха склонились в молитве.

Фигура спящего Иосифа, облачённого в яркий жёлтый плащ, возможно, намекает на его роль лишь хранителя Девы Марии с Младенцем. Он прислонился к обожжённому дереву, на единственной ветке которого появились плоды, символизирующие мистическое обновление природы.

-3

Слева мы также видим огороженный фруктовый сад, символизирующий девственность Марии, а также разрушенный хлев, в котором родился Иисус. Рядом с которым стоит вол, традиционный безмолвный свидетель Рождества.

Правую часть занимает обширный пейзаж, обрамленный двумя крутыми горами. Внушительное дерево возвышается в небо, предвещая Распятие и Страсти Христовы.

-4

Исследователи выявили несколько недостатков перспективы, что позволило отнести картину к раннему творчеству Мантеньи. Другие отмечают впечатляющее внимание к деталям растений, кустарников и скальных образований, вероятно, вдохновленное фламандской школой, в частности, работами Рогира ван дер Вейдена (1400-1464), которые Мантенья, скорей всего, видел в семейной коллекции Эсте.

Ещё одним примером северного влияния являются гротескные портреты пастухов с реалистичными морщинами и изъянами. Их смиренное присутствие разительно контрастирует с красотой Девы Марии.

-5

«Поклонение пастухов» изначально было написано на доске, но позже перенесено на холст, что привело к потере небольшой части справа.

В описи имущества Маргариты Гонзага д'Эсте 1586 года упоминается «Рождественская сцена Андреа Мантенья», возможно, это первое документальное упоминание о ней.

К 1603 году она принадлежала кардиналу Пьетро Альдобрандини, который разместил холст на своей вилле Альдобрандини и позже он перешел к его потомкам.

Позднее картина была унаследована Памфили, а затем Боргезе.

В 1792 году она была продана художнику-дилеру Александру Дею, который увез её в Лондон.

Уильям Бьюкенен продал работу Ричарду Пейну Найту, а его наследники – Джозефу Дювину.

В 1925 году картина была приобретена у Дювина Кларенсом Маккеем;

И со временем передана в дар Метрополитен-музею.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-6