В Петербурге лучшее время для посещений художественных выставок. У меня два любимых пространства для ценителей современного искусства: Артмуза и Эрарта. Именно здесь можно увидеть не только классическую школу живописи, традиционные стандарты, но и стремление к новаторству, исследованию, новые формы и идеи.
Анонс выставки в Артмузе
Вчера посетила Артмузу, до 11 декабря 2025 года там проходит выставка «Петербург в квадрате» творческой группы «Свободные Пленэрщики».
Свободные Пленэрщики — группа молодых художников из Санкт-Петербурга, путешествующих по стране, чтобы запечатлеть красоту Родины: Урал, Алтай, Байкал, Русский Север, Валаам. Их кредо — пленэр как стиль жизни!
Концепция выставки
Все произведения этой выставки о Петербурге одного формата и размера. Это позволит зрителю лучше погрузиться в сюжеты работ, не отвлекаясь на частности. Кроме того, название звучит как математическая формула: Петербург, который написан — отраженный и осмысленный город, словно помноженный сам на себя, а потому концентрированный, как число, возведённое в квадрат.
Посетив выставку, зрителей приглашают рассмотреть город, почувствовать, какой он для нас? Туманный, болезненный, мистический Петербург Гоголя и Достоевского. Торжественный и строгий город Пушкина. Символичный и философский город Блока, Гумилева и Мандельштама.
Личные впечатления от просмотра. О предпочтениях...
Я созерцала картины минут 30, это какая-то магия. В богатстве яркой палитры, приглушенных полутонах узнавала любимые места Петербурга, его достопримечательности, рассматривала голубые небеса города, синеву Фонтанки, радугу над сфинксами Университетской набережной, снежные вихри Александровского сада, золотистую дымку петербургских фасадов, изящность чугунных оград.
Расскажу, что особенно запомнилось и понравилось, отмечу, что я люблю импрессионистов во всех их проявлениях, ведь они, как и участники выставки, писали на пленэре (на открытом воздухе), передавая главное — ощущения момента. Среди работ были и те, что тяготели к академической традиции: совершенство форм, реализм, гармония цвета, техническая виртуозность, про них я тоже поделюсь, но предупреждаю, что это не экспертная точка зрения, а любителя и зрителя.
Разбор отдельных работ
Работа, с которой начинается выставка, написана в стиле импрессионизма, зимний (заметьте) солнечный день, контраст теплых желтых и холодных синих тонов, построены в цветовой гамме, которая держит баланс между активностью и спокойствием. Уютный двор, но он загроможден машинами, и на переднем плане мы видим знак для автомобиля «Остановись, пешеходный переход». Думается, что художник грустит по временам, когда это пространство безоговорочно принадлежало жителям Петербурга.
Картина Сергея Руднева «Оград узор чугунных» выполнена в смешанной технике, следовательно, использовались разные материалы для творчества. Знаменитый Казанский собор, мосты, витиеватая ограда Михайловского сада, брусчатка не серая, а яркая, расцвеченная. Вроде бы про город, но, думаю, здесь в контексте дорога человека через преграды к Богу, к храму (собору), и голуби вокруг него, и Вифлеемская звезда усиливают движение взгляда вглубь картины.
У Ивана Мясникова в картине «Точка пересечения» вроде бы открыточный вид: дома Английской набережной, купол Исаакиевского собора, величественный Сфинкс, но посмотрите, радуга проходит яркой линией через всё полотно; подсвечивая лучшее наследие человека в архитектурных совершенствах, будь то древняя монументальная египетская скульптура Сфинкс или великолепный Исаакиевский собор.
Алла Свитина подошла очень интересно к формату выставки «Петербург в квадрате». Размер полотна метр на метр, но она собрала 25 полотен 20 на 20 сантиметров и вписала в этот размер. Каждая картина — отдельный городской сюжет, сочный и самобытный, между тем в одной цветовой гамме писалось сразу несколько полотен, поэтому в этой мозаике видно гармонию цвета.
На холсте Ольги Архимадритовой «У Михайловского замка» с набережной реки Мойки открывается вид на здание Русского музея, над которым заметны солнечные лучи, они играют здесь в каждом мазке картины, выполненной в особой технике пуантилизма — мелкими точечными мазками, как писал Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Что хотел сказать зритель?
Мне хотелось бы еще остановиться на нескольких полотнах, но я думаю вернуться к этому в следующей статье. На канале «В Петербурге жить» также выйдет видеоролик с выставки, где каждая картина — это уникальная история, символ и философский подтекст, и главное — не торопиться и рассмотреть её внимательнее. Ведь Петербург — город живой и глубоко чувствующий, в котором каждое его место «в квадрате» приобретает особый оттенок, и я думаю, что многим молодым художникам этой выставки удалось прочувствовать это и написать на холсте.