Продолжение… Проверка на дружбу, первый спутник Земли и ссора с Королёвым. Биография академика Валентина Петровича Глушко – советского инженера, учёного и одного из пионеров ракетно-космической техники, основоположника советского жидкостного ракетного двигателестроения в СССР.
Глава 7. Проверка на дружбу, кислота и стакан водки
Уже на свободе Королёв подозревает Глушко: не дал ли тот показаний против него?
И на это у Сергея Павловича было полное право. Ведь Валентин Петрович действительно подписал признание (которое было выбито жестокими моральными и физическими пытками), в котором обвинил Королёва в нецелевом и неэффективном использовании государственных средств на разработки, не имеющие практической перспективы.
Но это не так. Глушко после этого подавал многочисленные апелляции, что это признание его вынудили написать под пытками. Что потом и было подтверждено. Во всех остальных материалах дела – чисто. В документах сохранились все последующие допросы, где он брал всё на себя: «Я потребовал… я вынудил… я порекомендовал…».
В Казани у них состоится серьезный и тяжелый разговор. Всё становится ясно. Предателей среди них нет. Глушко предлагает Королёву больше не возвращаться к теме.
Но, они возвращаются…
***
Происходит взрыв ускорителя. Кислота брызгает Королёву в лицо. Боль – невыносимая. Лётчик Васильчиков спасает машину, Королёв – двигатель. На земле Сергей Павлович бежит за спиртом. Никто не понимает зачем? Ведь от кислоты спирт не лечит. Оказывается, спирт был нужен как обезболивающее.
Королёв тут же захмелел. Глушко тащит его домой на себе. И Королёв извиняющимся и заплетающимся голосом говорит: «Подписал я какие-то протоколы против тебя…».
– Замолчи! – резко бросает Валентин. – Не хочу это выяснять.
Но Сергей Павлович пытается ещё что-то сказать. Тогда Глушко грубо сажает его на скамейку: «Я сейчас тебя брошу здесь, если не замолчишь».
***
Когда Королеву вместе с Васильчиковым объявляют благодарность за то, что они проявили находчивость и сохранили ценное имущество, то все решают отметить это событие.
Сергей Павлович поднимает бокал и, глядя на Валентина Петровича произносит с горькой искренностью:
– Пью без закуски, за то, что ты человек настоящий, честный и благородный, не то, что я.
Глушко рассержен:
– Ты опять за своё?! Когда ты оставишь это в покое?!
Он знает, что категорически нельзя судить тех, кто что-то подписал под пытками.
«Никто не знает, как повёл бы себя в тех условиях». А он знает, ведь и его заставили подписать. А из Лангемака выбивали показания, угрожая изнасиловать его жену и двух дочек. Какими были пытки Королева? Хотя, пытки были не самым страшным. К каждому подбирали свой морально тяжелый «ключик».
Глушко так и не простил Сталина за репрессии. Считал его «талантливым бандитом» – высоко ценил деловые качества, но испытывал отвращение к жестокости. С гибелью Лангемака он так и не смирился.
Глава 8. От баллистической ракеты до спутника Земли
После окончания войны, в 1945-1946 годах, Валентин Глушко отправляется в служебную командировку в Германию, где внимательно изучает трофейные образцы немецкой ракетной техники.
По возвращении он составляет докладную записку для министра вооружений Дмитрия Устинова, в которой систематизирует свои наблюдения и формулирует стратегию создания советской ракетной промышленности. Предлагает назначить его главным конструктором специального опытного конструкторского бюро по разработке ракетных двигателей.
Используя наработки по немецкому двигателю А-4, Глушко создает РД-100 для ракеты Р-1 (успешные испытания 10 октября 1948 г.).
Затем, более мощные РД-101 для Р-2 и РД-103 для Р-5 (пуск весной 1953 г., дальность 1200 км). К 1956 году разрабатываются двигатели РД-107 и РД-108 для межконтинентальной ракеты Р-7 Королёва.
Летом 1946 года его коллектив из Казани перебазируют на авиационный завод № 456 в Химках. Предприятие переоборудуют под выпуск жидкостных ракетных двигателей, а спустя время оно получает новое название – НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – НПО «Энергия».
Уже в сентябре 1948 года с космодрома проходит запуск первой советской баллистической ракеты Р-1, оснащённой жидкостным двигателем, разработанным под руководством Глушко.
В 1953 году Академия наук СССР избирает Валентина Петровича членом-корреспондентом.
За вклад в создание баллистических ракет с ядерным зарядом (Р-5М) В.П.Глушко 20 апреля 1956 года тайным указом Президиума Верховного Совета СССР присваивают звание Героя Социалистического Труда.
А в 1957 году, Высшая аттестационная комиссия присуждает ему учёную степень доктора технических наук без защиты диссертации – редчайшее признание его вклада в науку и технику.
В 1960–1970-е годы под его началом разворачиваются масштабные проекты. Конструкторское бюро:
- проектирует орбитальные пилотируемые станции;
- разрабатывает концепции лунных баз;
- создаёт чертежи многоразовых космических кораблей;
- прорабатывает миссии к Марсу и Венере;
- просчитывает полёты к астероидам.
Это время великих замыслов и почти фантастических планов – время, когда Глушко воплощает в металле и пламени мечты, рождённые ещё в детстве.
***
После исторического запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года в СССР разворачивается стремительный рост ракетно-космической отрасли.
Глушко активно продвигает идею строительства обитаемой станции на Луне. Он стремится пробудить общественный интерес к этому проекту, но все работы проходят в строжайшей секретности. И поэтому для простого советского человека их как-бы нет.
Когда серия испытаний сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 завершается чередой аварий, советскую лунную программу сворачивают окончательно, и амбициозные планы остаются на бумаге.
Глава 9. Ссора Глушко с Королевым
Когда Глушко спрашивали про ссору с Королёвым, тот отмахивался:
– Не было никакой ссоры. Просто Королёв попросил сделать кислородный двигатель экологичным и безопасным. На что я прямолинейно сказал: «Срок 3 года. Я не успею. А вот азотный РД-253 уже готов через год. На нём хоть на Марс лети. Я в авантюрах не участвую». Королев тогда ничего не ответил, а я стал помогать Кузнецову, делавшему кислородник для Королёва, консультировал и давал советы.
И, действительно, Глушко отказался и разработку двигателей, работающих на жидком кислороде и керосине, поручили Николаю Дмитриевичу Кузнецову. До этого он занимался силовыми установками для турбореактивной авиации. Именно поэтому Кузнецов был уверен, что справится с ракетным двигателем за год-полтора. Ведь ракетные конструкции казались ему проще.
Но... на деле всё оказалось иначе. Создание надёжного жидкостного ракетного двигателя требовало не 1,5 года, а почти 10 лет времени, испытаний, ошибок и огромного напряжения сил.
Когда же начались запуски советской лунной ракеты, первые 3 попытки подряд закончились катастрофой – именно из-за сбоев в работе двигателей, которые просто не выдержали нагрузок.
Если бы Сергей Королёв сохранил рабочие отношения с Валентином Глушко и смог использовать его опыт и ресурсы в создании двигательной установки, ход лунной гонки мог бы сложиться иначе.
У Советского Союза действительно существовали реальные шансы опередить США в высадке человека на Луну.
В те годы в СССР уже разрабатывались масштабные проекты не только по доставке космонавтов на естественный спутник Земли, но и по строительству обитаемых баз на Луне.
Программа получила серьёзную государственную поддержку и финансирование. Конструкторское бюро Владимира Бармина, прославившегося разработкой наземной инфраструктуры космодромов, уже приступило к созданию детальных чертежей первых лунных поселений.
Позже космонавт Гречко расскажет:
– Королёв ругал своих сотрудников за то, что они «украли у него годы», отговорив от варианта Глушко, который говорил дело.
Вот и вся «ссора». Но… это далеко не всё.
***
Сергей Королёв часто сталкивается с напряжёнными отношениями не только с Валентином Глушко, но и с другими ведущими фигурами отрасли – Янгелем, Устиновым, Каманиным. Некоторые объясняют это его властным характером, но свидетели эпохи считают, что причина лежит гораздо глубже.
Да, Королёв упрям и требователен, но конфликты с Глушко возникают не из-за личных качеств, а из-за фундаментальных разногласий – технических, этических, стратегических.
Изначально споры носят профессиональный характер. Сергей Павлович никогда не скрывает своего мнения и это раздражает Валентина Петровича.
***
Но... несмотря на напряжённые отношения между Глушко и главным конструктором ракеты-носителя Сергеем Королёвым, именно двигатели Глушко становятся «сердцем» той самой легендарной «семёрки», которая 12 апреля 1961 года доставила первого человека на околоземную орбиту.
На ракете «Восток», которая вывела Юрия Гагарина в космос стояли жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108, разработанные под руководством Валентина Петровича Глушко, созданные в ОКБ-456 (НПО «Энергомаш»), которым он долгие годы руководил.
***
Однако, недопонимания продолжаются.
Глушко отвергает идею управления ракетой с помощью качающихся камер сгорания и настаивает на газоструйных рулях. Королёв, убеждённый в обратном, начинает самостоятельно вести разработку рулевых двигателей в своём КБ.
И Королев выигрывает. Такое поражение становится ударом по авторитету Глушко – а он не прощает такого.
С годами трение перерастает в личную неприязнь. Особенно остро противоречия проявляются при создании сверхтяжёлой ракеты Н-1. Глушко отказывается делать для неё двигатели.
Ещё один разлом при выборе топлива. Королёв и его команда выступают против ядовитых компонентов вроде гептила, опасаясь за здоровье людей. Глушко настаивает на их применении ради эффективности.
Споры на эту тему становятся почти непримиримыми. И даже спустя десятилетия бывшие соратники Королёва не меняют своей позиции, указывая на сотни случаев ухудшения здоровья у тех, кто работал с такими высокотоксичными компонентами Глушко.
***
Свидетель тех лет, близкий соратник Королёва, рассказывает: он тоже часто спорит с Сергеем Павловичем – жёстко, эмоционально, иногда они неделями не разговаривают. Но потом всегда возвращаются к сотрудничеству, потому что объединены общим делом.
С Глушко всё иначе – тот ничего не забывает.
После смерти Королёва в 1974 году его преемника Василия Павловича Мишина, снимают с должности, а руководителем ОКБ-1 назначают Глушко.
При первой встрече на заводе Валентин Петрович демонстративно игнорирует протянутую руку Василия Павловича. Позже, увидев бывшего коллегу в столовой, молча разворачивается (при этом как бы нечаянно опрокинув стул) и уходит.
Вскоре Мишин получает запрет даже входить на территорию предприятия – он даже не успевает забрать свои личные вещи.
Так технический спор превращается в личную вражду, оставившую глубокий след в истории советской космонавтики.
Но… на самом видном месте у Королева всегда висела фотография Совета главных конструкторов, которую он назвал «Семёрка главных». И когда гости садились на диван, то они видели тех, кто вывел страну в космос, среди которых был и Глушко.
Продолжение следует…
Биография В.П. Глушко. Главы 1, 2, 3 и 4 (начало):
Биография В.П. Глушко. Главы 5 и 6:
Биография В.П. Глушко. Глава 10:
Биография В.П. Глушко. Главы 11 и 12 (заключительные)
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!