Все мы помним, что творилось на нашем авторынке два года назад. Привычный мир рухнул, дилеры известных марок либо закрылись, либо начали просить за машины какие-то космические деньги, торгуя буквально воздухом. А на пустые места хлынул поток китайских новинок, в которых поначалу никто толком не разбирался. В тот момент многие водители принимали решения на эмоциях, поддавшись общей панике - нужно было срочно брать хоть что-то, пока есть.
На днях мне попалась история одного такого владельца, который в 2023 году махнул рукой на свой старенький Ford Focus и купил бестселлер рынка - новенький Haval Jolion в комплектации Premium. Отдал он за него в кредит, на минуточку, два с половиной миллиона рублей.
В тот момент он был уверен, что сорвал куш. Еще бы: машина красивая, модная, внутри все светится экранами, куча опций, о которых раньше только мечтали, и самое главное - заводская гарантия, которая грела душу. Но радость от владения этим «гаджетом на колесах» улетучилась подозрительно быстро. Прошел год, на одометре набежало двадцать тысяч километров, и владелец вдруг понял, что машина его не радует, а скорее бесит. И ведь, если честно, ничего серьезного в ней не сломалось, колеса не отвалились. Проблема была в другом - в постоянном ощущении, что тебя где-то обманули, продав красивую обертку с очень посредственной начинкой.
Основная претензия к «Джолиону» у героя этой истории сформировалась в плотных городских пробках. Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, которую так нахваливали менеджеры в салоне, на деле оказалась нервной и дерганой. В глухих заторах она постоянно металась между первой и второй передачей, награждая водителя и пассажиров неприятными пинками под зад. На трассе же вылезала другая проблема - маленький турбомоторчик объемом полтора литра.
Да, в паспорте написано сто пятьдесят сил, но по факту, чтобы ехать динамично, его нужно постоянно крутить в звон. А когда ты крутишь маленькую турбочетверку, расход топлива улетает в космос. У владельца в смешанном цикле выходило около одиннадцати-двенадцати литров, что для компактного переднеприводного кроссовера является явным перебором.
Окончательно добила человека эргономика салона и объем багажника. Он человек семейный, они часто выезжают на дачу и на природу, но багажник в Jolion оказался просто насмешкой над здравым смыслом. Туда с трудом влезает пара чемоданов и пакеты из супермаркета, а коляску положить - это целая спецоперация.
Сиденья с короткой подушкой превращали любую поездку длительностью более двух часов в пытку для спины. В какой-то момент владелец понял, что платит кредит за машину, которая ему совершенно не подходит. И тогда он решился на шаг, который многие его знакомые назвали безумием. Он решил продать годовалого «китайца» и купить подержанного «японца».
Его выбор пал на Mitsubishi Outlander третьего поколения, рестайлинг 2019 года выпуска. Ему удалось найти ухоженный экземпляр с одним владельцем, пробегом в шестьдесят тысяч километров и двухлитровым мотором. По деньгам вышла интересная математика: он продал Хавал, закрыл остаток кредита и купил Аутлендер практически «ключ в ключ», даже немного осталось на большое техническое обслуживание. С тех пор прошло полгода, он проехал на «японце» уже пятнадцать тысяч километров и теперь в своем отзыве с уверенностью заявляет - это было лучшее автомобильное решение за последние годы.
Первое, что почувствовал владелец, пересаживаясь из современного китайца в пятилетнего японца - это монументальность и основательность. Да, салон Аутлендера выглядит приветом из двухтысячных годов. Тут нет огромных планшетов, графика приборной панели простая, а кнопки выглядят грубовато и старомодно. Но зато все находится на своих местах, и пользоваться этим удобно. Климат-контроль управляется понятными шайбами, подогрев сидений включается физической кнопкой, которую можно нажать вслепую, не тыкая пальцем в зависающий экран мультимедиа. Материалы отделки, может, и не выглядят так броско и нарядно, но они износостойкие. Пластик не царапается от взгляда, а кожа на сиденьях - это кожа, а не тонкая клеенка, которая трескается на морозе.
На ходу разница оказалась еще более колоссальной и заметной. Outlander едет как взрослый, тяжелый и сбитый автомобиль. Подвеска здесь всеядная, она глотает ямы, трамвайные рельсы и лежачих полицейских с благородной упругостью, не допуская пробоев. В Хавале на тех же самых дорогах водитель чувствовал каждый стык асфальта, а подвеска работала шумно и расхлябанно, передавая вибрации на кузов.
Вариатор Jatco, которым так любят пугать на форумах диванных экспертов, на самом деле настроен великолепно. Он обеспечивает плавный, троллейбусный разгон без рывков, провалов и задержек. Да, это не гоночная трансмиссия, но для семейного кроссовера это именно то, что нужно для комфортного перемещения.
Отдельного восторженного упоминания в отзыве заслуживает багажник и салон японского кроссовера. В Аутлендере просто вагон места для пассажиров и поклажи. Владелец спокойно грузит детскую коляску, самокат, пакеты с едой, и еще остается место для вещей. Задний диван просторный, с нормальным углом наклона спинки, где удобно сидеть взрослым людям. Это полноценный семейный автомобиль, а не городской хетчбэк, который просто приподняли над землей и назвали кроссовером.
Что касается надежности, то за полгода эксплуатации владелец поменял только масло и фильтры, не столкнувшись ни с какими проблемами. Двухлитровый атмосферник 4B11 - это настоящая легенда моторостроения, он простой, ресурсный и спокойно переваривает девяносто второй бензин. Расход топлива, кстати, оказался даже ниже, чем у турбированного Хавала с меньшим объемом. На трассе при скорости сто десять километров в час машина укладывается в восемь литров, в городе расходует около десяти-одиннадцати. И это при том, что японский кроссовер тяжелее и больше по габаритам.
Но самый главный аспект, который греет душу владельцу - это ликвидность его приобретения. Он прекрасно понимает, что через три года его Mitsubishi Outlander, которому стукнет восемь лет, будет стоить примерно тех же денег, что и сейчас, с поправкой на инфляцию. Это актив, который всегда будет востребован на вторичном рынке. А вот сколько будет стоить четырехлетний Haval Jolion с пробегом под сотню и заканчивающейся гарантией - большой вопрос. Рынок уже перенасыщен «китайцами», и цены на вторичке на них падают стремительно, так как люди боятся брать сложные машины без гарантии.
Конечно, автор отзыва признает, что ему не хватает некоторых модных фишек. Камеры кругового обзора у Хавала были качественнее, мультимедиа современнее и быстрее. Но он готов пожертвовать качеством картинки ради качества езды и надежности. Он перестал бояться, что зимой разрядится аккумулятор из-за глюка электроники, или что экран климата погаснет в минус тридцать. Он садится в машину и уверен, что она довезет его куда угодно в любое время суток.
Этот опыт наглядно показал, что маркетинг не может заменить настоящую инженерную школу. Китайцы научились делать красивые обертки, ставить мощные процессоры и рисовать красивую графику. Но научить машину правильно ехать, сделать удобные кресла и настроить подвеску - это искусство, на освоение которого уходят десятилетия. Mitsubishi Outlander - это скучный, устаревший, но честный автомобиль, сделанный инженерами для жизни. А Haval Jolion, при всем уважении, пока еще ощущается как продукт маркетологов для быстрого вау-эффекта в автосалоне.
Поэтому, если вы стоите перед выбором - взять нового бюджетного «китайца» или проверенного временем подержанного «японца» класса выше, не спешите бежать за гарантией и красивыми экранами. Иногда старый друг действительно лучше новых двух, особенно если этот друг сделан из нормального железа и имеет понятную родословную. Владелец свой выбор сделал и, глядя на соседа, который мучается с глюками на своем новом китайском кроссовере, понимает, что не прогадал.
А что бы выбрали вы в бюджете 2,5 миллиона: запах новой машины и риск или проверенную надежность с пробегом?