Найти в Дзене
ПУТЬ ВОИНА

Почему римский историк Тацит восхищался германскими "варварами"?

В конце I века нашей эры римский историк Публий Корнелий Тацит написал небольшую работу "Германия", в которой достаточно подробно описал жизнь, обычаи и религию племен за северной границей империи. Особое внимание Тацит уделил брачным традициям германцев — и неслучайно. Историк явно ставил "варваров" в пример своим современникам, погрязшим в чрезмерной роскоши и разврате. Германцы не торопились создавать семьи. Добрачная близость считалась позором. Мужчины и женщины вступали в брак будучи уже зрелыми личностями, готовыми к ответственности. Приданое германца выглядело странно для римлянина: никаких драгоценностей, земель или денег. Жених приносил жене волов, прирученного коня, щит, копье и меч. Эти дары несли послание: ты будешь делить со мной не только счастье, но и тяготы, лишения. И это не было пустыми словами. Тацит описывает: во время войны германские женщины шли рядом с мужьями. Они перевязывали раны, подбадривали воинов, готовили их к новому сражению. В крайних случаях жены могли
Оглавление

В конце I века нашей эры римский историк Публий Корнелий Тацит написал небольшую работу "Германия", в которой достаточно подробно описал жизнь, обычаи и религию племен за северной границей империи.

Особое внимание Тацит уделил брачным традициям германцев — и неслучайно. Историк явно ставил "варваров" в пример своим современникам, погрязшим в чрезмерной роскоши и разврате.

Брак без спешки

Германцы не торопились создавать семьи. Добрачная близость считалась позором. Мужчины и женщины вступали в брак будучи уже зрелыми личностями, готовыми к ответственности.

Приданое германца выглядело странно для римлянина: никаких драгоценностей, земель или денег. Жених приносил жене волов, прирученного коня, щит, копье и меч. Эти дары несли послание: ты будешь делить со мной не только счастье, но и тяготы, лишения.

И это не было пустыми словами.

Жены на поле боя

Тацит описывает: во время войны германские женщины шли рядом с мужьями. Они перевязывали раны, подбадривали воинов, готовили их к новому сражению. В крайних случаях жены могли даже бросаться вперед и нападать на врагов! Жена была не украшением дома, а самой настоящей боевой подругой.

Многоженство германцы запрещали. В некоторых племенах женщина не могла выйти замуж повторно даже после смерти супруга — настолько священным считался брак.

Мораль против разврата

За прелюбодеяние карали одинаково жестоко — и мужчин, и женщин. Тацит подчеркивает этот контраст: в Риме измены стали нормой, а германцы хранили верность.

-2

Кроме того, римляне с легкостью отказывались от нежеланных детей — просто выбрасывали на улицу или продавали. У германцев это считалось тяжким преступлением. Более того, помощь чужому ребенку — особенно осиротевшему — была священным долгом.

Германские матери — вне зависимости от социального положения — кормили детей грудью. В Риме это делали специальные кормилицы, так как знатные особы считали подобное занятие ниже своего достоинства.

Зачем Тацит это задокументировал?

«Германия» — не просто этнографический очерк. Это укор Риму.

Тацит жил в эпоху упадка нравов. Роскошь, разврат, отказ от семейных ценностей — все это разъедало империю изнутри. Историк смотрел на тех, кого Рим считал варварами, и видел в них то, что империя давно утратила: простоту, верность, честь, благородство, взаимовыручку.

Описывая германцев, Тацит пытался вернуть соотечественников к принципам морали времен Республики — тем самым принципам, что когда-то сделали Рим великим.