Найти в Дзене

🏔️ Один день из жизни афанасьевца

Оглавление

Реконструкция жизни и быта.

Продолжение (по просьбе читателей)

Первая статья

Имя: Арга (условное, от прото-индоевропейского корня, связанного с быстротой и белизной).
Возраст: около 30 лет (для той эпохи — зрелый, уважаемый возраст).
Время: примерно 3300 год до н.э., поздняя осень.
Место: долина Енисея, предгорья Саян.

Рассвет. Холодный степной ветер гуляет по долине, шурша пожухлой травой. Арга одним из первых вылезает из низкого, покрытого шкурами и дерном жилища-полуземлянки, вкопанного в землю для тепла -4-9. Его высокую, под 180 сантиметров, фигуру слегка скрючивает утренний холод и старая травма колена — напоминание о прошлогодней стычке с соседним родом из-за пастбища. Он тянется, и кости спины отвечают ему глухой болью — расплата за жизнь в седле, долгие переходы и работу на холодной земле.

Его лицо, с резко выступающим прямым носом, высокими скулами и глубоко посаженными глазами, обветрено и сурово. Светло-русые волосы, заплетенные в грубые косы, развеваются на ветру. Возможно, его глаза, как и у многих соплеменников, — светлые -4. Он идет к загону, где храпит и перебирает копытами небольшой табун лошадей. Рядом блеют овцы и стоят несколько коров. Скотоводство — основа их жизни, их богатство и пропитание -2-4-9.

Утро. Арга осматривает деревянную посуду, края которой стянуты медными оковками для прочности — его народ не только скотоводы, но и первые металлурги региона -4. Он пользуется медным ножом и шилом, но каменные орудия — песты, терочки, колотушки — все еще в ходу. Взяв в руки каменную «колотушку» с оббитым рабочим краем, он вспоминает, как добывали медную руду сородичи. Подобные орудия находят в древних выработках, и, возможно, эта вещь — семейная реликвия, символ их мастерства -6.

День. Женщины и дети заняты вокруг полуземлянок. Одни обрабатывают шкуры, другие разводят небольшой костер, окруженный камнями. В золу и песок они закапывают остродонные глиняные сосуды яйцевидной формы, украшенные нарядным орнаментом «ёлочка» и «качалка» -2-4. В этих горшках, емкостью до 200 литров, хранятся запасы. Ученые полагают, что афанасьевцы предпочитали не варить, а коптить мясо -4. Основу их рациона составляет мясо и молоко, но следы периодического голода и недоедания, особенно зимой, — тоже часть их суровой правды.

Вечер. Солнце клонится к западу. Арга смотрит на круглые каменные ограды родового могильника, расположенного неподалеку от поселения. Они хоронят сородичей головой на юго-запад, в скорченном положении на боку, часто окрашивая тела священной охрой, символизирующей кровь и жизнь -4-6. В могилу кладут скромный инвентарь: горшок с едой, медную серьгу, каменное орудие. Это не роскошь, а необходимость для пути в иной мир. Арга знает, что его народ пришел с далекого запада, из степей Причерноморья, и их генетический код и обрядность роднят их с ямниками -2-9. Они — восточный авангард великого переселения, застрявший в сердце Сибири.

Сумерки. В жилище пахнет дымом, кожей и людьми. Арга ужинает копченым мясом, запивая кислым молоком. Он устал. Его тело, сильное и выносливое, изношено трудом. Его жизнь, полная опасностей и лишений, — это ежедневная борьба за выживание в чуждом, холодном мире. Но он — первый. Первый скотовод, первый металлург, первый строитель курганов в этих краях. И его кости, и кости его сородичей спустя тысячелетия расскажут эту историю — эпопею о горстке смелых людей, навсегда изменивших историю Сибири.

Понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь чтоб не пропустить интересное.