Найти в Дзене
Академия на Неве

Священник Иван Иванов. Луиджи Джуссани и теология образования: к осмыслению наследия в 20-летие со дня кончины

Потрясения XX в. привели к отказу от духовности, изменив восприятие человека в обществе. Стали возникать новые подходы к поиску смыслов. Энциклика папы Пия ХI «Divini illius Magistri» (1929)[1] дает импульс развитию современной теологической мысли об образовании на Западе. Итальянский педагог Л. Джуссани, отвечая на вызовы эпохи, попытался объединить философию, искусство и богословие в синтезе, который чуть позже будет обозначен как «теология образования»[2] . Его попытка создания этой концепции в 1950‑х была направлена на предотвращение кризиса мысли и утраты высшего смысла у итальянской молодежи. Главной темой для Джуссани было понимание христианства как события: не простого набора идей и моральных норм, но живого пространства встречи со Христом. В его измерении событие призвано изменить человеческое существование[3] . Джуссани отрицал редукцию христианства до морали или идеологии, ведь в его мысли оно есть пространство живой встречи, которое изменяет жизнь и открывает подлинное пони
Оглавление

Горизонты мысли: историко-философский контекст

Потрясения XX в. привели к отказу от духовности, изменив восприятие человека в обществе. Стали возникать новые подходы к поиску смыслов. Энциклика папы Пия ХI «Divini illius Magistri» (1929)[1] дает импульс развитию современной теологической мысли об образовании на Западе. Итальянский педагог Л. Джуссани, отвечая на вызовы эпохи, попытался объединить философию, искусство и богословие в синтезе, который чуть позже будет обозначен как «теология образования»[2] . Его попытка создания этой концепции в 1950‑х была направлена на предотвращение кризиса мысли и утраты высшего смысла у итальянской молодежи.

Образование как встреча: ключевые идеи Л. Джуссани в свете теологии

Главной темой для Джуссани было понимание христианства как события: не простого набора идей и моральных норм, но живого пространства встречи со Христом. В его измерении событие призвано изменить человеческое существование[3] . Джуссани отрицал редукцию христианства до морали или идеологии, ведь в его мысли оно есть пространство живой встречи, которое изменяет жизнь и открывает подлинное понимание реальности. Этим Л. Джуссани вносит некоторые коррективы в мысль М. Хайдеггера об опыте как способе познания. Если для Хайдеггера человек оказывается заброшенным в мир (Geworfenheit)[4] в поиске подлинности, то Джуссани подчеркивает интенцию к «бесконечному» и важность личного опыта встречи с Истиной[5] . Самый важный метод познания — личный опыт и его соприкосновение с реальностью. Для него путь к истине лежит не через познание абстрактных идей и теорий, а через реальный жизненный опыт и призму встречи с другими людьми: «… это любовь к тем, кто встречается на пути, это взгляд в перспективе судьбы тех, кто встречается на пути»[6] .

По Джуссани опыт — важная составляющая метода, но она не может находиться в изоляции. Он особо подчеркивал роль традиции и авторитета, особенно Церкви, как носителя истины. Традиция описывалась им как изначальная данность, которая несет в себе ценности и смыслы. В ней он усматривал гипотезу, которая в состоянии объяснять реальность. Джуссани вводит образовательный характер в свою концепцию для осознания реальности жизненного опыта. Предложение традиции должно являться в пространстве встречи, где предложенное будет конкретизироваться и проявляться максимально отчетливо и становиться проверяемым. Таким пространством должно быть место встречи с авторитетом. Событие встречи с авторитетом является критерием применения полученного опыта от традиции, который будет применим на пути следования Истине. Джуссани, прибегая к метафоре дороги, говорил, что авторитет обеспечивает верный путь, а харизма делает его прекрасным[7] . В этом Л. Джуссани сходится с мыслью свящ. П. Флоренского о том, что традиция — не мертвое наследие, а живая реальность, без которой человек теряет связь с истиной. Флоренский утверждает, что истина познается через преемственность в Церкви и «живое знание»[8] , а Джуссани дополняет, что традиция есть «объясняющая гипотеза реальности».

Л. Джуссани отмечал, что основу человеческой природы должно составлять желание бесконечного. Усматривая, что сердце каждого человека жаждет «бесконечного». Он видел эту жажду в стремлении к истине, любви и красоте, которые не дают каждому сойти с пути. Для него было очень важным осознание не только поиска подлинности, но самого факта попытки: «…ценнейшее достояние всех достижений человека в религиозной сфере — это попытка. Все, что их отличает, — это способ выражения, который определяется многими факторами, но подобные варианты никогда не умаляют указанную ценность»[9] . В этом измерении культура призвана не тушить огонь этого стремления, а лишь зажигать фонари у пределов пути. Само признание истины возможно только лишь в свободе, где настоящая свобода — это способность признать истину и жить в соответствии с ней, а не просто как возможность выбора. Для Джуссани человеческое сердце жаждет любви и красоты, которая детоводительно направляет нас к Истине. Красота как основополагающая составляющая познания предстает в концепции эстетической теологии Х. У. фон Бальтазара. Для него красота есть путь к познанию Творца и раскрытию Его истины[10].

Отмечая идеи Джуссани как магистральные для выстраивания концепции теологии образования, нельзя не упомянуть представления Ж. Маритена о том, что образование должно учитывать духовное измерение человека и непременно вести его к истине[11]. Для Джуссани образование становится не просто передачей знаний, а сопровождением человека к осмыслению своей жизни, и именно в нем он видит источник поиска смысла.

Теология как путь образования: Л. Джуссани и педагогика веры

Высказанные выше идеи могут предстать как единая образовательная концепция итальянского педагога. Однако Л. Джуссани только лишь стоял на пороге создания концепции теологии образования. Его личные и экзистенциональные поиски истины, объединенные в диалоге с традицией и поиском роли теологии и языка, нуждаются в некоторой систематизации. Ведь Джуссани сам нередко замечал, что оставил свою научную и преподавательскую карьеру ради спасения молодежи и ее вовлечения в духовный поиск[12]. Для него образование было не простым фактом передачи знаний, но стремление к пробуждению смысла бытия через встречу с традицией и личностным свидетельством.

Этот ход мысли максимально близок к словам А. Геше о том, что богословие XXI в. должно вернуть Бога в «человечески- мыслимое время», делая слова вновь понятными и слышимыми[13]. Современная теология должна выходить за рамки традиционной «школьной» формы и устремляться к фундаментальному поиску истины. Джуссани в своих многочисленных текстах подчеркивал, что истинное знание может родиться только в личном переживании и устремлении к Истине. Для него образование мыслилось не как набор учебных дисциплин, а способ воспитания личности. Концепция «теологии образования» находит свой отклик в мысли Джуссани как пространстве, формирующем новую личность, способную жить в полноте Истины.

Один из ключевых моментов современной «теологии образования» — кризис языка веры. Сегодня, по Геше, у каждого есть глубокое желание обрести себя, но слова веры стали непонятными как древняя китайская грамота[14]. Джуссани, вторя этим словам в свой трилогии «Путь», отмечает, что потеря человеком способности восприятия религиозного языка состоит в том, что религиозность больше не воспринимается большинством людей как жизненный опыт[15]. Итальянский педагог видит решение в возращении к первичному опыту встречи со Христом, которая есть сила, оживляющая слово. Это соотносится с идеей Хайдеггера о том, что «язык есть дом бытия», однако Джуссани вновь привносит коррективы в мысль немецкого мыслителя. Он отмечает, что язык веры не должен быть достигаем простым схоластическим методом, а должен переживаться в опыте личной встречи с Истиной и только тогда он станет понятным для человека XXI столетия.

Теология образования не может мыслиться в рамках закрытой системы. В своем абсолютизированном характере она есть живая среда обучения через диалог. Эти основы стали краеугольным камнем в построении движения Comunione e Liberazione для Л. Джуссани. Он с самого начала не хотел, чтобы движение была замкнуто некой средой, а напротив раскрывалось в живое пространство, которое призвано формировать «нового человека» через богословие. Воспитание и образование для него — это путь введения в реальность через традицию, который должна проживаться как встреча[16]. Теология образования должна вновь и вновь возвращать к истинному объекту теологии — невыразимому Богу[17]. Джуссани утверждал это, говоря, что вера не простой набор знаний, но способ существования. Здесь Джуссани также, как и К. Барт, отмечает, что теология, при своем включении в интеллектуальную культуру, не должна терять своей специфики оттого, что ее объектом является Бог, Который превосходит человеческую проверку.

Л. Джуссани предвосхитил вызовы, с которыми столкнулась теологическая мысль XXI столетия. Сегодня человек не просто заброшен в мир, сколько устремлен к бесконечному, и лишь личная встреча с Истиной может даровать подлинное существование. Теология образования призвана оживить язык веры, даруя ему способность к раскрытию истины. Джуссани ясно видел, что теология должна быть движением, а ее задача — формировать новый тип личности и дискурса. Он доказал, что будущее стоит в парадигме «времени теологии», и его подход дает нам возможность узреть пути к его следованию через личную встречу, живое свидетельство и включение богословия в нарратив жизни.

Ссылки и примечания:

  1. Pius XI. Divini Illius Magistri: Encyclical on Christian Education. 31.12.1929. URL: https://www. vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_31121929_divini- illius-magistri.html (дата обращения: 12.03.2025).
  2. См.: Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 112–134.
  3. См.: Джуссани Л. Можно ли жить так? М., 2007.
  4. Heidegger M. Being and Time. A Translation of “Sein und Zeit”. Albany NY, 1996. P. 127.
  5. Джуссани Л. Чувство Бога. Милан. М., 1996. С. 20–21.
  6. Джуссани Л. Если бы я не принадлежал тебе, Иисус, я был бы бессмысленной тварью. М., 1997. С. 35–36.
  7. Giussani L. Un avvenimento nella vita dell’uomo. Milano, 2020. P. 249.
  8. См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1990.
  9. Джуссани Л. У истоков христианского притязания. М., 2001. С. 23.
  10. См.: Бальтазар Х. У. Слава Божия. Эстетическое созерцание. Т. 1: Взгляд формы. СПб., 2014.
  11. См.: Маритен Ж. Образование в поисках своей души. М., 2008.
  12. См.: Джуссани Л. Я, власть, дела. Размышления, почерпнутые из опыта. М., 2004.
  13. Gesché A. Éloge de la théologie. Louvain. 1996. 27–2. Р. 160–173.
  14. Ibid. P. 161.
  15. См.: Джуссани, Л. Путь. Кн. 1: Религиозное чувство. М., 2004.
  16. См.: Джуссани, Л. Рискованное дело воспитания. М, 1997.
  17. Barth K. Evangelical Theology: An Introduction, trans. Grover Foley. New York, 1963. P. 9.

Источник: И. Д. Иванов. Луиджи Джуссани и теология образования: к осмыслению наследия в 20-летие со дня кончины // Актуальные вопросы церковной науки № 1, 2025, С. 166-169.