Здравствуйте, дорогие читатели! Как и было обещано мной в прошлый раз, мы отправляемся по городам Золотого кольца России в той последовательности, в которой по самым разным указателям прошёл составитель маршрута Юрий Бычков. Маршрут был, напомню, такой: Москва — Владимир — Суздаль — Иваново — Кострома — Ярославль — Ростов (впоследствии — Ростов Великий) — Переславль-Залесский — Загорск (после распада СССР — Сергиев Посад) — Москва. Соответственно, Владимир становится и первой остановкой для нас!
Откуда взялось название?
Владимир, который мы знаем, был основан то ли в 990 г., то ли в 1108 — споры идут по этой теме не один десяток лет. Всему виной — летописное упоминание этого факта в нескольких летописях под 990 годом князем Владимиром Святым. До сих пор считалось точно, что Новгородская 1-ая летопись указывала на основание города своего имени в Суздальской земле в 1108 г. Владимиром Мономахом, правнуком Владимира Святого.
Соответственно, так как город, после нескольких процессов эволюции языка, стал "тёзкой" своего основателя, кто бы им ни был, он, в зависимости от того, какой версии основания города вы придерживаетесь, будет называться или в честь Владимира Святого, или в честь Владимира Мономаха.
Однако есть ещё одна тонкость, касаемая древних источников и дат. В них город будет называться Владимиром-на-Клязьме — именно в таком написании. Это связано с существованием Владимира-Волынского — этот город был упомянут ещё под 988 г. — туда Владимир Святой посадил княжить своего сына Всеволода (не путать с Всеволодом Ярославичем, это он — отец Владимира Мономаха).
Чем город был славен?
В прошлый раз, кратко представляя Владимир, я сказал, что он в своё время послужил уже 2-ым (!) убежищем князя от боярства — первым был соседний Суздаль, о котором ориентировочно через 1 публикацию. Так вот, Владимир-на-Клязьме стал таковым для сына Юрия Долгорукого — Андрея, впоследствии прозванного Боголюбским. Это был его выбор — в городе особенно никого не было, а сам город оставался близко, чтобы влиять на происходящее, в удельный-то период.
Вы также найдёте в наших школьных учебниках и энциклопедиях по истории, что с 1169 г. Андрей Боголюбский же перенёс сюда столицу из Киева. На самом деле Владимир окончательно стал русской столицей только с началом монгольского периода (1243 г.), тогда же и пошёл в ход термин "великий князь владимирский". А в том 1169 г. случился поход князя Андрея на Киев, ознаменовавшийся его разграблением и "переездом" ведущей роли в русской истории с юго-западных земель на север. Вплоть до ноября 1240 г. значение Киева оставалось довольно высоким.
Титул великого князя Владимирского действовал вплоть до периода XIV-XV вв., митрополит здесь находился в 1299-1328 гг., до этого он оставался в Киеве. Несмотря на то, что где-то уже Юрий Даниилович может быть указан как великий князь Московский, на самом деле корректно указывать этот титул только с Василия I, не раньше, и то Владимир ещё лет 50 упоминался перед Москвой в титуле. Впрочем, в конце XVI века Борис Годунов предложит во Владимире разместиться патриарху Константинопольскому — Россия к тому времени осталась единственным независимым православным государством, — но он отказался. Рассчитывал-то на Москву, а там по итогу поставили своего патриарха, а там и возразить-то было нечего — всё же, опять-таки, столица единственного независимого православного государства!
После фактического переноса столицы отсюда в соседнюю Москву Владимир сдал свои позиции. Да, в Успенском соборе Владимира какое-то время проводились венчания, но в целом роль города сильно сократилась. Обычный большой провинциальный городок со своей долгой историей.
Что здесь есть?
Владимир — один из немногих городов Золотого кольца (таких сейчас всего 3), в котором есть памятники истории и культуры даже не из российского списка, а из перечня объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Помимо Успенского собора — он и для нашей истории немало значит, к тому же и история для него слишком типичная для Руси, — ещё Дмитриевский собор и, наверное, один из символов города — Золотые ворота. У памятников Владимирской области в списках ЮНЕСКО есть общее название — "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля". На самом деле ещё Боголюбова — есть строения и оттуда.
Есть и многие другие памятники, правда, уже более близкие по времени и, конечно, не входящие в список ЮНЕСКО. Любителям истории повседневности, пожалуй, понравятся торговые ряды рубежа XVIII-XIX веков и реальное училище ровно на 100 лет моложе.
Продолжая тему истории повседневности. Некоторое время тут был музей вишни — это связано с тем, что здесь её выращивали с конца XVI века, реально, даже поставляли к царскому двору — увы, жаль, что тему не докрутили, впрочем, "Вишнёвый дом" всё же работает. И, конечно же, много чего интересного, так всего и не назвать с наскока!
Как сюда въехать?
По простоте логистики среди вообще всех городов Золотого кольца Владимир уступает только Сергиеву Посаду, про который я уже рассказывал. Это связано с расположением города на одном из ходов Транссиба, начавшем активно использоваться только с 2001 г., хотя планы такого рода датировались вообще XIX веком и составлялись ещё Богдановичем. Впрочем и не только с этим.
В публикации, где я представлял Горьковское направление Мосузла, чьей фактической конечной является Владимир, я уже рассказывал, и здесь в полной мере повторюсь: это самая дальняя точка в сторону Нижнего, куда может проследовать электричка из Москвы. Это связано с тем, что здесь станция стыкования родов тока: со стороны Москвы — постоянный, со стороны Нижнего Новгорода — переменный, а со стороны Иванова электрификации нет вовсе, но её нет на всех линиях в Ивановскую область. Поэтому все дальние и даже двухсистемные поезда, как бы они ни следовали, обязаны здесь остановиться в лучшем случае, если это двухсистемник по направлению Москва — Нижний Новгород, для прохождения остановки на выбеге, в худшем, если это НЕ двухсистемник или поезд в Иваново, — для смены электровоза на тепловоз. "Ласточке" в Иваново, так как у неё есть свой головной вагон, тепловоз здесь цепляют, как в Волоколамске, а обратно — отцепляют.
Соответственно, почти любой дальний поезд здесь остановится. Пригородные поезда — не двухсистемные (двухсистемниками являются только ЭП20 и некоторые версии "Ласточек" и "Финистов"), а потому для них всех Владимир не может быть ничем иным, кроме как конечной. Разве что для тепловозов, и то как-то сомнительно — обычно без нужды под электрификацией "теплички" не ходят.
В городе рядом с ж/д станцией есть и автобусная станция для дальних и пригородных маршрутов. По моим ощущениям, самый частый маршрут — это в Суздаль, но он тут рядом. Но при следовании из Москвы будьте внимательны: шоссе Энтузиастов, по которому нужно выезжать в эту сторону, одно из самых загруженных в городе!
По самому городу транспорт представлен троллейбусом и автобусом. Многие маршруты обслуживаются большим транспортом, а троллейбусам ещё и парк недавно обновили!
На этом пока всё! В следующий раз подробно остановлюсь на отдельных достопримечательностях Владимира, а пока скажите, что для вас Владимир? Нравится ли вам этот город!
Спасибо за то, что дочитали материал до конца! Если публикация вам понравилась, буду рад, если на меня подпишетесь! Возможно, я даже смогу вас заинтересовать чем-нибудь ещё?
Например, некоторыми академическими концертными залами Москвы?
Или же тем, как мой отдых компонуется, м.б. поможет и вам? Фото не будет — так и задумано!
Быть может, вас заинтересуют зелёные зоны в Челябинске, из которых одна — это Городской бор?
Или же вы хотите узнать о достопримечательностях городов-спутников Екатеринбурга?