Проехали почти 600 километров по острову с двумя ночёвками в Камагуэе и Ольгине. Впечатления от Кубы у меня сложились разные, противоречивые, однозначно было интересно, но не хочу возвращаться, по крайней мере пока)
ДЕНЬ 1. От Тринидада до Камагуэя
Кубинские дороги удивляют с первых километров. Машин мало, как ни странно. Страна небольшая, народу достаточно, для сравнения в малонаселенной обширной Монголии в степях было больше крутых современных машин. Зато здесь много раритета! Американские классические легковые авто 50-х, советские «Жигули» и «Москвичи», старые автобусы, КамАЗы, зилы, мотоциклы, и — совершенно равноправные участники движения — лошадиные повозки. В одном поселке мы даже видели повозки, запряжённые волами — прям как назад в прошлое попали.
Состояние дорог оказалось лучше, чем ожидали: ямы есть, но в целом трассы проходимые, а трафик настолько спокойный, что иногда кажется, будто едешь по забытым дорогам, а не по федеральной трассе.
По пути заехали к знаменитой башне Манака-Иznága, построенной в XIX веке в сердце долины Лос-Индженос. С этой башни надсмотрщики наблюдали за рабами, трудившимися на сахарных плантациях от рассвета до заката.
Сегодня это памятник печальной истории Кубы. Подняться наверх, увы, нельзя — доступ закрыт, но сама башня и окружающие поля создают атмосферу встречи с прошлым.
Вокруг много сувениров: вышивка, вязание крючком, белоснежные скатерти и рубашки. Работа тонкая и красивая, можно выбрать себе на память что-то, но мы так и не решились покупать — впереди долгая Латинская Америка и свободного места в ручной клади очень мало.
Небольшой город Санкти-Спиритус стал неожиданным сюрпризом. Очень аккуратный, чистый, с ярко выраженной колониальной архитектурой и живой атмосферой. В отличие от хмурого Тринидада, здесь жизнь чувствуется ярче.
Город является одним из старейших на Кубе — основан в 1514 году Диего Веласкесом, и стал одним из первых испанских поселений на острове.
К вечеру приехали в Камагуэй, третий по величине город страны и один из самых древних (1515 год). Интересно, что изначально город находился у моря, но постоянные пиратские набеги вынудили переселить его вглубь острова.
Старый центр Камагуэя — настоящий лабиринт узких односторонних улочек, кругами добрались до гостиницы. Снаружи дом ничем не выдавал себя, может ошиблись подумали: закрытые ставни, решётки и звонок. Открыли быстро, ждали, видимо. Внутри оказались в уютном жилище зажиточных кубинцев:
сразу бросились в глаза высоченные потолки,
затем мягкая яркая мебель,
традиционные кресла-качалки у телевизора,
внутренний дворик с мотоциклом среди зарослей зелени до второго этажа,
узкая лестница вела на крышу, где стояли столики,
личная крытая терраса с полным баром была приготовлена специальнодля нас.
Несмотря на отключённое электричество, работал генератор и был Wi-Fi, наконец-то, хоть кто-то живёт нормально, не смотря ни на что.
Мы пошли гулять уже после обеда, а день здесь короткий, солнце садится быстро. Улицы пешеходные, аккуратные, чистые. В Камагуэе много скульптур, которых интересно было рассматривать: можно присоединиться к городским сплетница, почитать местную газету с мужчиной, изучить меню у официанта.
Интересный факт: брусчатка привезена из Норвегии в 1920-х годах. В некоторых местах она сохранилась и смотрится очень даже прилично, но в основном не сверху залили асфальтом.
С наступлением темноты город будто выключили: электричество не успели дать, магазинчики закрылись, улицы погрузились во мрак. Мы долго искали воду и в итоге нашли её в ресторане — кто ж знал. Потом попили вкусный смузи в баре и пошли спать.
ДЕНЬ 2. Через Ольгин к Атлантическому океану
Утром выехали рано — туман стоял такой, что казалось, мы едем как «ёжики в тумане».
Почти у Атлантического побережья обнаружили спущенное колесо — удачно рядом оказался ponchero (шиноремонт). Интересно, что в Венесуэле или Мексике это слово будет означать «человека, который делает пунш», а на Кубе шиномотажник. Логику не поняла...
Починка стоила 1000 песо — примерно 200 рублей.
Про Ольгин в интернете читали много, туристов в этом районе предостаточно, как мы поняли. Но, видимо, все в отелях all inclusive на берегу Атлантики, а сам город нас не впечатлил. Впечатлил сб только подъемом в гору с панорамой на город — настоящий челлендж: футболки можно было выжимать на вершине.
По поводу еды: рис с курицей в простеньком кафе у океана и креветки в ресторане стоили одинаково — 20 долларов. Странные цены.
На третий последний день достигли цели — Сантьяго-де-Куба .
По дороге видели много медсестёр в винтажных белых шапочках — словно кадр из старого фильма.
Между Ольгином и Сантьяго-де-Куба природа уже не такая зелёная: деревья без листьев, сломанные ветви, стволы, поваленные ветром. Все говорило о том, что ураган Мелисса недавно прошёл по восточной части острова.
Все лишения, связанные с электричеством, интернетом, едой мы воспринимали как интересный опыт и сильно не страдали. Впечатления от страны до последнего оставались больше любопытными и необычными, но самый восточный город Кубы нас сломал... Об этом надо писать отдельно и подробно. Провели мы там несколько дней и прочувствовали все тяготы жизни бедных кубинцев.