Давайте вновь отправимся в прошлое и по-настоящему почувствуем дух Советского Союза. Перед вами уникальная подборка раскрашенных фотографий, запечатлевших интересные моменты советской жизни.
Проверка документов сотрудниками ГАИ. Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, 1970-е годы.
Почему именно остановили оленевода — доподлинно неизвестно. Причин могло быть множество:
— забыл прописать оленей в ПТС,
— выехал «на встречку»,
— рога не соответствуют техпаспорту по количеству отростков,
— тонировка не по ГОСТу,
— заехал под «кирпич»,
— превысил скорость или пересёк двойную сплошную...
Вариантов хоть отбавляй. Так что гадать можно до бесконечности!
Детский трамвай в Одессе, 1956 год.
Во многих городах бывшего СССР, как в России, так и в других советских республиках с 1930-х годов существуют детские железные дороги, призванные с ранних лет приобщать ребят к профессии железнодорожника.
Хотя в Одессе детской железной дороги так и не появилось, с 1956 по 1960 год в парке имени Т. Г. Шевченко действовал детский трамвай, аналогичный по духу проект. Как и на ДЖД, здесь всё от машинистов до диспетчеров было в руках подростков.
Трамвайный маршрут был небольшим, всего 520 метров и проходил вдоль Лидерсовского бульвара до Главной аллеи. К сожалению, эта инициатива просуществовала лишь четыре года.
Послевоенное фото в районе поселка Валек на берегу реки Норильской (Норилка).
На фото или трофейный BMW 340, или послевоенный EMW 340 Limousine конца 1940-ых из Восточной Германии.
Дети мастерят макет ракеты во дворе своего дома. СССР, 1962 год.
В 1960-е годы вся страна жила великой космической мечтой, ставшей не просто научным прорывом, а национальной идеей советского народа. И дети, как верные наследники эпохи — разделяли этот всенародный порыв.
Для советской молодёжи космос был не далёкой абстракцией, а реальным горизонтом будущего: мальчишки и девчонки мечтали не просто о звёздах — они верили, что сами полетят к ним, чтобы исследовать Вселенную, служить науке и славе СССР.
Улица Ленина, Воркута, 1988 год.
В свинарнике. Горьковская обл., колхоз «Авангард», 1957-1960 год.
Двое на набережной. Сахалин, 1964 год.
Переезд. Казань, 1963 год.
Транспортировка "Ракет" в Сибирь на трейлерах. Пермь, 1969 год.
В Советском Союзе междугородние путешествия совершали на поездах, самолётах и автобусах, но особое место в транспортной системе страны занимали речные суда на подводных крыльях (СПК). Их золотой век пришёлся на 1960–1980-е годы, именно тогда эти «летающие над водой» корабли стали символом технологического прогресса и комфорта. К 1990-м, на фоне распада СССР и экономического кризиса, их использование резко сошло на нет.
Первым отечественным СПК стал пассажирский теплоход «Ракета», впервые представлен публике на Московском международном фестивале молодёжи и студентов в 1957 году. Его строил Феодосийский судостроительный завод «Море», выпустивший в общей сложности около 500 таких судов.
«Ракета» предназначалась для пригородных и междугородних перевозок по рекам и водохранилищам. При дальности хода до 500 километров она развивала скорость до 60 км/ч — рекордную для речного пассажирского транспорта того времени. На борту могли разместиться 64 пассажира, а на корме для них была устроена открытая смотровая палуба, подарившая миллионы восторженных взглядов на проплывающие берега.
В Москве и Подмосковье «Ракеты» курсировали вплоть до 2006 года. Многие списанные суда получили вторую жизнь, как плавучие рестораны, музеи или экскурсионные катера. А ещё эти корабли ходили не только по советским рекам, но и совершали рейсы за рубеж — став настоящими послами советской инженерной мысли.
Пляж на Волге на Нижне-Волжской набережной. Горький, 1968 год.
В сквере перед домом № 26 по ул. Сафонова. Мурманск, 1961 год.
«Стюардессы», 1970 год.
5 мая 1939 года в СССР впервые на борту пассажирского самолёта появилась стюардесса — 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Её дебютный рейс прошёл на самолёте ПС-84 по маршруту Москва — Ашхабад и длился 13 часов с двумя промежуточными посадками.
До этого в советской авиации бортпроводников не было, самолёты были малы, а сервис минимален. Но с ростом дальности перелётов и повышением уровня комфорта в Главном управлении Гражданского воздушного флота решили, что пассажирам необходима забота в полёте.
Обязанности Эльзы включали закупку и погрузку продуктов и посуды, уборку салона, встречу пассажиров и представление экипажа. Официальной должности «стюардесса» тогда ещё не существовало, поэтому её оформили как кладовщицу, а в народе звали буфетчицей.
Целых два месяца Эльза оставалась единственной стюардессой в стране. Но уже в том же 1939 году профессия бортпроводника была официально утверждена, и вскоре тысячи советских девушек в форме «Аэрофлота» вышли на службу в небо — начав новую эпоху в истории гражданской авиации.
Семья. Остров Шикотан, Курильские о-ва, 1972 год.
Заготовка льда для рыбзавода. Хужир, Байкал, 1950–е годы.
Байкал — самое глубокое озеро на планете, славится не только своей первозданной красотой, но и уникальным подводным миром: здесь обитает свыше 580 видов рыб, что делает его одним из самых биологически богатых пресноводных водоёмов в мире. Естественно, где вводиться много рыба там и открываются рыбные комбинаты.
В советское время Рядом с рыбозаводом, буквально в шаге от его стен, располагался огромный льдохранилище. Рабочие называли его просто «холодильником». Зимой сюда привозили лёд, укладывая его слоями до высоты около 4 метров, площадь хранилища достигала примерно 200 квадратных метров.
Чтобы лёд не таял, весной его засыпали толстым слоем опилок, и всё лето использовали для переработки омуля: рыбу укладывали слоями, пересыпая льдом, получая знаменитый «омуль культурного посола» — деликатес, известный далеко за пределами Байкала.
В 1950-е годы, как это часто бывало в послевоенные времена, большинство работников рыбозавода были женского пола.
Охотники верхом на оленях едут по следу рыси. Красноярский край, 1965 год.
Спортивно-оздоровительный лагерь «Фирсановка», 1971 год.
Черно-белый телевизор линзой «Ленинград Т2». Московская область, 1955 год.
Телевизор «Т-2 Ленинград», разработанный в конце 1949 года на заводе имени Козицкого, имел недолгую судьбу на родине: уже к 1952 году его производство было передано одному из радиозаводов ГДР, где развернули массовый выпуск этого популярного среди зрителей аппарата.
До 1955 года телевизоры «Т-2» собирались в Восточной Германии, в основном из немецких комплектующих. Настолько высок был спрос, что даже радиолампы советского образца начали выпускать непосредственно в ГДР, чтобы обеспечить бесперебойное производство.
В 1954 году те же немецкие предприятия параллельно с «Т-2» запустили выпуск ещё одного знакового приёмника — «Рембрандт».
Современному телезрителю трудно представить, но первые телевизоры — включая КВН-49 и «Т-2 Ленинград» — были оснащены кинескопами с круглым экраном, напоминавшими осциллографы. У «Т-2» изображение скрывалось за декоративной шторкой, а сам экран был чуть крупнее, чем у КВН-49.
Даже более поздние модели — «Авангард», «Север», «Экран», «Зенит», «Луч», «Звезда», «Рембрандт», «Темп» (оба выпуска) — долгое время сохраняли ту же особенность: круглый кинескоп, ставший визитной карточкой целого поколения советских телеприёмников.
Арка по дороге на Братский алюминиевый завод, 1971 год.
Студенты Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ). Гизель-Дере, Краснодарский край, 1972 год.
Озеро Селигер, 1950 год.
Предыдущий материал:
Понравилась статья? Подписывайтесь — это действительно помогает развитию канала!
Мой контент также доступен в Одноклассниках и ВКонтакте. А если вам интересны исторические темы, приглашаю в мой Telegram-канал — там публикую множество раскрашенных снимков со всего мира, а также материалы, которые не проходят в Дзене из-за цензуры и ограничений.
Буду рад видеть вас среди читателей! Спасибо за поддержку.