Найти в Дзене
BSP

Подборка простых и потрясающих фотографий эпохи СССР. 20 раскрашенных фотографий. Часть 37

Давайте вновь отправимся в прошлое и по-настоящему почувствуем дух Советского Союза. Перед вами уникальная подборка раскрашенных фотографий, запечатлевших интересные моменты советской жизни. Проверка документов сотрудниками ГАИ. Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, 1970-е годы. Почему именно остановили оленевода — доподлинно неизвестно. Причин могло быть множество: — забыл прописать оленей в ПТС, — выехал «на встречку», — рога не соответствуют техпаспорту по количеству отростков, — тонировка не по ГОСТу, — заехал под «кирпич», — превысил скорость или пересёк двойную сплошную... Вариантов хоть отбавляй. Так что гадать можно до бесконечности! Детский трамвай в Одессе, 1956 год. Во многих городах бывшего СССР, как в России, так и в других советских республиках с 1930-х годов существуют детские железные дороги, призванные с ранних лет приобщать ребят к профессии железнодорожника. Хотя в Одессе детской железной дороги так и не появилось, с 1956 по 1960 год в парке имени Т. Г. Шевчен

Давайте вновь отправимся в прошлое и по-настоящему почувствуем дух Советского Союза. Перед вами уникальная подборка раскрашенных фотографий, запечатлевших интересные моменты советской жизни.

Проверка документов сотрудниками ГАИ. Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, 1970-е годы.

Фотограф: Геннадий Кожевин.
Фотограф: Геннадий Кожевин.

Почему именно остановили оленевода — доподлинно неизвестно. Причин могло быть множество:

— забыл прописать оленей в ПТС,

— выехал «на встречку»,

— рога не соответствуют техпаспорту по количеству отростков,

— тонировка не по ГОСТу,

— заехал под «кирпич»,

— превысил скорость или пересёк двойную сплошную...

Вариантов хоть отбавляй. Так что гадать можно до бесконечности!

Детский трамвай в Одессе, 1956 год.

-2

Во многих городах бывшего СССР, как в России, так и в других советских республиках с 1930-х годов существуют детские железные дороги, призванные с ранних лет приобщать ребят к профессии железнодорожника.

Хотя в Одессе детской железной дороги так и не появилось, с 1956 по 1960 год в парке имени Т. Г. Шевченко действовал детский трамвай, аналогичный по духу проект. Как и на ДЖД, здесь всё от машинистов до диспетчеров было в руках подростков.

Трамвайный маршрут был небольшим, всего 520 метров и проходил вдоль Лидерсовского бульвара до Главной аллеи. К сожалению, эта инициатива просуществовала лишь четыре года.

Послевоенное фото в районе поселка Валек на берегу реки Норильской (Норилка).

Фотография из архива Светланы Гуниной.
Фотография из архива Светланы Гуниной.

На фото или трофейный BMW 340, или послевоенный EMW 340 Limousine конца 1940-ых из Восточной Германии.

Дети мастерят макет ракеты во дворе своего дома. СССР, 1962 год.

-4

В 1960-е годы вся страна жила великой космической мечтой, ставшей не просто научным прорывом, а национальной идеей советского народа. И дети, как верные наследники эпохи — разделяли этот всенародный порыв.

Для советской молодёжи космос был не далёкой абстракцией, а реальным горизонтом будущего: мальчишки и девчонки мечтали не просто о звёздах — они верили, что сами полетят к ним, чтобы исследовать Вселенную, служить науке и славе СССР.

Улица Ленина, Воркута, 1988 год.

-5

В свинарнике. Горьковская обл., колхоз «Авангард», 1957-1960 год.

Фотограф: Всеволод Тарасевич
Фотограф: Всеволод Тарасевич

Двое на набережной. Сахалин, 1964 год.

Фотограф: Юрий Садовников
Фотограф: Юрий Садовников

Переезд. Казань, 1963 год.

Фотограф: А.Х. Валиахметов
Фотограф: А.Х. Валиахметов

Транспортировка "Ракет" в Сибирь на трейлерах. Пермь, 1969 год⁠.

-9

В Советском Союзе междугородние путешествия совершали на поездах, самолётах и автобусах, но особое место в транспортной системе страны занимали речные суда на подводных крыльях (СПК). Их золотой век пришёлся на 1960–1980-е годы, именно тогда эти «летающие над водой» корабли стали символом технологического прогресса и комфорта. К 1990-м, на фоне распада СССР и экономического кризиса, их использование резко сошло на нет.

Первым отечественным СПК стал пассажирский теплоход «Ракета», впервые представлен публике на Московском международном фестивале молодёжи и студентов в 1957 году. Его строил Феодосийский судостроительный завод «Море», выпустивший в общей сложности около 500 таких судов.

«Ракета» предназначалась для пригородных и междугородних перевозок по рекам и водохранилищам. При дальности хода до 500 километров она развивала скорость до 60 км/ч — рекордную для речного пассажирского транспорта того времени. На борту могли разместиться 64 пассажира, а на корме для них была устроена открытая смотровая палуба, подарившая миллионы восторженных взглядов на проплывающие берега.

В Москве и Подмосковье «Ракеты» курсировали вплоть до 2006 года. Многие списанные суда получили вторую жизнь, как плавучие рестораны, музеи или экскурсионные катера. А ещё эти корабли ходили не только по советским рекам, но и совершали рейсы за рубеж — став настоящими послами советской инженерной мысли.

Пляж на Волге на Нижне-Волжской набережной. Горький, 1968 год.

Фотограф: Егорова Алевтина Елисеевна
Фотограф: Егорова Алевтина Елисеевна

В сквере перед домом № 26 по ул. Сафонова. Мурманск, 1961 год.

-11

«Стюардессы», 1970 год.

Фотограф: Андрей Князев.
Фотограф: Андрей Князев.

5 мая 1939 года в СССР впервые на борту пассажирского самолёта появилась стюардесса — 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Её дебютный рейс прошёл на самолёте ПС-84 по маршруту Москва — Ашхабад и длился 13 часов с двумя промежуточными посадками.

До этого в советской авиации бортпроводников не было, самолёты были малы, а сервис минимален. Но с ростом дальности перелётов и повышением уровня комфорта в Главном управлении Гражданского воздушного флота решили, что пассажирам необходима забота в полёте.

Обязанности Эльзы включали закупку и погрузку продуктов и посуды, уборку салона, встречу пассажиров и представление экипажа. Официальной должности «стюардесса» тогда ещё не существовало, поэтому её оформили как кладовщицу, а в народе звали буфетчицей.

Целых два месяца Эльза оставалась единственной стюардессой в стране. Но уже в том же 1939 году профессия бортпроводника была официально утверждена, и вскоре тысячи советских девушек в форме «Аэрофлота» вышли на службу в небо — начав новую эпоху в истории гражданской авиации.

Семья. Остров Шикотан, Курильские о-ва, 1972 год.

Фотограф: Юрий Садовников
Фотограф: Юрий Садовников

Заготовка льда для рыбзавода. Хужир, Байкал, 1950–е годы.

-14

Байкал — самое глубокое озеро на планете, славится не только своей первозданной красотой, но и уникальным подводным миром: здесь обитает свыше 580 видов рыб, что делает его одним из самых биологически богатых пресноводных водоёмов в мире. Естественно, где вводиться много рыба там и открываются рыбные комбинаты.

В советское время Рядом с рыбозаводом, буквально в шаге от его стен, располагался огромный льдохранилище. Рабочие называли его просто «холодильником». Зимой сюда привозили лёд, укладывая его слоями до высоты около 4 метров, площадь хранилища достигала примерно 200 квадратных метров.

Чтобы лёд не таял, весной его засыпали толстым слоем опилок, и всё лето использовали для переработки омуля: рыбу укладывали слоями, пересыпая льдом, получая знаменитый «омуль культурного посола» — деликатес, известный далеко за пределами Байкала.

В 1950-е годы, как это часто бывало в послевоенные времена, большинство работников рыбозавода были женского пола.

Охотники верхом на оленях едут по следу рыси. Красноярский край, 1965 год.

Фотограф: Лев Поликашин
Фотограф: Лев Поликашин

Спортивно-оздоровительный лагерь «Фирсановка», 1971 год.

-16

Черно-белый телевизор линзой «Ленинград Т2». Московская область, 1955 год.

-17

Телевизор «Т-2 Ленинград», разработанный в конце 1949 года на заводе имени Козицкого, имел недолгую судьбу на родине: уже к 1952 году его производство было передано одному из радиозаводов ГДР, где развернули массовый выпуск этого популярного среди зрителей аппарата.

До 1955 года телевизоры «Т-2» собирались в Восточной Германии, в основном из немецких комплектующих. Настолько высок был спрос, что даже радиолампы советского образца начали выпускать непосредственно в ГДР, чтобы обеспечить бесперебойное производство.

В 1954 году те же немецкие предприятия параллельно с «Т-2» запустили выпуск ещё одного знакового приёмника — «Рембрандт».

Современному телезрителю трудно представить, но первые телевизоры — включая КВН-49 и «Т-2 Ленинград» — были оснащены кинескопами с круглым экраном, напоминавшими осциллографы. У «Т-2» изображение скрывалось за декоративной шторкой, а сам экран был чуть крупнее, чем у КВН-49.

Даже более поздние модели — «Авангард», «Север», «Экран», «Зенит», «Луч», «Звезда», «Рембрандт», «Темп» (оба выпуска) — долгое время сохраняли ту же особенность: круглый кинескоп, ставший визитной карточкой целого поколения советских телеприёмников.

Арка по дороге на Братский алюминиевый завод, 1971 год.

-18

Студенты Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ). Гизель-Дере, Краснодарский край, 1972 год.

Фотограф: Вячеслав Аргенберг
Фотограф: Вячеслав Аргенберг

Озеро Селигер, 1950 год.

Фотограф: Эрвин Волков
Фотограф: Эрвин Волков

Предыдущий материал:

Понравилась статья? Подписывайтесь — это действительно помогает развитию канала!

Мой контент также доступен в Одноклассниках и ВКонтакте. А если вам интересны исторические темы, приглашаю в мой Telegram-канал — там публикую множество раскрашенных снимков со всего мира, а также материалы, которые не проходят в Дзене из-за цензуры и ограничений.

Буду рад видеть вас среди читателей! Спасибо за поддержку.