Найти в Дзене

История появления BMW E39: рождение легенды

Когда в 1995 году BMW представила новую пятую серию — E39, мир делового класса будто щёлкнул на новый уровень.
Это был тот редкий случай, когда автомобиль не просто обновился — он стал эталоном, с которым сравнивают до сих пор. E39 вошла в историю как машина, сочетающая старую школу BMW (вкус, драйв, механику) с технологиями, которые в те годы казались из будущего. И появление этой модели — не просто очередной релиз, а итог огромной инженерной работы, амбиций и даже небольшой драмы.
В начале 90-х конкуренты активно наступали: BMW понимала: чтобы остаться в лидерах, пятёрку нужно делать не просто лучше, а революционно другой. Цель звучала внутри компании так: «Создать самый управляемый, безопасный и технологичный седан бизнес-класса в мире». Для этого собрали специальную команду инженеров, многие из которых ранее работали над 7-й серией E38. Они знали: новая пятёрка должна быть одновременно динамичной, лёгкой, экономичной и комфортной — сложный набор требований.
Главная инженерная
Оглавление

Когда в 1995 году BMW представила новую пятую серию — E39, мир делового класса будто щёлкнул на новый уровень.

Это был тот редкий случай, когда автомобиль не просто обновился — он стал
эталоном, с которым сравнивают до сих пор.

E39 вошла в историю как машина, сочетающая старую школу BMW (вкус, драйв, механику) с технологиями, которые в те годы казались из будущего. И появление этой модели — не просто очередной релиз, а итог огромной инженерной работы, амбиций и даже небольшой драмы.

1. Как всё начиналось: амбиция сделать лучший бизнес-седан

В начале 90-х конкуренты активно наступали:

  • Mercedes W124 уходил, ему на смену пришёл W210
  • Audi 100 C4 превратился в A6
  • японцы начали пробиваться в премиум

BMW понимала: чтобы остаться в лидерах, пятёрку нужно делать не просто лучше, а революционно другой.

Цель звучала внутри компании так:

«Создать самый управляемый, безопасный и технологичный седан бизнес-класса в мире».
-2

Для этого собрали специальную команду инженеров, многие из которых ранее работали над 7-й серией E38. Они знали: новая пятёрка должна быть одновременно динамичной, лёгкой, экономичной и комфортной — сложный набор требований.

2. Алюминиевый прорыв: E39 легче, чем кажется

Главная инженерная фишка E39 — широкое применение алюминия.

До неё алюминий активно использовали разве что в авиации.

BMW поставила смелую задачу: сделать подвеску почти полностью алюминиевой, чтобы:

  • уменьшить вес на 25–40 кг,
  • снизить неподрессоренные массы,
  • улучшить рулёжку,
  • сделать автомобиль устойчивее на скорости.

В итоге E39 получила:

  • алюминиевые рычаги,
  • алюминиевые кулаки,
  • алюминиевые подрамники,
  • элементы рулевого управления.

Это было настолько нетипично для середины 90-х, что многие эксперты считали идею слишком дорогой и рискованной. Но BMW пошла до конца — и выиграла.

-3

3. Аэродинамика и «спортивный костюм» бизнес-класса

Инженеры очень много времени провели в аэродинамической трубе.

Результат:

  • коэффициент сопротивления 0.27 — один из лучших в классе в 1995 году
  • идеальная развесовка 50/50
  • высокоскоростная устойчивость, которой восхищались журналисты

Форма кузова E39 стала настолько удачной, что она выглядела современно ещё 15 лет спустя.

-4

4. Появление «ангельских глаз»: дизайн, ставший иконой

В 2000 году, с рестайлом, на E39 появились легендарные Angel Eyes — кольца вокруг фар, которые позже стали фирменной «визиткой» BMW.

Интересный факт:

Изначально «ангельские глазки» не были запланированы. Идею предложил дизайнер, работавший над внутренней подсветкой приборов, просто как эксперимент. Но передсерийная команда была настолько впечатлена эффектом глаз, что концепцию утвердили.

С этого момента BMW стала легко узнаваема даже ночью.

5. Интерьер: «водитель в центре вселенной»

-5

Интерьер E39 создавался вокруг философии BMW:

«Водитель — главный, остальные пассажиры — свидетели процесса».

Центральная панель развёрнута к водителю, кнопки сгруппированы логично, посадка низкая и спортивная.

Из интересных деталей:

  • первые эксперименты с мультимедиа-навигацией (для Европы — революция)
  • много реальных натуральных материалов
  • мягкий пластик по всему салону
  • лучшие сиденья своего времени, особенно спорт-сиденья с выдвижной поддержкой бёдер

6. Моторы: эпоха идеальных рядных «шестёрок»

-6

BMW в те годы делала лучшие рядные двигатели в мире — и E39 стала их вершиной.

Самые известные:

M52 (до рестайла)

  • 2.0 / 2.5 / 2.8
  • Легендарная культура работы
  • Отличный звук, высокая надёжность

M54 (рестайл)

  • 2.2 / 2.5 / 3.0
  • Живой отклик
  • Хорошая тяга снизу
  • Один из лучших рядных R6 за всю историю BMW

V8 M62

  • 3.5 / 4.4
  • Грязный звук, бешеная тяга
  • Отдельная философия

S62 (M5)

  • 400 л.с.
  • Первый серийный атмосферный V8 от BMW Motorsport
  • До сих пор считается шедевром

7. История, о которой мало кто знает: прототип E39 с V12

-7

Да, был такой.

BMW пыталась уместить двигатель V12 от E38 в E39 — получилось, но:

  • кузов пришлось усиливать;
  • баланс нарушался;
  • охлаждение перегружалось.

Проект закрыли, но этот прототип до сих пор хранится в музеях BMW и периодически появляется на закрытых выставках. Его называют «M5, который никогда не вышел».

8. Признание: E39 стала эталоном

-8

Журналисты отмечали:

  • самую лучшую управляемость среди бизнес-седанов
  • лучшую плавность хода
  • лучшие реакции руля
  • лучшую отзывчивость мотора

Top Gear назвал её:

«Балансом между спортом и комфортом, который больше никто не повторил».

А многие инженеры BMW говорят, что E39 — это лучшая пятёрка в истории.