Всем привет. В рамках Юбилейного Детективного марафона, я продолжаю кататься на американских горках произведений детективного жанра. Сегодня предлагаю Вам переместиться на трансатлантический лайнер «Эдвардик», на борту которого развивается сюжет романа Джона Диксона Карра «Убийство в Атлантике».
Девять пассажиров, команда теплохода, четыре бомбардировщика и взрывчатка на полмиллиона фунтов стерлингов желанная добыча немецких подлодок в водах Атлантического океана. И если для команды «Эдвардика» столь опасный маршрут из США в Англию служба, то для пассажиров – это, скорее, необходимость. Так, журналист Макс Мэтьюз для возвращения домой выбирает корабль, на котором капитаном служит его брат Френсис Мэтьюз; помощник прокурора Джон Лэтроп спешит на европейский континент за беглым преступником; французский капитан Пьер Бенуа, доктор Реджинальд, Джером Кенуорти и мистер Хупер спешат, как сказали бы англосаксы, по делам бизнеса и службы. А нахождение на борту двух диаметрально противоположных женщин – миссис Зия-Бей Эстель и мисс Валери Четфорд – удивило Макса, который и является главным проводником по сюжету. Холодность и надменность мисс Четфорд могли бы посоперничать с общительностью и распущенностью миссис Эстель. В тоже время, было то, что объединяло этих дам. Ни Зия-Бей, на Валери не раскрывали истинных причин, которые заставили их взойти на борт теплохода. Но прекрасные авантюристки забыли, что секреты могут убивать. И на второй день путешествия безжалостная рука убийца перерезала горло прекрасной «турчанки» Зии-Бей, оставив на прощанье лишь бутылочку чернил и отпечаток большого пальца.
И вот, на сцену выходит таинственный девятый пассажир сэр Генри Мерривейл, присутствие которого на борту «Эдвардика» скрывали. Эксцентричный сыщик, шеф британского управления контрразведки начинает мастерски направлять ход расследования, вскрывая тщательно оберегаемые секреты.
Карр, как мастер герметичного детектива и «невозможного преступления» заманивает читателей в сеть ложных подсказок и обманных ходов. Сыщики поневоле, используя достижения криминалистики, попытались по горячим следам найти убийцу. Девять пассажиров, вся команда теплохода были дактилоскопированы, но ни один из них не оставил свой след на теле жертвы. Да и двойная игра Валери, которая слышала голос убийца, отвлекает внимание и путает карты.
Джон Диксон Карр не зря занимает почетное место я яркой плеяде звездных имен золотого века детектива. Сюжет романа «Убийство в Атлантике» логически выверен, структурирован, а главное, закручен так, что финал просто шокирует. При этом, главсыщик не просто называет имя убийцы и мотив, а подкрепляет слова фактами, которые подробно раскрывают все ходы преступника, превращая расследование в ожесточенную шахматную партию.
Помимо классических приемов детективного жанра, читателя в напряжении держит атмосфера военного времени. Страх перед торпедами немецких подлодок погружает теплоход в вечный сумрак. Огни на палубе запрещены, иллюминаторы в ночное время плотно закрыты, что заставляет пассажиров, находится в постоянной духоте. А короткие прогулки по верхней палубе впечатляют величием чернильного, фосфоресцирующего океана.
«Плеск и шипение волн превратились в монотонный гул. Их однообразный шум звучал в такт движениям огромной серовато-черной трубы, возвышавшейся над ними, и покачиванию далекой фок-мачты на фоне звезд. Сердце у Макса сжалось, и в груди похолодело. Был исход ночи, время самоубийств и дурных снов. Скоро придет рассвет. Продолжая сжимать ее запястье, Макс вырвал фонарик.
— Послушайте! — сказала Валери.
Они оба резко обернулись. На некотором расстоянии от них раздался топот ног, бегущих по палубе. Голос, который они услышали, был четким и негромким, но расколол ночную тишину, как удар по голове:
— Подводная лодка по правому борту. Приближается торпе-е-еда!
Двадцать секунд спустя во всех уголках корабля зазвенел сигнал тревоги.
«Ну вот и все, — подумал Макс. — И что теперь?»
Если Вы хотите примерить на себя плащ сыщика, то смело открывайте книги Карра. Прекрасно проработанный сюжет, полное погружение в атмосферу расследования превратит Вас в Шерлока или Настю Каменскую, и вы сами не заметите, как на клочке бумаги начнете делать свои «рабочие» пометки.
А на этом, разрешите откланяться.
Всегда Ваша, Оля.