Найти в Дзене
Метод ЛЭТИ

Инженер по судовой автоматике – это призвание, или Как готовят кадры для корабельных систем информации и управления в ЛЭТИ

C 2025-2026 учебного года в петербургском ЛЭТИ запустили новые образовательные программы в области судовой автоматики: программу подготовки бакалавров «Системы и модели морских подвижных объектов» и программу подготовки магистров «Морские интеллектуальные информационные и управляющие системы» (обе – в рамках направления «Управление в технических системах»). А история подготовки инженеров по судовой автоматике в ЛЭТИ началась в далеком 1922 году – тогда вуз первым в стране начал подготовку специалистов-электриков для флота. В эпоху всеобщей электрификации и автоматизации на первое место вышли проблемы электроэнергетики, создания судовых автоматизированных систем и подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области. В 1930 году в ЛЭТИ была открыта кафедра «Электрификация и автоматизация судов». Об истории подготовки инженерных кадров для судостроения в ЛЭТИ, о том, каких специалистов сегодня выпускает кафедра корабельных систем управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ», рассказывает заведую
Оглавление

C 2025-2026 учебного года в петербургском ЛЭТИ запустили новые образовательные программы в области судовой автоматики: программу подготовки бакалавров «Системы и модели морских подвижных объектов» и программу подготовки магистров «Морские интеллектуальные информационные и управляющие системы» (обе – в рамках направления «Управление в технических системах»).

А история подготовки инженеров по судовой автоматике в ЛЭТИ началась в далеком 1922 году – тогда вуз первым в стране начал подготовку специалистов-электриков для флота. В эпоху всеобщей электрификации и автоматизации на первое место вышли проблемы электроэнергетики, создания судовых автоматизированных систем и подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области. В 1930 году в ЛЭТИ была открыта кафедра «Электрификация и автоматизация судов». Об истории подготовки инженерных кадров для судостроения в ЛЭТИ, о том, каких специалистов сегодня выпускает кафедра корабельных систем управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ», рассказывает заведующий кафедрой, доктор технических наук, доцент Алексей Леонидович Стариченков.

Об истории кафедры

Кафедра корабельных систем управления была образована в 1968 году с названием «Кафедра корабельных систем управления электроэнергетическими установками и вспомогательными устройствами». В 1987 году она была переименована в кафедру «Корабельных систем управления». Но была еще предыстория.

В 1930 году в ЛЭТИ была открыта кафедра «Электрификация и автоматизация судов».

В 1942 году при ЛЭТИ было создано Бюро научно-исследовательских работ Наркомата судостроительной промышленности под руководством проф. С. А. Ринкевича. Ученые и сотрудники ЛЭТИ выполняли срочные задания командующего Балтийским флотом по усилению зенитной защиты кораблей, проводили научные исследования, создавали новые материалы и приборы, которые могли быть использованы в условиях блокады.

По окончании Великой Отечественной войны бурное развитие отечественного кораблестроения, широкое внедрение на кораблях электроники и микроэлектроники, радиотехники, вычислительной техники, автоматики потребовали подготовки большого количества специалистов в этих областях. В связи с этим в 1966 году в вузе был организован факультет корабельной электрорадиотехники и автоматики (ФКЭА), который осуществлял подготовку по специальностям «Электрооборудование судов», «Радиотехника», «Электрические машины». Инженеров по специальности «Электрооборудование судов» в ЛЭТИ готовили две выпускающие кафедры – «Электрооборудование и автоматизация судов» и «Корабельные системы управления электроэнергетическими установками и вспомогательными механизмами» (с 1987 года – кафедра корабельных систем управления (КСУ).

О профиле подготовки инженерных кадров

Сегодня кафедра корабельных систем управления (КСУ) совместно с организациями-работодателями осуществляет целенаправленную подготовку студентов для разных видов инженерной деятельности в системах автоматизации судов: системотехника, проектирование, конструирование, программирование в применении к судовым системам автоматизации и управления.

-2

Теоретическую основу подготовки формируют такие дисциплины как: теория автоматического/оптимального управления, программирование и основы алгоритмизации, корабельные информационные системы, методы синтеза систем управления. Практические навыки студенты приобретают в ходе практик и стажировок, организуемых в профильных организациях с учетом их производственных задач.

В настоящее время кафедра осуществляет подготовку по направлению 27.03.04 и 27.04.04 «Управление в технических системах» в рамках образовательных программ «Корабельные системы управления» (бакалавры), «Корабельные системы информации и управления» (магистры). C 2025-2026 учебного года мы запустили новые образовательные программы: программу подготовки бакалавров «Системы и модели морских подвижных объектов» и программу подготовки магистров «Морские интеллектуальные информационные и управляющие системы».

О педагогическом составе кафедры

На кафедре работают 11 преподавателей, из них два доктора наук и семь кандидатов технических наук. Сохраняется хорошая преемственность – многие преподаватели сами являются нашими выпускниками. Особенно важно то, что практически каждый из них в ходе преподавания дисциплин не только передает свои полезные знания в области создания систем автоматики, но и работает в судостроительных конструкторских бюро или на предприятиях судостроительной отрасли. Это, конечно, влияет на образовательный процесс – ведь учиться у специалиста с реальным практическим опытом куда интереснее.

О востребованности выпускников

Мы готовим специалистов достаточно широкого спектра. Это и инженеры-проектировщики, и инженеры-конструкторы, и инженеры-системотехники, и инженеры-исследователи с ориентацией на судовые системы управления. В ходе обучения студентов большое внимание уделяется конструкторско-технологической подготовке, необходимой для того, чтобы наши выпускники могли не только проектировать новые системы, но и обеспечить их создание и обслуживание.

Выпускники кафедры проходят практику на базе морских проектно-конструкторских бюро, ведущих судостроительных предприятий и организаций. Среди них АО «Концерн «НПО «Аврора», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «Навис», АО «Ситроникс», АО «Инженерный центр информационных и управляющих систем».

-3

Например, недавно наши студенты-выпускники при содействии компании АО «Навис» приняли участие в работах по созданию системы отсыпки основания гравитационного типа для заводов по сжижению газа (проект «Арктик-СПГ-2») на Ямале.

Предприятия заинтересованы заниматься практической подготовкой студентов начиная с 3-4 курсов: предоставить им тему выпускной квалификационной работы, передать навыки, необходимые для работы по специальности. Именно поэтому выпускники нашей кафедры после практики успешно трудоустраиваются на предприятиях-партнерах.

Обычно выпускники идут в судостроительные конструкторские бюро и НИИ в Санкт-Петербурге или находят себя в городах, имеющих предприятия с соответствующим профилем: Мурманске, Севастополе, Керчи, Калининграде, Новосибирске, Владивостоке и др. Выпускники могут не только найти интересную хорошо оплачиваемую работу, но и продолжить обучение в аспирантуре.

Об учебно-лабораторной базе кафедры

На кафедре имеются три лаборатории: это учебно-научная лаборатория «Корабельные системы информации и управления» и две учебных лаборатории – вычислительная лаборатория и лаборатория «Рулевые устройства и системы». Лаборатории оснащены современной техникой и приборами. Комплекс лабораторных работ по изучению и исследованию систем управления техническими средствами корабля включает лабораторные работы по системе водяного пожаротушения, по системам пуска и останова главного двигателя, по топливной системе корабля и балластной системе танкера. Системы, реализованные в указанных лабораторных работах, полностью соответствуют современным судовым и корабельным системам.

-4

Комплекс лабораторных работ по изучению систем управления движением и маневрированием судна состоит из используемых на современных судах штурвально-рулевой системы, авторулевого и электронной картографической интегрированной системы. Есть также комплекс – система динамического позиционирования, предназначенный для ознакомления магистрантов с новыми судовыми системами управления, позволяющими удерживать корабль в заданной точке местоположения.

В лабораториях нашей кафедры студенты занимаются разработкой математических моделей и созданием лабораторных стендов, макетов систем управления движением и маневрированием судов. В настоящее время ведутся работы по созданию двух лабораторных макетов: лабораторный макет по управлению рулевой машиной поршневого типа и лабораторный макет по управлению золотниковым устройством насоса переменной производительности. Последний не просто познакомит студентов с авторулевым «Аист», достаточное количество которых установлено на отечественных судах, – он позволит адаптировать авторулевой к работе с современными гирокомпасами для моделирования движения судна на компьютере.

О разработках ученых кафедры

Научная деятельность кафедры посвящена разработке математических моделей судов различного типа, созданию систем управления движением и информационных систем, а также систем автоматизации морских автономных надводных судов, иначе говоря, безэкипажных судов.

Совместно со специалистами Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН) мы разработали алгоритм для бортового вычислительного устройства управления судном в штормовых условиях. Исходя из значений параметров волнения моря, получаемых из бортовой системы мониторинга, и значений параметров судна, введенных в порту перед выходом в море, устройство с внедренным в него алгоритмом сможет определить безопасные скорость и курс судна.

В бортовом вычислительном устройстве каждого судна учитываются показатели морского волнения, которые фиксируются системой мониторинга при движении судна (текущие и предыдущие значения высот волн, среднего периода волнения, периода преобладающих волн, скорости и направления бега преобладающих волн, длины преобладающих волн и т.д.), а также различные значения параметров судна (загруженность, геометрические характеристики, критические значения качки по крену и дифференту и т.д.).

При вводе разработанного нами алгоритма в данное устройство, оно сможет определить безопасный диапазон изменений значений курса и скорости судна, исключающих попадание его в резонанс с волнением моря, как по бортовой, так и по килевой качке. Это позволит автоматизировать выбор безопасных курса и скорости в штормовых условиях.

На основе полученных параметров устройство выдаст конкретные рекомендации, а судоводителю необходимо будет только установить безопасные курс и скорость хода. Данный алгоритм обеспечит информационную поддержку судоводителю по недопущению критических значений скорости судна, его курсового угла к волнению моря, максимальных углов по крену и дифференту для обеспечения безопасности судна, сохранности груза и комфортных условий обитания на судне. Таким образом, он позволит автоматизировать процесс управления любым судном во время шторма.

О партнерах кафедры

Кафедра КСУ тесно взаимодействует с предприятиями-партнерами, в числе которых Институт проблем транспорта РАН, АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «Концерн «НПО «Аврора», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «Навис», АО «Ситроникс», АО «Инженерный центр информационных и управляющих систем», другие научные организации и промышленные предприятия судостроительной промышленности. В числе наших постоянных партнеров также общественные организации – Академия навигации и управления движением, Региональная группа Санкт-Петербурга национального комитета по автоматическому управлению IFAC.

О перспективах подготовки инженеров по судовой автоматике

Инженер по судовой автоматике – это призвание, автоматика – важнейшая часть судовых систем контроля и управления.

Обучение студентов в первую очередь должно быть направлено на создание и развитие ими в дальнейшем новых перспективных цифровых систем контроля и управления различными объектами, включая системы с искусственным интеллектом.

Ждем всех, кто любит морскую тематику, увлечен электротехникой, проектированием, программированием и инженерной деятельностью, получить качественное образование и перспективную профессию на нашей кафедре.