Мир искусства вновь замер в ожидании, когда на аукционе Sotheby's была установлена новая историческая планка – в ноябре 2025 года продана самая дорогая картина в истории аукциона Sotheby's и вторая по стоимости картина в мире. Имя художника, чье полотно достигло таких астрономических высот – Густав Климт. Его произведение, окутанное тайной и притягательностью, стало объектом жаркой борьбы коллекционеров, продемонстрировав не только художественную ценность, но и статус инвестиционного актива.
По информации на 19 ноября 2025 года, «Портрет Элизабет Ледерер» австрийского художника Густава Климта продан на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 236,4 миллиона долларов.
Семья Лаудер была крупными покровителями искусств, собравшими впечатляющую частную коллекцию. Аукционный дом Sotheby's выставил на торги, прошедшие вчера, 24 произведения из личной коллекции Леонарда Лаудера.
«Портрет Элизабет Ледерер», написанный в 1916 году, был приобретен Лаудером в 1980-х годах и оставался его собственностью до самой смерти. По данным издания, за картину боролись по меньшей мере шесть участников аукциона. Результат превзошел предыдущий аукционный рекорд австрийского художника и мгновенно вошел в список самых дорогих произведений XX века.
Но как же складывается судьба произведений наших соотечественников, в частности, мастеров, чье творчество неразрывно связано с живописными пейзажами Крыма? Давайте заглянем в историю аукционных торгов, чтобы понять, как проходила продажа картин таких выдающихся художников, как Иван Айвазовский и Константин Коровин.
25 ноября 2025 года на торгах Sotheby’s «Фаберже, имперское и революционное искусство» картина Ивана Айвазовского «Выжившие» была продана за £4,188 млн.
Это мировой аукционный рекорд цены на произведения художника.
"Выжившие" (1878): Символ надежды после бури
Эта монументальная работа, написанная Айвазовским в возрасте 61 года, стала настоящей сенсацией. Как и многие шедевры мастера, "Выжившие" посвящены морской стихии и драматическим событиям. На полотне изображены люди, чудом спасшиеся после шторма и увидевшие вдали спасительную землю.
Мартирос Сарьян, выдающийся армянский художник, тонко подметил особенность творчества Айвазовского: "Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение."
"Выжившие" – одно из самых масштабных произведений Айвазовского, его размеры составляют 238х309 см. Такие крупные полотна художника в частных коллекциях встречаются крайне редко, что и обусловило столь впечатляющий результат торгов. Общая сумма сделки составила 4,2 миллиона фунтов (примерно 5,5 миллионов долларов США).
"Русский пароход" (1875): Историческая точность и веяния времени
На том же аукционе были представлены и другие работы Айвазовского. Среди них – "Русский пароход" (24х30 см). Несмотря на скромные размеры, эта картина ценна не только своей художественной красотой, но и исторической достоверностью. Айвазовский, глубоко знавший устройство русских судов (в том числе благодаря работе по заказам Главного морского штаба), запечатлел на полотне переходную эпоху: уход парусных судов и появление пароходов.
"Тонущий корабль" (1867): Возвращение русского искусства на торги
Аукцион, на котором были представлены работы Айвазовского, официально назывался "Фаберже, императорское и революционное искусство". Организаторы решили отойти от привычного названия "Русские торги", которое использовалось до 2022 года. Тем не менее, это событие стало знаковым: впервые за почти четыре года русское искусство вновь появилось на торгах Sotheby's, вызвав неподдельный интерес коллекционеров.
"Парусная лодка у берегов Капри" (1855) и другие жемчужины из семейной коллекции
26 ноября Sotheby's представил восемь картин Айвазовского. Шесть из них, включая "Парусную лодку у берегов Капри", впервые вышли на аукцион, будучи частью коллекции одной семьи на протяжении трех поколений.
Эти произведения были приобретены бабушкой нынешних владельцев. Родившись в Греции в 1915 году, она с семьей жила в Афинах, Стамбуле и Париже, а после войны обосновалась в Риме. Предполагается, что картины были куплены в Стамбуле или Париже – городах, которые Айвазовский неоднократно посещал.
"Пароход в лунную ночь": Мастерство в миниатюре
Картина "Пароход в лунную ночь" отличается очень скромными размерами – всего 17х25 см. Айвазовский создал немало подобных миниатюр в поздний период творчества. По свидетельствам современников, такие небольшие виды мастер мог написать всего за пару часов, благодаря своему отточенному мастерству.
Однако, в случае с этой работой, у владельцев и экспертов нет абсолютной уверенности в авторстве. Поэтому в аукционном каталоге она фигурирует как "атрибутируемая Айвазовскому".
"Вид на Константинополь ночью" (1890): Восточная экзотика в исполнении мастера
В поздние годы Айвазовский часто обращался к теме Константинополя, который, по его словам, полюбился ему даже больше Венеции.
Работа "Вид на Константинополь ночью" (23х35 см), хоть и небольшая, но в полной мере отражает характерные черты стиля художника.
"Отдых у моря в лунную ночь" (1880): Ноктюрн за миллион
Завершает обзор работ Айвазовского, представленных на аукционе, картина "Отдых у моря в лунную ночь" (145х187 см). Это еще одно крупное полотно, проданное за внушительную сумму – 1 миллион фунтов стерлингов.
Этот ноктюрн, выполненный в холодных тонах, завораживает своей красотой: лунный свет заливает морской берег, создавая атмосферу покоя и умиротворения. Фрагмент полотна позволяет рассмотреть повозку и безмятежно спящую на ней женщину, добавляя сцене лиричности и тепла.
Аукцион Sotheby's в не раз подтверждал непреходящую ценность русского искусства и гений Ивана Айвазовского, чьи морские пейзажи продолжают восхищать и вдохновлять коллекционеров и любителей живописи по всему миру. Успех торгов свидетельствует о том, что интерес к русскому искусству не ослабевает, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, и что шедевры русских мастеров по-прежнему востребованы на международном рынке.