Найти в Дзене

О музыкантах-ремесленниках. Что общего у Фредгитариста и снобов из консерватории?

В музыкальном мире происходит странная подмена понятий. Мы всё чаще начинаем судить об искусстве с линейкой в руках. Недавно мне прислали ссылки на так называемый «гитарный YouTube». Блогеры-эксперты берут записи великих – Metallica, Led Zeppelin, Black Sabbath – и под микроскопом разбирают их «ошибки». Тут не попал в ритм, тут «грязь», тут смазал. Вердикт выносится безапелляционный: «Играть не умеют». Яркий пример: некто "Fredguitarist"... Смотрю я на это и ловлю дежавю. Потому что ровно тот же взгляд я часто встречал в коридорах консерватории. Взгляд «сверху вниз». Взгляд узкого специалиста, который выучил, как «правильно», и теперь с этой меркой подходит к творцам, создающим миры. Это можно назвать «ловушкой ремесленника». И это диагноз, который поразил современную музыку – от рока до академической сцены. Ну освоил ты профессию, так поставь её теперь на службу большой художественной цели, а не утыкайся носом в свои "скилы"! Или ты не до конца её освоил и у тебя из-за этого комплекс

В музыкальном мире происходит странная подмена понятий. Мы всё чаще начинаем судить об искусстве с линейкой в руках.

Недавно мне прислали ссылки на так называемый «гитарный YouTube». Блогеры-эксперты берут записи великих – Metallica, Led Zeppelin, Black Sabbath – и под микроскопом разбирают их «ошибки». Тут не попал в ритм, тут «грязь», тут смазал. Вердикт выносится безапелляционный: «Играть не умеют».

Яркий пример: некто "Fredguitarist"...

Смотрю я на это и ловлю дежавю. Потому что ровно тот же взгляд я часто встречал в коридорах консерватории.

Взгляд «сверху вниз». Взгляд узкого специалиста, который выучил, как «правильно», и теперь с этой меркой подходит к творцам, создающим миры.

Это можно назвать «ловушкой ремесленника». И это диагноз, который поразил современную музыку – от рока до академической сцены.

Ну освоил ты профессию, так поставь её теперь на службу большой художественной цели, а не утыкайся носом в свои "скилы"! Или ты не до конца её освоил и у тебя из-за этого комплекс "профессора"?

Гордость ремесленника
Гордость ремесленника

В чём суть этой болезни?

1. Подмена Целого частным
Представьте себе мастера, который всю жизнь точит шестерёнки. Он достиг в этом совершенства. И вот он приходит на завод, видит огромный, дышащий паром локомотив, залезает под днище, рассматривает детали и вдруг говорит: «Фу, какая гадость. Вот тут пятно масла, а вот эта деталь выточена не по ГОСТу. Ваш локомотив – мусор».
Ему невдомёк, что этот локомотив везет груз через континент. Он не понимает принципа Движения. Он видит только шестерёнку.

Так и современные критики (и некоторые профессора) слышат не Музыку, а набор звуков. Они оценивают «спорт»: чистоту, скорость, ровность. Но чистота – это стерильность. А в стерильной среде жизнь, увы, не зарождается.

2. Духовная слепота
Будем честны, в основе этого лежит гордость. Узкому специалисту очень приятно почувствовать себя выше гения.

  • «Ну и что, что Тони Айомми придумал хэви-метал? Зато я вот этот пассаж сыграю чище!».
  • «Горовиц ваш был ещё тем халтурщиком!»

и т. п.
Это удобная позиция. Она позволяет не творить самому, а паразитировать на творчестве других, возвышаясь за счёт унижения.

3. Утрата целостности
Мы забыли, что раньше музыкант был универсалом. Бах, Моцарт, Шуман, Шопен, Лист, Рахманинов, Шостакович – они были и композиторами, и исполнителями, и много кем ещё. Они мыслили на макро-уровне.
Сегодняшнее разделение на «композиторов» (которые пишут) и «исполнителей» (которые обслуживают текст) породило касту ремесленников. Людей, которые блестяще владеют инструментом, но которым нечего сказать.

Почему я выбираю «грязь»
Я, классический пианист, лауреат конкурса Чайковского, могу ответственно заявить: я лучше послушаю «грязный», неровный, но живой и яростный альбом
Dehumanizer группы Black Sabbath, чем стерильно-идеальную игру многих современных виртуозов.

Потому что в первом случае я слышу Личность и Волю. А во втором — только хорошо отлаженный механизм.

Музыка – это не спорт. Это передача энергии от сердца к сердцу. И если ради этой энергии нужно пожертвовать какой-то чистотой и перфектностью – настоящий музыкант не задумываясь принесет эту жертву. А ремесленник – поправит галстук и продолжит полировать свою шестерёнку.

Подробнее об этом конфликте «физиков и лириков» в музыке я рассказал в новом видео. Получилось остро, ролик выстрелил и стал набирать большие просмотры. Видимо тема и вправду больная.

Они убивают музыку
Они убивают музыку

Смотреть видео: https://youtu.be/Os4vA_JH-zU

Оставляйте под ним комментарии!