Найти в Дзене
Максим Бутин

6868. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ...

1. Полнота несвободы человека в том, что человека используют как средство, не обинуясь при этом ни его страданиями, ни его возможной смертью. Тут важна именно бесчувственность субъекта такого использования человеком человека как объекта, ибо о чувствах и самочувствии человека-объекта даже речи быть не может, он — чистый объект, чистое средство в руках абсолютного для этого объекта субъекта. 2. Некоторая свобода при довольно обширной несвободе у человека появляется в том состоянии, в котором он остаётся жив и служит во благо другим людям, что называется — «живёт для людей». Ничего своего и для себя в этом состоянии у человека ещё нет. У такого человека могут быть разнообразные умения и способности, но все они направлены на других людей, не на себя самого. 3. Свобода несколько увеличивается, а несвобода несколько отступает в том состоянии человека, когда он посвящает всего себя не просто другим людям, а только своим детям. Человек ощущает своих детей как часть себя, а в некотором смысле

1. Полнота несвободы человека в том, что человека используют как средство, не обинуясь при этом ни его страданиями, ни его возможной смертью. Тут важна именно бесчувственность субъекта такого использования человеком человека как объекта, ибо о чувствах и самочувствии человека-объекта даже речи быть не может, он — чистый объект, чистое средство в руках абсолютного для этого объекта субъекта.

2. Некоторая свобода при довольно обширной несвободе у человека появляется в том состоянии, в котором он остаётся жив и служит во благо другим людям, что называется — «живёт для людей». Ничего своего и для себя в этом состоянии у человека ещё нет. У такого человека могут быть разнообразные умения и способности, но все они направлены на других людей, не на себя самого.

3. Свобода несколько увеличивается, а несвобода несколько отступает в том состоянии человека, когда он посвящает всего себя не просто другим людям, а только своим детям. Человек ощущает своих детей как часть себя, а в некотором смысле дети и являются внешними отдельными существами своих родителей, поэтому служа своим детям человек, пусть частично, служит себе самому, обретая в своих детях не только внешнего себя, но и первое своё, пусть и вынесенное вовне, самосознание.

4. Четвёртая степень свободы, сочетающаяся с некоторой зависимостью и, следовательно, несвободой, состоит в том, что человек старается подчинить жизненные обстоятельства и других людей себе самому, своим интересам. Это (1) подчинение оборачивается (2) зависимостью от внешних обстоятельств и внешних людей. Оба процесса классически описаны Г. В. Ф. Хегелем в его «Феноменологии духа» (1807) в так называемой диалектике господина и раба.

5. Следующая, пятая, степень свободы присуща человеку, который избавился от зависимости от внешних людей и внешних обстоятельств — он уже не господин над ними, но он же, что немаловажно, и не их раб. Среда бытия, состоящая из обстоятельств и людей, совершенно прозрачна для такого человека, он движется в ней совершенно свободно и совершенно беспрепятственно. Такой человек — человек пустого пространства, ни в чём не препятствующего его движению. Он — человек космоса! Но и у такого человека всё же остаётся некоторая зависимость и, стало быть, несвобода. Этот человек ещё не избавился от отношения к самому себе, от самоотношения. Он непрерывно делится на субъект и объект, каковое деление, и стало быть нецельность, всегда с ним, всегда в его самосознании и его саморефлексии. Именно его объектность и является источником его зависимости, его несвободы.

6. В последнем, шестом, акте освобождения человек сам лишает себя деления на субъект и объект, лишается самосознания, как лишается и самоизменения, сливает воедино самодеятельность с самопознанием, так что акт действия для внешнего наблюдателя такого свободного существа ничем не будет отличаться от акта познания. И оба эти аспекта одного акта направлены на одного и единственно существующего — свободного человека. Разумеется, в этом состоянии человек тождествен с Богом. Бог свободен именно так — предельно.

7. Чтобы выяснить, кто достиг предельной свободы, конечно же, среди людей и богов надо провести социологический опрос. Можно по телефону. Или в социальных сетях. Думается, Instagram и TikTok доставит изрядное количество так предельно и столь полнокровно свободных, Боги именно там по большей части и квартируют.

.2025.11.26.