1. Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства.
Несложная тема, если понять смысл. Для этого стоит выделить ключевые слова.
Итак, «подлинное творение искусства» – это произведение, которое и спустя время звучит актуально, в котором раскрываются вечные вопросы, которое может многому научить и которое позволит провести время приятно, интересно.
Исходя из формулировки темы таким произведением должна стать книга, в чертах героя которой читатель может угадать собственные черты или черты знакомых людей. Такое произведение написано как будто о выдуманном персонаже, но в характер его отражает присущие тебе черты.
Например, кому бы из нас не хотелось, как Обломову, проводить время на диване, оставлять решение проблем «на потом», быть обладателем уникального халата и тапочек.
Пару лет назад один десятиклассник достаточно критично охарактеризовал сам себя: «Похож ли я на Илью Ильича? Даже больше, чем кто-то мог бы подумать. Даже сейчас мне не хочется думать, не хочется анализировать себя и Обломова, не хочется писать это сочинение.
Зачем?»
Проанализируй образ Печорина и Базарова, князя Андрея и Онегина, Татьяны и Наташи и наверняка увидишь черты сходства. Вот еще один мой бывший ученик: «Подобно Базарову, мы спорим с родителями. Да что уж! Можно даже провести отдаленное сходство тем этих споров. Родители, как Павел Петрович, хотят видеть в нас интеллигентных, элегантных людей – красиво уложенных мальчиков и аккуратно заплетенных девочек. А мы вместо этого что? Укутываемся в безразмерные толстовки, заботясь в первую очередь об удобстве и комфорте».
Написано о ком-то другом, обо всех людях – и в то же время обо мне. Это и есть признак подлинного произведения искусства.
2. О чем спорят мои сверстники?
Главная сложность – либо подобрать произведение современных авторов, либо «обыграть» классические произведения так, чтобы сопоставление эпох помогло раскрыть правильно тему. Тем более спорить можно и о смысле жизни (Андрей Болконский и Пьер Безухов «Война и мир» Л. Толстого, Обломов Гончарова, Раскольников «Преступление и наказание» Достоевского), и о том, что такое дружба (чья позиция ближе: Печорина с его убеждением что в дружбе всегда один раб другого, или Штольц, готовый на все ради Обломова), что такое любовь (права ли Татьяна, когда, отказывая Онегину произносит: «Я вас люблю…»? Любит ли Борис Катерину и если любит, почему отказался брать ее с собой, покидая Калинов?), о том, кем быть, какую профессию выбрать («Ионыч» Чехова, например).
В конце концов сверстники могут спорить даже о том, какие книги стоит читать, какое классическое произведение до сих пор актуально.
3. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Современное поколение – это твое поколение, поэтому уместно будет писать «мы», «у нас», «наши черты». Какие черты твоих сверстников тебе не нравятся? Можно задать вопрос немного иначе: каких черт Базарова или князя Андрея, Штольца или Чацкого, Плужникова или Соколова не хватает твоим друзьям? А может, наоборот, в них слишком силен Обломов и его «любовь к дивану»? чем увлекается современное поколение и что мешает подросткам гармонично развиваться? Только ли вред приносят гаджеты? И стоит ли сократить время, проведенное в Интернете или за компьютерной игрой? Если рассуждать в этом направлении, то совершенно однозначно нужны книги современных писателей о нынешних подростках.
Что можно почитать?
Т. Крюкова «Ловушка для героя», «Телепат»
https://dzen.ru/a/XwmNpElfezvZTTcA?share_to=link
А. Жвалевский, Е. Пастернак «Охота на василиска», «52 января», «Время всегда хорошее»
https://dzen.ru/a/XvEi_0D_Z3ENNZwf?share_to=link
М. Ясинская «Колизион»
https://dzen.ru/a/Y5B9SB1a-A_5B03t?share_to=link
4. Что объединяет нас в одно поколение?
Считается, что одно поколение – это люди «внутри» двух десятилетий, именно поэтому отцы и дети – это разные поколения. Но все-таки живем мы в один временной отрезок, слышим одни и те же песни, видим одинаковую рекламу, посещаем премьерный показ одних и тех же фильмов. Да, конечно, нам, родителям, и вам, детям, может не нравится то или иное изобретение, но мы видим его одновременно, принимаем его открытие тоже одновременно. Мы живем в одинаковых исторических, культурных, экономических и технологических условиях. Можно «зацепиться» за понятие «культурные» условия: мы одно поколение, потому что и мы, и вы читаем классику. Мы проходили в школе «Евгения Онегина» и тоже спорили на уроке, любит ли Евгений Татьяну. Мы читали «Войну и мир» и тоже восхищались князем Андреем. (Более подробный анализ подобных примеров и будет литературным аргументом)
Мы, надеюсь, сумели привить вам уважение к памяти о Великой Отечественной войне, поэтому вместе 9 Мая чтим ветеранов, встаем в ряды Бессмертного полка. Уроки Великой Отечественной войны ценны, забывать их нельзя, поэтому произведения Быкова («Сотников») или Васильева («В списках не значился», «А зори здесь тихие») читаем и мы, и вы. (Проанализируй что-то на эту тему – получится второй аргумент)
https://dzen.ru/a/Y4dXYtqy6G9HbA_L?share_to=link
https://dzen.ru/a/Y4Sbg0H1ORYc5w3H?share_to=link
Что еще нас объединяет? Забота о планете.
https://dzen.ru/a/Y1rQl5TEySmwKM_K?share_to=link