Найти в Дзене
Записки о явлениях

«Король и шут» — все альбомы от худшего к лучшему

«А ты — панк?» — именно так встретил меня неизвестный малолетний неформал на рок-концерте в родном городе, преданно заглядывая в глаза и желая услышать, естественно, слово «да». Признаюсь, братцы вам, цитируя одну из песен обсуждаемого нынче коллектива, не помню точно, что именно я ответил. Тогда на слуху были три группы, более-менее известные на просторах необъятного СНГ. «Гражданская оборона», «Сектор Газа» и «Король и шут». Каждый коллектив тотально не похож друг на друга. Егор Летов исследовал экстремальные состояния сознания и музыки, выдавая психоделический вердикт реальности. «Сектор» и Хой очевидным образом рассчитывали творчество на среднестатистического работягу «из народа», чье знамя на данном поприще позже подхватил «Ленинград». Ну а «герои и злодеи» сказочно-скоморошьего жанра, создававшие свои музыкальные полотна на фоне глубоко фольклорного, подспудного, исконно-русского «леса людских душ», — это были «Король и Шут», начавшие свой путь к популярности из известного в узк

«А ты — панк?» — именно так встретил меня неизвестный малолетний неформал на рок-концерте в родном городе, преданно заглядывая в глаза и желая услышать, естественно, слово «да». Признаюсь, братцы вам, цитируя одну из песен обсуждаемого нынче коллектива, не помню точно, что именно я ответил. Тогда на слуху были три группы, более-менее известные на просторах необъятного СНГ. «Гражданская оборона», «Сектор Газа» и «Король и шут». Каждый коллектив тотально не похож друг на друга. Егор Летов исследовал экстремальные состояния сознания и музыки, выдавая психоделический вердикт реальности. «Сектор» и Хой очевидным образом рассчитывали творчество на среднестатистического работягу «из народа», чье знамя на данном поприще позже подхватил «Ленинград». Ну а «герои и злодеи» сказочно-скоморошьего жанра, создававшие свои музыкальные полотна на фоне глубоко фольклорного, подспудного, исконно-русского «леса людских душ», — это были «Король и Шут», начавшие свой путь к популярности из известного в узких андеграундных кругах питерского клуба «Там-Там».

Испытывая ностальгические чувства и утирая скупую слезу старого рокера, решил составить для общего обозрения список альбомов по ранжиру. При составлении данного списка «лучших» и «худших» я руководствовался личными предпочтениями и эмоциями, что, конечно же, весьма субъективная вещь. Да и определить какой-то альбом «КИШа» плохим язык не повернется, так что «все познается в сравнении». Ну что ж, приступим-с.

11 место - "Тень клоуна" (2008)

История группа близится к финалу, но никто, понятно дело, об этом не знает. Отгремели легендарные времена первых свершений, и на этом альбоме музыканты заметно устали друг от друга, на что явственно намекали смены состава незадолго до сего, как и попытки сольного творчества. Вообще, с 2008 года «КиШ» гастролирует как вполне успешная и состоявшаяся, все уже доказавшая группа, но (это «но» будет частенько мелькать) до былых вершин именно в сочинительстве таких же удачных песен, как в начале доблестного пути, достигнуть так и не удалось. Коммерция — вещь замечательная, но именно она (и очевидное взросление) губит непосредственность и заметно сбавляет задор. Объективный закон. Неплохие песни я бы выделил такие: «Дагон», «АМТV», «Фред».

10 место - "TODD Акт 1. Праздник крови" (2011) и "Акт 2. На краю" (2012)

Альбом, многими воспринятый неоднозначно. С одной стороны, довольно целостная работа, но с одним нюансом — это мюзикл, основанный на старом (середина 19 века) британского сборника рассказов о Суини Тодде, серийном убийце-парикмахере, что и накладывает на слушателя условность «связать» все композиции, которые плохо слушаются по отдельности друг от друа. С другой стороны — эксперимент Михаила Горшенева все же удался для какой-то части фанатов, особенно учитывая, что эта пластинка стала его последней в жизни. Князь участия уже не принимал, выбрав одиночное плавание. Кстати, кто в записи не принял участие! И Кинчев, и вокалистка «Ленинграда» Юлия Коган, музыканты «Наива» и многие другие. Однако чуда не случилось и даже теперь, переслушав его заново, не могу назвать альбом удачным. Спустя годы отношение у меня к «ТОДД» в целом нейтральное и смешанное с сожалением, а выделить из двух частей сего панк-мюзикла можно следующие вещи: «Пирожки от Ловетт», «Счастье», «На краю».

9 место - "Театръ демона" (2010)

-3

Релиз «позднего» периода, негласно начавшегося после «Бунта на корабле» и «Продавца кошмаров», где группа зазвучала резко и живо, словно празднуя очередное воскрешение из пепла. Жаль, что задор вышел не столь пламенным и долгим, как хотелось бы. Но здесь надо сделать некоторое отступление. ПОЧЕМУ для поколения, начавшего слушать КиШей в конце 90х-начале нулевых, позднее творчество не заходило на ура. Неокрепшие разумом младые нефоры с каждым годом тоже (удивительное дело : ) росли, и для них вполне закономерным становилось решение расширять музыкальные кругозоры или вовсе перестать слушать рок. Примерно с этого момента перестал внимательно следить за группой и я. Вторая половина «Тетра демона» сомнительной успешности, однако с первой однозначные хиты это: «Театральный демон», «Фокусник» и «Танец злобного гения».

8 место - "Продавец кошмаров" (2006)

-4

Как многие хорошо, наверное, помнят, середина нулевых — еще одна эпоха расцвета всевозможных неформальных движений, пика активности старых и молодых коллективов по рок-н-рольному фронту. «Король и Шут» заметно сбавляет в жесткости по сравнению с предыдущими работами, привлекая новых музыкантов (вместо всенародно любимой скрипачки Маши — скрипун скрипач Димтрий Решко). Горшок и Князь матереют, окончательно переформатировав группу в довольно мейнстримовую команду, а былая разудалая хулиганистость заметно сходит на нет. Задорно и лихо, тем не менее, войдя в золотой фон и, скорее, из требований имиджа, звучат следующие телеги: «Ром», «Марионетки», «Та, что глядит из пруда».

7 место - "Камнем по голове" (1996)

-5

Для некоторых аж седьмое место может вызвать резонное «ЧТО?», однако признаюсь — при выборе из всех следующих альбомов я руководствовался не только параметром «олдовости» и «первопроходства», но и учитывал степень отшлифовки материала и мастерства. Все-таки первый альбом, при всей своей легендарности, звучит уж слишком просто и незатейливо по сравнению с другими. А уж они-то создавались точно с учетом всех ошибок. Классический период, начавшийся с официально изданного «Камнем по голове», продолжился вплоть до переломе десятилетий, когда вырулив на рельсы профессионального уровня, группа стала «нашими Рамонес и Офспринг». Ну, примерно. Ломовейших песен множество, но выделю такие: «Смельчак и ветер», «Садовник», «Дурак и молния», «Два вора и монета».

6 место - "Бунт на корабле" (2004)

-6

Ноги сами несутся в пляс, даже сейчас, спустя 21 год! Хардкорно-развеселые риффы бодрым образом ложатся на сказочную лирику. Кстати, именно здесь КиШ помимо типично «афанасьево-бажовского» арсенала тестов, задействуют и другие темы. И, хотя, красной линией в «Бунте на корабле» проходит пиратская романтика, тут находится место и всем остальным, вплоть до «мухи — маленькой птички» (до сих пор теряюсь в догадках, о чем этот прикол), и до Хозяина леса с инквизитором. Музыкально пластинка, наверное, самая разнообразная, делающая ее очень хорошей, отлично сделанной, артефактом, наглядно иллюстрирующим самый пик возможностей и сил группы. Бесспорные нетленки: «Северный флот» (давший название одноименному проекту участников КиШа), «Месть Гарри», «Исповедь вампира», «Хозяин леса».

5 место - "Акустический альбом" (1998)

-7

Ну вот и пятерка лучших! Ожесточенные споры насчет данного опуса велись (а может и ведутся до сих пор?) с завидным упорством, достойным лучшего применения, оправдывая это тем, что Михаил Горшенев почти не принимал участия в записи «Акустического альбома». Однако против включения его в официальную дискографию никогда не возражал, так что и мы спокойно запишем его в пантеон самых достойных творений группы. Примерно с этого года я и начал слушать КиШ, будучи ярым поклонником «Гражданской обороны». Альбом показался мне «попсом» (по сравнению с Егором конечно!), однако ладным, красивым, лиричным, клево звучащим, привлекающим внимание, как минимум. Инструментальная часть вообще до сих пор слушается замечательно, еще раз утверждая истину: «все гениальное — просто». Не обошлось и без досадного проходняка типа «Голые коки» или «Арбузная корка». С удовольствием слушаю и сейчас: «Прыгну со скалы», «Кукла колдуна», «Ведьма и осел», которые вытягивают «Акустику» на пятое место.

4 место - "Жаль, нет ружья" (2002)

-8

Этот альбом появился на руках в условно-официальном издании, а не переписанным с магнитофона, что также добавило балл при первом прослушивании. Разумеется, ни о каких ютубах и «раскрутках» речь особо тогда не шла. Да, где-то уже мелькал клип «Ели мясо мужики», но о КиШах маловато появлялось информации в СМИ. В принципе и узреть лик музыкантов довелось как раз на развороте заветной кассетки, заботливо купленной в местном ларьке. Звук по сравнению с предыдущим — и любимым — релизом значительно уплотнился, а стиль окончательно оформился, обрастая гротескно-макабрическим оттенком. Тут тебе и мертвый анархист вышагивает с дедушкой, которого съели волки, а хоббиты в придачу гонят вино из яиц. Кстати, не всегда, но группа прибегала к приему заимствования фишек и идей из масс-культуры, что давало ей определенные плюсы в «узнаваемости» и признании своими в среде, к примеру, толкинистов. Песни на все времена: «Мертвый анархист», «Мой Характер», «Медведь», Генрих и смерть».

3 место - "Герои и Злодеи" (2000)

-9

Были сомнения, а не поместить ли на третье почетное место «Жаль нет ружья». Но взвесив в руках тяжеловесность хитов и общее настроение, отдам предпочтение все-таки «Героям». То самое время, когда группа «клепала» альбомы по одному в год, активно гастролируя, снимая клипы, стремительно развиваясь и не стоя на одном месте. Трехминутные боевики никуда не делись, а страшилки еще не вышли на уровень чего-то большего. Но взгляните на такой подход с другого ракурса: а кто вообще тогда оставался на ногах из рокеров? Тяжелейший кризис середины девяностых камня на камне не оставил от заслуженных звезд, из которых на плаву оставалась разве что «Ария», да и то не без проблем в составе и материале. Ну и пресловутый «Сектор». В принципе вышеуказанные коллективы стремительно заполнили пустующую нишу, куда вливались и другие ВИА, о которых мы здесь писать не будем. Глуховатый звук не портит впечатление, а в хиты записываем следующие песенки: «Вор, граф и графиня», «Невеста палача», «Мастер приглашает в гости», «Что видел малыш», «Смерть халдея».

2 место - "Король и Шут" или "Будь как дома, путник" (1997)

-10

Многострадальная запись, явившаяся из таинственных демо и ранних черновиков, показав свою живучесть (еще бы, при таком-то материале!). Альбом как шкатулка из старых времен — при открытии отметишь с удивлением, что практически каждую песню «Король и Шут» играли на каждом концерте, включая бессмертный шлягер всех времен и народов — «Лесник». Помнится, как на районе гопники презрительно кривились от упоминания данных телег, но сами втайне слушали, припав ухом к заветному динамику. Да и что тут говорить? Второе место не случайно, и некоторые из вас обязательно должны помнить панк-гимны, кроме двух уже означенных, такие как «Он не знает, что такое жить!», «Валет и дама», «Собрание», «Охотник», да вообще весь альбом!

1 место - "Как в старой сказке" (2001)

-11

Первое место — конечно же «Сказке» и без всяких вариантов. Что ни вещь — хит. Звук, наполнение, слушабельность даже спустя четверть века. Здесь не приходится, как из поздних альбомов выуживать лучшие хиты, тут на любую песню ткни — и это гарантированно классный трек. Здесь органично вписываются друг к другу и рубилово «Скотного двора», и монументальная баллада «Воспоминание о былой любви» (идеально завершающая альбом), и среднетемповые «Гимн шута» и «Ответ — лютая месть». Последняя, как сейчас помню, тотально поразила меня атмосферой и интонированием, погружением в кошмар, в чем преуспевает и «Проклятый старый дом». Призраки и лешие, скоморохи и эдакий герой русских былин, некий Кузьма — все гармонирует, «работает» как надо. Достойный образец первоклассного русского рока, пусть и понятный опять же лишь носителям русской культуры. Сомневаюсь, что группа будет сильно понята и оценена за рубежом. Возможно, ошибаюсь.

Что ж, а на сегодня все. Впереди нас ждут и другие группы на разбор. Предлагайте свои варианты в комментариях.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если вам понравилась публикация!