Идея экранизации пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами» (которая, в свою очередь, была переработкой комедии Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках») долгое время не находила поддержки . Режиссёру Виктору Иванову чиновники откровенно говорили, что он не справится, а история о брачном аферите никому не будет интересна .
Ситуация казалась тупиковой, пока Иванов не пошёл на хитрость. Он знал, что в СССР шла активная кампания по борьбе со стилягами — поклонниками западного образа жизни. Режиссёр отправился к заведующему отделом науки и культуры ЦК компартии Украины Юрию Кондуфору и представил свой замысел не как экранизацию классики, а как острую сатиру на стиляг . Он пообещал, что фильм будет «на злобу дня» и будет высмеивать модников и вертопрахов . Эта уловка сработала — Кондуфор не только дал добро, но и выделил на съёмки деньги, правда, весьма скромные .
Изначально лента снималась как малобюджетный проект на украинском языке и планировалась к показу только на территории Украинской ССР . Никто не ожидал, что картина станет настоящим хитом. Однако после оглушительного успеха на местных экранах её переозвучили на русский язык и выпустили во всесоюзный прокат, где её ждала такая же народная любовь .
Изначально режиссёр Виктор Иванов видел в роли харизматичного жулика только двух актёров: знаменитого Николая Гриценко или комика Юрия Тимошенко (Тарапуньку) . Однако Тимошенко не смог оставить эстраду на время съёмок, а Гриценко уехал на зарубежные гастроли . Тогда на пробы пригласили Олега Борисова, артиста Театра русской драмы. Иванов поначалу скептически отнёсся к этой кандидатуре и даже заочно называл его «салабоном» . Но когда Борисов появился на пробах в полном гриме и щегольском костюме, режиссёр был покорён — перед ним стоял тот самый Голохвастов .
Интересно, что для образа модника и пижона Иванов подсмотрел манеры и стиль у приятеля своего сына. Тот носил кок, пижонские усики, модную обувь на толстой подошве («манке») и вёл себя с явной претензией .
С главной женской ролью произошла ещё более невероятная история. Режиссёр изначально хотел видеть в роли Прони актрису Майю Булгакову и ждал её на пробы . В это время на студии находилась Маргарита Криницына, сибирячка, работавшая в штате киностудии имени Довженко. Она была уверена, что на роль ищут украинскую актрису, и даже не собиралась пробоваться . Иванову срочно понадобилась актриса, чтобы подыграть другим претендентам, и он позвал Криницыну .
Исполнение Маргариты оказалось настолько органичным и обаятельным, что режиссёр тут же утвердил её на роль . Помог и случай: накануне актриса грызла орехи и сломала передний зуб. Щербатая улыбка так понравилась Иванову, что он уговорил Криницыну отложить визит к зубному до окончания съёмок .
Гримёрам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сделать из миловидной актрисы «страшную» Проню. Ей обесцвечивали брови, а волосы накручивали не на бигуди, а на гвозди, чтобы кудри были более непослушными и торчащими . В ноздри вставляли пробки, чтобы раздуть их и исказить черты лица .
Успешная премьера огорчила саму Криницыну. Её дочка заявила: «Мам, ты там такая страшная!», а муж после просмотра старался больше этот фильм не смотреть .
Режиссёр Виктор Иванов был человеком экспрессивным и вспыльчивым. Актёры его побаивались, а коллеги прозвали «психом без отрыва от производства» . Он мог моментально впасть в раж и даже упасть в обморок от переизбытка эмоций .
Олег Борисов, в свою очередь, славился тем, что не боялся возражать эксцентричному режиссёру. Яркий пример — съёмки сцены, где Голохвастова перебрасывают через забор на мостовую. Борисов, глядя на булыжники, спросил Иванова, как должна выглядеть эта сцена, и потребовал страховки и мягких матов . Оказалось, режиссёр представлял это так: двое ассистентов перекидывают актёра, а тот переворачивается в воздухе и приземляется на ноги . На вопрос Борисова показать, как правильно падать, Иванов неожиданно согласился. Его перекинули через забор, он шлёпнулся на камни и после этого пересмотрел постановку сцены . Говорят, что впоследствии, когда режиссёр начинал горячиться и требовать от актёров рискованных трюков, Борисов просто просил: «А покажите, как надо?» — и Иванов сразу успокаивался .
Ещё один курьёз произошёл во время съёмок сцены с «выстреливанием» шампанского из бутылки. Сделать это красиво с настоящим напитком не получалось — было изведено несколько бутылок . Гримёры пошли на хитрость: у одной из бутылок вырезали дно, а внутрь провели шланг, по которому подавался раствор соды с мылом . Актрису Таисию Литвиненко (Химку) и Олега Борисова предупредили, что жидкость не пить . А вот Николай Яковченко, игравший отца Прони, указания не расслышал. Когда струя мыльно-содового раствора «выстрелила» из бутылки, Яковченко открыл рот, чтобы вкусить «шампанского», и в итоге наглотался мыла .
Сам Виктор Иванов также принял небольшое участие в фильме в качестве актёра. Именно он озвучил попугая, который должен был кричать: «Химка, дура!» . Обучить настоящую птицу нужной фразе не удалось — пернатый актёр, выросший на корабле среди матросов, отлично ругался, но повторять за режиссёром отказывался .Даже в таком шедевре не обошлось без забавных несоответствий. Многие зрители заметили в сцене прогулки Голохвастова с друзьями на заднем плане современные многоэтажные здания 1960-х годов, которых не могло быть во времена, когда происходят события фильма . Оказалось, это не просто ляп. По первоначальной задумке режиссёра, после разоблачения Голохвастов должен был совершить скачок в будущее — в современный Киев. Однако худсовету такая смелая идея не понравилась, и сцену велели вырезать, а эпизод с прогулкой так и остался в картине .
Ещё один любопытный момент связан со звуком. В сцене венчания мы слышим звон колоколов, хотя у Андреевской церкви, где снимали эту сцену, колоколов никогда не было . На момент съёмок церковь была закрыта на ремонт и обнесена ограждениями, которые с большим трудом удалось убрать на пару дней для проведения съёмок .
Фильм оказал огромное влияние на культуру. В 1999 году, почти через 40 лет после выхода картины на экраны, авторы фильма были удостоены Государственной премии Украины имени Александра Довженко (посмертно — режиссёру Виктору Иванову и актёру Олегу Борисову) . В том же году рядом с Андреевской церковью в Киеве был установлен бронзовый памятник Проне Прокоповне и Свириду Петровичу .
Маргарите Криницыной об этом памятнике сообщили как о сюрпризе. Сначала ей сказали, что на Подоле откроют памятник только Голохвастову. Актриса тогда удивилась: «Почему только ему, ведь и Проня там — главное действующее лицо». Каково же было её удивление, когда на церемонии открытия сдернули покрывало и она увидела обе фигуры. От неожиданности Криницына воскликнула: «Здравствуйте, Свириде Петровичу!» . егодня около этого памятника традиционно фотографируются молодожёны и гости столицы, а части скульптур затерты до блеска «на счастье» .
В 2004 году состоялась знаменательная встреча трёх Пронь: Маргариты Криницыной, Тамары Яценко из знаменитого спектакля киевского Молодого театра и Аллы Пугачёвой, сыгравшей главную роль в российском новогоднем мюзикле-ремейке 2003 года .
Фильм «За двумя зайцами» — это больше, чем комедия. Это история о том, как настоящая любовь к искусству, талант и немного житейской хитрости могут создать произведение, которое навсегда останется в сердцах зрителей. Картина, которую чуть не запретили, стала народной легендой, а её создание оказалось сродни сюжету увлекательной кинокомедии со счастливым концом.