Найти в Дзене
AXXCID

Казачка с характером: как Мордюкова пленяла мужчин, бросала любовников и до конца прятала боль на душе от всех...

В истории советского кино было немало громких имён, но мало кто оставил такой след, как Нонна Мордюкова. Её экранный образ — мощный, дерзкий, правдивый до последней интонации — мгновенно становился частью народной памяти. Но чем сильнее и ярче актриса смотрелась в кадре, тем трагичнее складывалась её личная жизнь. К своему вековому юбилею Мордюкова вновь «оживает» в рассказах коллег и родных: каждый вспоминает своё, и из этих мозаичных фраз складывается подлинная история женщины, которая любила без меры и страдала без остатка. Будущая звезда родилась в украинской станице и носила имя Ноябрина — такое редкое, колкое, почти революционное. Кино покорило её с детства: маленькая девочка смотрела «Богдана Хмельницкого» и шептала себе, что однажды окажется на экране. В Москву Нонна приехала уверенной в одном — она будет актрисой. ВГИК принял её, а уже первая роль в «Молодой гвардии» сделала студентку всенародной любимицей. Позже Мордюкова признавалась, что успех обрушился неожиданно: «как буд
Оглавление

В истории советского кино было немало громких имён, но мало кто оставил такой след, как Нонна Мордюкова. Её экранный образ — мощный, дерзкий, правдивый до последней интонации — мгновенно становился частью народной памяти. Но чем сильнее и ярче актриса смотрелась в кадре, тем трагичнее складывалась её личная жизнь.

Казачка с характером: как Мордюкова пленяла мужчин, бросала любовников и до конца прятала боль на душе от всех...
Казачка с характером: как Мордюкова пленяла мужчин, бросала любовников и до конца прятала боль на душе от всех...

К своему вековому юбилею Мордюкова вновь «оживает» в рассказах коллег и родных: каждый вспоминает своё, и из этих мозаичных фраз складывается подлинная история женщины, которая любила без меры и страдала без остатка.

Провинциальная девчонка, покорившая Москву

Будущая звезда родилась в украинской станице и носила имя Ноябрина — такое редкое, колкое, почти революционное. Кино покорило её с детства: маленькая девочка смотрела «Богдана Хмельницкого» и шептала себе, что однажды окажется на экране.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В Москву Нонна приехала уверенной в одном — она будет актрисой. ВГИК принял её, а уже первая роль в «Молодой гвардии» сделала студентку всенародной любимицей. Позже Мордюкова признавалась, что успех обрушился неожиданно: «как будто дверь открыли настежь, и меня вытолкнуло на свет».

После дебюта последовали десятки картин. Её героини были разными: строгими, острыми на язык, ранимыми, но всегда настоящими. К середине 60-х Мордюкова уже стала тем редким типом актрисы, которая не боится выглядеть некрасиво ради роли. Образ комиссара из одноимённой картины только закрепил её статус артистки огромного диапазона.

Любовь, способная разрушать — и судьбы, и семьи

Но за рабочей дисциплиной и жёсткой харизмой скрывалась женщина, которая любила до самозабвения. И мужчины, конечно, это чувствовали. Слухи о её романах ходили всегда — часть выдумка, часть правда. Но одно известно точно: Мордюкова редко оставалась одна.

Её первым громким поклонником стал Сергей Герасимов. Он был настолько увлечён Нонной, что собирался оставить семью. Однако строгая мать актрисы быстро расставила всё по местам, заявив режиссёру, что «звездами делают не мужья, а талант».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А вот коллега Вячеслав Тихонов стал первым официальным мужем. Их брак воспринимался публикой как союз двух кинематографических титанов. Дом, постановки, маленький сын — всё выглядело как идеальная советская семья. Но оба были очень разными. «Сухой эстет» Тихонов и «казачка с бешеной силой» Мордюкова — так вспоминали их родные.

Ревность, съёмки, нестыковки в характерах медленно разрушали брак. Когда Нонна увлеклась Василием Шукшиным на съёмках «Простой истории», Тихонов приехал к жене с сыном прямо на площадку. И этим, как говорили позже, поставил точку в чужой романтике.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Позже в её жизни появился Борис Андроникашвили — мужчина, ради которого она ушла от мужа. Но бытовые сложности, его безработица и бесконечные застолья на обеденном столе артистки сделали своё дело: Мордюкова тихо собрала вещи и исчезла из этой истории так же внезапно, как и появилась.

Второй муж, актёр Владимир Сошальский, стал попыткой «жить как все». Но любовь без любви долго не живёт. Его алкоголизм, её взрывной характер — и через несколько месяцев всё закончилось.

Мужчины приходили и уходили. Настоящая боль была впереди

О сыне Владимире Мордюкова всегда говорила с гордостью — красивый, талантливый, очень похожий на Тихонова. Ему прочили большое будущее: он снимался с матерью, получал главные роли, уверенно входил в мир кино.

Но судьба пошла другим путём. Проблемы с запрещёнными веществами, запои, расшатанная психика — всё это постепенно разрушало молодого актёра. И Мордюкова пыталась его спасти так, как могла: меняла квартиры, забирала к себе, лечила, снова отпускала. Сестра актрисы вспоминала, что Нонна «носилась с сыном как с раненым птенцом», но тот раз за разом возвращался к привычной жизни.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Смерть Владимира в 1990 году стала тем ударом, после которого она уже никогда не оправилась. Ему было всего 40. После похорон Мордюкова будто стала тенью самой себя.

Последние годы — тишина, болезнь и тихая обида на кино

90-е принесли много перемен, и для советской звезды в них почти не нашлось места. Предложения сниматься исчезли. Последняя роль в фильме «Мама» далась тяжело: сюжет о матери, которая защищает своих сыновей, болезненно напоминал ей о собственной утрате.

Единственным светлым эпизодом тех лет стала дружба с начинающим певцом Юлианом. Он казался ей похожим на сына, и она опекала его так, как уже давно никого не опекала. Но это были лишь временные островки тепла в общей пустоте.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мордюкова болела, с трудом ходила, почти не показывалась на публике. Летом 2008 года её доставили в больницу — и на следующий день её не стало. Похоронили актрису рядом с сыном, как она и хотела.

Наследство, которое стало яблоком раздора

После смерти Нонны Викторовны квартира в Лаврушинском переулке перешла её сестре Наталье, которая ухаживала за актрисой до последних дней. Казалось бы, на этом история должна была завершиться, но всё вышло иначе.

Сын Натальи Катаевой умер, и внезапно объявились двое его детей от разных браков — те самые внуки, которых семья не видела долгие годы. Они пришли на телеэфиры, сдавали ДНК, доказывали родство — и в итоге получили доли в квартире.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но миром дело не закончилось: родные стали делить имущество, спорить, предъявлять претензии. Дошло до абсурда: одни родственники угрожали другим перекрыть доступ к семейной могиле.

Скандалы продолжались и после смерти Натальи Катаевой в 2023 году: наследники спорили, кто имеет право на недвижимость, кто кого не пустил на похороны, кто должен отказаться от доли. Даже прах ещё одной сестры оказался поводом для новой войны — его захоронили без уведомления остальных.

Итог, который больно читать

Жизнь Нонны Мордюковой — пример того, как огромное сердце может быть одновременно благословением и проклятьем. Она любила, как будто боялась не успеть. Работала, будто что-то доказывала миру. И страдала так, что до сих пор боль читается в рассказах близких.

К своему столетию она снова оказывается в центре внимания — но теперь не как великая актриса, а как женщина, судьба которой была слишком бурной, слишком человеческой и слишком одинокой.

→ РАНЕЕ МЫ РАССКАЗЫВАЛИ...