Найти в Дзене
StoriesPro

СОЮЗНИКИ. ПАДЕНИЕ ИТАЛИИ-1. Драма и гротеск. Исполненный добродетелей. Бесстрашное пилотирование. Концерт по заявкам. Дуче падает.

Итальянское искусство эпохи Муссолини. "Вперёд, чернорубашечники!" Плакат Йозефа Биндера, посвящённый открытию Венецианского музыкально-театрального фестиваля, 1938. Источник - tr.pinterest.com
Итальянское искусство эпохи Муссолини. "Вперёд, чернорубашечники!" Плакат Йозефа Биндера, посвящённый открытию Венецианского музыкально-театрального фестиваля, 1938. Источник - tr.pinterest.com

Уважаемые читатели! Мой канал НЕ МОНЕТИЗИРОВАН, поэтому ваша материальная помощь - ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ поддержать труд автора. Каждый желающий поддержать канал и труд автора подписчик или читатель может перевести любую сумму, за которую я буду сердечно благодарен.

Сбербанк номер карты: 2202200798448732

С уважением, извинениями за просьбу и наилучшими пожеланиями, мои дорогие читатели!

ЭПИГРАФ

"То, что Италия втянулась в войну, заслуга только одного человека - Муссолини. Стоит только отодвинуть его от власти, как Италия тут же заклянчит мира."

(Письмо Черчилля Рузвельту, май 1942)

"Муссолини очень любил женщин. Поэтому на Рождество он часто наряжался Санта Клаусом, чтобы выполнять желания детей. Как-то он зашел в гости к Марио. Марио, обращаясь к Санте, попросил:

– Я хочу братика.

– Конечно, - ответил Санта-Муссолини, - зови скорее сюда свою маму."

(Итальянский народный анекдот эпохи правления Дуче)

Война – это идея, присущая всем тоталитарным режимам по определению/умолчанию. Бенито Муссолини как-то изрёк:

"Идея насилия и войны, как акушерки истории, сопровождает все так называемые диктаторские режимы с самого первого их часа. И в войнах нет ничего страшного или бесчеловечного. Народу просто следует попытаться понять это, смириться и сосредоточенно следовать указаниям вождя."

Среди стран участниц Второй мировой войны, пожалуй, сложно отыскать вторую такую, похожую на Италию, где события носили не только драматический, но и откровенно гротесковый характер.

Фашистская Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции. Потом, вдохновлённая сомнительной победой над Францией, Италия объявила войну Королевству Греции и Югославии. Немного спустя война была объявлена Советскому Союзу и США. Такая воинственная позиция не нашла понимания у противников Италии - все страны с которыми она воевала, били итальянцев с каким-то особенным удовольствием. Это удовольствие вызвалось, как пишет итальянский историк, "полнейшим несоответствием заявленных амбиций и истинных способностей итальянского воинства. Не было случая, чтобы итальянцы одержали хотя бы одну значимую победу."

К 1943 году, в результате военных неудач и множественных кризисов в тылу, Италия растеряла все свои колонии в Африке и потеряла Сицилию. 25 июля 1943 года Бенито Муссолини был арестован и отправлен в отставку. Новое итальянское правительство тут же заключило перемирие с США и Великобританией, объявив прежним союзникам войну. В страну немедленно вошёл грозный Вермахт.

Обложка одного из наиболее читаемых религиозно-нравственных журналов фашистской Италии под названием "Христианская семья." 1942. Плакат призывает дружное итало-африканское воинство:"Выиграйте! (Vincere!)" Источник - tr.pinterest.com
Обложка одного из наиболее читаемых религиозно-нравственных журналов фашистской Италии под названием "Христианская семья." 1942. Плакат призывает дружное итало-африканское воинство:"Выиграйте! (Vincere!)" Источник - tr.pinterest.com

Начался полнейший управленческий хаос - с сентября 1943 года на оккупированных Германией итальянских территориях была провозглашена Итальянская социальная республика, которой руководил возвращённый к власти Гитлером Бенито Муссолини. На юге страны действовало другое правительство - Королевское правительство Италии, объявившее войну Германии и странам Оси.

В этой политической свистопляске активное участие принимал Ватикан, вроде как нейтральное и даже независимое государство, расположившееся в центре итальянской столицы. Нейтральным Ватикан можно считать весьма и весьма условно. Достаточно вспомнить, что Понтифик (папа Римский), был не только правой рукой Господа Бога по католической линии, но и одновременно являлся Примасом Италии (Primatus Italiae), что означало его верховное руководство национальной церковью. Зависимость папы и его команды от фашистского государства была абсолютной. Например, когда фашисты узнавали, что папа затевает нечто, не вполне адекватное их политическим взглядам, как тут же святых отцов наказывали - то свет и воду отключали, то дровишки зимой не давали подвезти, то устраивали перебои с продуктами, то пушек зенитных не давали для ватиканских ПВО. Любили фашисты и подразнить ватиканских - пушки завозили и по науке расставляли их по периметру Ватикана, но расчётов к ним не давали, жалуясь на дефицит людей редкой профессии - зенитчик. Но как только папа и святые отцы начинали молить Создателя Вселенной с особым усердием о даровании победы славному итальянскому воинству, как тут же расчёты приезжали и даже постреливали холостыми в учебных целях, пугая святых отцов и матерей.

Всё это политическое великолепие объединялось фигурой легендарного Дуче, который себя характеризовал, как

"...ценителя искусства и женщин, мелиоратора и рационализатора, разрушителя отжившего и строителя нового – лидера, исполненного добродетелей."

Исполненный добродетелей себя любил и уважал, справедливо требуя такого же отношения к себе и со стороны окружающих. В начале войны Дуче издал особый указ. Указ уведомлял итальянцев о том, что всё, что касается Верховного главнокомандования, следует произносить и слушать стоя.

Уникально-грандиозная фреска в неовизантийском стиле площадью около 300 квадратных метров под названием "Апофеоз фашизма". Художник Луиджи Монтанарини. Находится в центральной части базилики Святой Риты Кашинской в Риме. Источник - cnn.com
Уникально-грандиозная фреска в неовизантийском стиле площадью около 300 квадратных метров под названием "Апофеоз фашизма". Художник Луиджи Монтанарини. Находится в центральной части базилики Святой Риты Кашинской в Риме. Источник - cnn.com

Падение Дуче началось, по свидетельству апостольского нунция в Италии (в переводе с ватиканского - посла Ватикана в Италии), когда летом 1942 года Дуче отправился с инспекцией на Восточный фронт вместе с Гитлером. Их сопровождала "шумная свита нетрезвых итальянских генералов." Нунция для солидности тоже взяли с собой, чтобы он вдохновлял солдат на фронте "словом Божьим." Нунций свидетельствует, что когда Муссолини инспектировал туринскую дивизию, то

"...он был явно раздражен слишком домашним видом итальянских солдат, проезжавших мимо него в реквизированных у местного населения повозках, то и дело застревавших в дорожной грязи. Многие были пьяны...Дуче не мог скрыть своего разочарования по поводу того, что Гитлеру не пришлось увидеть итальянских солдат, какими они рисовались его воображению, - мужественными воинами, сплошь покрытыми боевыми шрамами. По сравнению с ними немецкие солдаты выглядели суровыми и агрессивными."

Гитлер во время инспекции часто выходил из машины к своим солдатам. Дуче на эти беседы Гитлер не брал, оставляя его в машине вдвоем с фельдмаршалом Рундштедтом. Позже Дуче высказал нунцию своё недовольство:

"Гитлер мог бы взять меня с собой, вместо того, чтобы оставить меня с этим старикашкой Рундштедтом. Вы заметили, как не по-военному выглядел Гитлер, когда разговаривал со своими солдатами?"

Старикашка Рундштедт был на четыре года старше Дуче. Вечером, когда вожди уселись в самолёт,

"Дуче решил показать, что он может сделать хоть что-то, чего не сможет сделать Гитлер. Муссолини подошел к Бауэру, личному пилоту фюрера, и неожиданно заявил, что хотел бы сам пилотировать самолет до Германии. Бауэр, улыбаясь, отослал его за разрешением к фюреру. Тот в страхе попытался уклониться от прямого ответа и стал жалобно глядеть на Бауэра, чтобы тот попробовал отговорить Муссолини от сумасбродной просьбы. Бауэр поймал взгляд фюрера и слегка кивнул, дав понять, что все будет в порядке. Тогда Гитлер с большой неохотой согласился, однако весь полёт провёл в оцепенении, крепко ухватившись за поручни кресла."

Летные способности Муссолини нашли свое отражение в официальном коммюнике, опубликованном во всех итальянских газетах и "вызвавших восторг у простого народа (gioia della gente comune)."

Дуче героически управляет самолётом. Фото из итальянских газет. Лето 1942 года. Источник - spletnik.ru
Дуче героически управляет самолётом. Фото из итальянских газет. Лето 1942 года. Источник - spletnik.ru

(От автора - Вечером того же дня, когда они прибыли в резиденцию Гитлера, фюрер ознакомил своего итальянского друга с замечательным музыкально-драматическим фильмом немецкого производства под названием названием "Концерт по заявкам (Wunschkonzert)."

Фильм начинается с олимпийских фанфар летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Юная Инге Вагнер из "Союза германских девушек" и лётчик Люфтваффе флигерлейтнант Герберт Кох знакомятся и спустя мгновения страстно влюбляются друг в друга. (Такой драматический ход положен в основу латиноамериканских фильмов и сериалов:"Как увидел Пэнчо Мариариту, так и влюбился Пэнчо в Мариариту. И как увидела Мариарита Пэнчо, так и влюбилась Мариарита в Пэнчо.") Влюблённые бесконечно долго смотрят в затуманенные глаза друг друга, держатся за руки и поют песню о планах на совместное будущее. Но вмешивается Провидение - прежде чем они успевают налюбоваться друг другом и пожениться Герберта срочно переводят в легион "Кондор":"Немедленно отправляйтесь, лейтенант, долг зовёт. Ваши личные вещи перешлют позже на адрес полевой почты..."

Герберт отправляется на гражданскую войну в Испании бороться с жидо-большевизмом. Он уезжает так быстро, что не успевает почистить зубы и объяснить возлюбленной Инге причину исчезновения. Миссия является строго секретной и все контакты с домом строго запрещены. Герберт парит в облаках, много пикирует, занимается бомбометанием, но ни на секунду не забывает об Инге. Эти воспоминания побуждают Герберта петь прямо в кабине самолёта марш любви и долга. К хорошему это не приводит - жидо-большевики сбивают его прямо на припеве третьего куплета. Попав в плен, он подвергается пыткам и глумлению - его пытает усатая и татуированная испанка-большевичка устрашающей наружности, угрожая зарезать Герберта кривым и ржавым ножом. Но Герберта не запугать! В перерыве между пытками герой ностальгирует, поёт лирически и планирует побег. Наконец, Герберт сбегает от мучителей и, восстанавившись на родимой земле после ранения и психологических травм, пишет Инге письмо, полное любви и надежды.

Но Инге Вагнер сменила место жительства и не отвечает. Поиск Инге по всей Германии проходит под романтические песни и деревенские переплясы в национальных одеждах. Всё население страны забрасывает трудовую деятельность, переодевается в традиционную одежду и принимает участие в поисках. Так проходят годы.

Рекламный постер фильма "Концерт по заявкам (Wunschkonzert)." Источник - m.imdb.com
Рекламный постер фильма "Концерт по заявкам (Wunschkonzert)." Источник - m.imdb.com

В 1939 году начинается долгожданная война за освобождение немцев, томящихся в Польше. Все мужчины из населённого пункта, где теперь живёт Инге, отправляются на фронт, в том числе друг детства Инге Гельмут Винклер, влюблённый в неё с пелёнок. Гельмуту Инге в своё время отказала во взаимности, но Гельмут продолжает надеяться на лучшее. О чём поёт песню надежды на лучшее. Далее сценаристы делают великолепный драматический ход - Гельмута направляют в эскадрилью, которой командует Герберт, которого к тому времени повысили до гауптмана - командира авиакрыла. Они становятся друзьями не разлей вода, не подозревая, что оба влюблены в одну и ту же восхитительную девушку. Им теперь есть чем заняться в свободное от бомбометания по полякам время - друзья поют дуэтом песни о далёкой любви.

Скоро выясняется, что с начала войны в Берлине проходит масштабное музыкальное мероприятие, которое транслирует по радио музыкальные номера по заявкам (Wunschkonzert) военнослужащих и тружеников тыла. Герберт, вспоминая прекрасные дни, проведённые с Инге, просит сыграть олимпийские фанфары. Инге слушает радио дома после ударного труда. И вдруг она слышит именно ту музыку, которая воодушевляла и грела её душу все эти годы! Это - знак Провидения! Она поёт песню про добрые знаки Проведения и обретает надежду увидеть своего возлюбленного Герберта. Инге пишет на радиостанцию с просьбой прислать адрес любителя олимпийских фанфар. Радиостанция добросердечно откликается, влюблённые обмениваются письмами и договариваются встретиться в Гамбурге.

Однако в последний момент судьба вновь играет злую шутку - перед самой встречей Герберту и Гельмуту приказывают отправиться в полёт над Атлантикой и потопить побольше неприятельских судов. Суда огрызаются зенитным огнём и сбивают героев. Но на помощь приходят моряки Кригсмарине, которым хорошо известны подвиги доблестных пилотов. Друзей подбирает немецкая подводная лодка. Гельмут просит флотских доставить его прямиком в Гамбург к любимой. Моряки восторженно соглашаются, отклоняются от курса и принимаются петь и плясать морской танец на палубе. Танец отдалённо напоминает отечественное "Яблочко," но с бо́льшим количеством прыжков в высоту.

Всё это время Инге ждёт Гельмута в Гамбурге, коротая время за игрой на аккордеоне. Раненого Гельмута доставляют в военный госпиталь, где все трое встречаются в его палате и разбираются наконец в запутанной ситуации. Герберт справедливо предполагает, что раз Инге и Гельмут помолвлены, то ему пора отвалить. И он отваливает, распевая куплеты отвалившего. Медсёстры в госпитале ему подпевают и пританцовывают, держа в руках шприцы, клистирные трубки и грелки. Апофеоз. Влюблённые воссоединяются - туман в глазах, заверение в вечной любви, Железный крест от командования на тумбочке под портретом фюрера, дуэт радости. Затемнение. Финал. Ende des Films. Слёзы женщин в зале.)

Финальная сцена фильма "Концерт по заявкам (Wunschkonzert)." Источник - libking.ru
Финальная сцена фильма "Концерт по заявкам (Wunschkonzert)." Источник - libking.ru

Муссолини фильм понравился "достоверностью, своевременностью и музыкой" и, по возвращении в Рим, он его пересказал своей возлюбленной - Кларе (Кларетте) Петаччи. Кларетта была девушкой романтической, она прослезилась и попросила Дуче снять итальянский ремейк фильма. Причем, актриса на главную роль была уже готова и ждала предложений. Актрисой была сестра Клары - Мария Петаччи, сценический псевдоним Мириам. А продюсером был готов выступить брат Клары - Марчелло. Дело оставалось за малым - выделить на фильм деньги из госбюджета.

Клара Петаччи увлечённо-романтически читает книгу возлюбленного Бенито Муссолини "История года: время кнута и пряника. (Storia di un anno: il tempo del bastone e della carota)." Источник - tr.pinterest.com
Клара Петаччи увлечённо-романтически читает книгу возлюбленного Бенито Муссолини "История года: время кнута и пряника. (Storia di un anno: il tempo del bastone e della carota)." Источник - tr.pinterest.com

Дуче недолго пробыл в Риме. Почти сразу он в отличном настроении настроился отправиться с инспекцией в Северную Африку, пожинать единоличные лавры. Генерал Кавальеро, командующий итальянскими войсками в Африке, рапортовал накануне, что итальянская армия перешла в наступление, которое приведет ее к Суэцкому каналу и, следовательно, к неминуемой победе. Но разразился циклон и Муссолини два дня не мог вылететь. А когда смог и прибыл в Ливию, наступление остановилось у легендарного Эль-Аламейна. Обозленный поведением командующего, который выставил его дураком, вызвав на фронт в самый неподходящий момент, Дуче провел три недели в жарких песках Ливии. Разъезжая в пыли и песке вдоль передовых позиций, он пытался подбодрить своих смельчаков, обещая им все земные блага и почётные места в раю. Но смельчаки "слушали Дуче с презрением и недоверием (I coraggiosi ascoltavano il Duce con disprezzo e diffidenza)."

20 июля 1942 года Муссолини вернулся в Рим. Он, по свидетельству очевидцев, "выглядел страшно похудевшим, уставшим и больным." В итальянских газетах объявили, что "состояние нервного и физического истощения, в котором наш любимый Дуче прибыл в Рим, вызвано напряжением, с которым он выполнял свои обязанности на благо итальянского народа. Его неустанный труд способствовал развитию инфекционной дизентерии."

Дуче на карете скорой помощи отвезли поправлять здоровье в летнюю резиденцию с изящным названием - Рокка-делле-Каминате. И в первый же день он упал в саду, потеряв сознание. Откачали. Вечером упал опять. Врачи провели совещание и диагноз поставить не сумели, хотя большинство склонялось к тому, что у "исполненного добродетелей" рак чего-то там, но чего не понятно. По Риму мгновенно распространился слух, что дуче отправился умирать. Исключительно точный диагноз был поставлен Дуче одним из монсеньоров - замов папы Римского, который доложил на ватиканской планёрке:

"Не исключено, что он действительно умирает, но не от дизентерии. А от менее банальной болезни. Ее имя - полное унижение."
Дуче вдохновляет своих героических бойцов и командиров на новые подвиги. 1942. Источник - in.pinterest.com
Дуче вдохновляет своих героических бойцов и командиров на новые подвиги. 1942. Источник - in.pinterest.com

Уже через день о состоянии здоровья Дуче знали в Кремле. Посланник Великобритании в Ватикане лорд Озборн сообщил о "хорошей новости" в Лондон, а Лондон срочно известил Москву. Москва в это время была озадачена наступлением Вермахта на Юге - на Сталинград, и новости приходили из тех краёв исключительно неблагополучные. Маршал Василевский вспоминал:"Когда Сталину доложили, что итальянский диктатор тяжело заболел, он сказал:"Ну вот, Бог шельму метит." (Продолжение следует)

Поддержать канал и труд автора каждый подписчик или читатель может, если переведёт любую сумму по номеру карты Сбербанка

2202200798448732

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ВАШИ ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ ПОМОГАЮТ ПРОДВИЖЕНИЮ СТАТЬИ.

  • Ещё, ещё и ещё раз большущее СПАСИБО ЛЕОНИДУ МИХАЙЛОВИЧУ за оказанную помощь, человеческую душевность и поддержку в эти трудные времена!
  • Огромное спасибо ЮРИЮ ЕВГЕНЬЕВИЧУ.

Дорогие друзья! Большое вам спасибо! Канал существует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО благодаря вашей финансовой поддержке.

СОЮЗНИКИ. ИХ ФРОНТ-16. Общение с высшими силами. Арсенал демократии. Тевтонская методичность. Бомж Гитлер. Плоды пропаганды.

ВЗЯТКА. ОСВЯЩЕНО ТРАДИЦИЕЙ-1. ОРЗ как социальное явление. Это было бы жестью! Фигуранты. Чай с Дзержинским. Верхом на нарсудье.

НЕРВНОЕ ВРЕМЯ. ТЕГЕРАН-43-9. Финал. Молитвенник в честь Вождя. Мичуринцы и Святые Отцы. Подарок чекистов. Отпечаток в истории.