Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Индии / 8 / Делийский султанат / Афанасий Никитин / Первый русский путешественник в Индии

Афанасий Никитин — тверской купец, который во второй половине XV века (между 1468 и 1474 годами) совершил удивительное путешествие в Индию. Важно отметить исторический нюанс: хотя он не был самым первым европейцем, посетившим Индию (до него там бывали Александр Македонский, Марко Поло, Николо Конти), он стал первым русским человеком, достигшим этой страны, и одним из первых европейцев, кто составил столь подробное и правдивое описание жизни индийцев, не будучи колонизатором или миссионером. Он совершил свое путешествие за 25–30 лет до открытия морского пути в Индию португальцем Васко да Гамой. Путешествие Никитина началось в 1468 году в Твери. Изначально это была обычная торговая экспедиция (он вез товары в Ширван, современный Азербайджан). Маршрут: Вниз по Волге через Казань и Астрахань. Ограбление: В устье Волги караван Никитина был ограблен астраханскими татарами. Купцы лишились всех товаров и кораблей. Вернуться домой с долгами Никитин не мог (купцы брали товары в долг), поэтому ре
Оглавление

Афанасий Никитин — тверской купец, который во второй половине XV века (между 1468 и 1474 годами) совершил удивительное путешествие в Индию. Важно отметить исторический нюанс: хотя он не был самым первым европейцем, посетившим Индию (до него там бывали Александр Македонский, Марко Поло, Николо Конти), он стал первым русским человеком, достигшим этой страны, и одним из первых европейцев, кто составил столь подробное и правдивое описание жизни индийцев, не будучи колонизатором или миссионером.

Он совершил свое путешествие за 25–30 лет до открытия морского пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Памятник Афанасию Никитину в Твери
Памятник Афанасию Никитину в Твери

1. Начало пути и злоключения

Путешествие Никитина началось в 1468 году в Твери. Изначально это была обычная торговая экспедиция (он вез товары в Ширван, современный Азербайджан).

Маршрут: Вниз по Волге через Казань и Астрахань.

Ограбление: В устье Волги караван Никитина был ограблен астраханскими татарами. Купцы лишились всех товаров и кораблей. Вернуться домой с долгами Никитин не мог (купцы брали товары в долг), поэтому решил двигаться дальше на юг в поисках удачи.

Путь через Персию: Через Каспийское море он добрался до Персии (современный Иран), где провел некоторое время, изучая языки и торговые пути. Услышав, что в Индии высоко ценятся лошади, он купил жеребца в надежде выгодно перепродать его там, и отправился через Ормузский пролив в Индию.

2. Пребывание в Индии (1471–1474 гг.)

Никитин высадился в порту Чаул (западное побережье Индии) и провел в стране около трех лет. В основном он путешествовал по территории Бахманидского султаната (государство на плато Декан).

Что он увидел и описал:

Социальное неравенство: Никитин был поражен контрастом между богатством правителей и нищетой простого народа. Он писал: «Бояре сильны и пышны, а люд вельми беден».

Внешний вид жителей: Его удивляла нагота местных жителей и темный цвет кожи: «И тут есть Индейская страна, и люди ходят наги все, а голова не покрыта а детей у них много».

Религия и касты: Он подробно описал индуистские храмы (будханы), идолов, религиозные праздники и кастовую систему (хотя и не использовал слово «каста», но заметил, что люди разных групп не едят и не пьют вместе).

Армия: Никитин с восхищением и страхом описывал войско султана, особенно использование боевых слонов, которых заковывали в броню и вооружали мечами, привязанными к хоботам.

Жизнь самого Никитина:

Ему было тяжело сохранять православную веру в окружении мусульман и индуистов. Он с горечью отмечал, что сбился со счета христианских праздников и постов, так как не имел календаря. Местные правители (мусульмане) пытались склонить его к принятию ислама, угрожая отнять коня и свободу, но, судя по записям, Никитин остался верен своей вере, хотя и использовал в записках много тюркских и арабских слов.

3. «Хожение за три моря»

Главное наследие Никитина — это его путевой дневник, известный как «Хожение за три моря».

Три моря: Дербентское (Каспийское), Индийское (Аравийское море/Индийский океан) и Черное.

Особенности текста: Это не сухой отчет и не церковное паломничество. Это живой, эмоциональный дневник человека, который тоскует по родине («А Русскую землю Бог да сохранит На этом свете нет страны, подобной ей»), но при этом объективно и с любопытством наблюдает за чужой культурой.

Экономический вывод: Как купец, Никитин был разочарован. Он сделал вывод, что торговля с Индией для Руси невыгодна: «На Русскую землю товара нет». Все товары (краски, лаки, ткани) были либо слишком дорогими, либо пошлины на них были слишком высоки, а путь был слишком опасен.

4. Возвращение и смерть

Никитин решил вернуться на родину через Трапезунд (Турцию) и Черное море. Он добрался до Кафы (Феодосия, Крым), где встретил русских купцов.

Однако до родной Твери он так и не дошел. Афанасий Никитин умер осенью 1474 года (или в начале 1475-го) под Смоленском. Его рукописи были переданы дьяку великого князя Московского и позже включены в летописи.

Значение

Афанасий Никитин совершил подвиг разведчика и этнографа. Его записи стали первым в европейской литературе описанием Индии не с точки зрения завоевателя, а с точки зрения мирного путешественника. Он показал Индию реальной, сложной и многогранной, разрушив многие мифы того времени.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!

Индия
37 тыс интересуются