Он заставлял смеяться до слез миллионы. Его фразы разобрали на цитаты. Казалось, он нашел формулу счастья: верные друзья, любимая работа, крепкая семья, которую он сам же и создал.
Леонид Барац - один из тех, кого вся страна знала просто как "Лешу" из "Квартета И". Его уютный, понятный мир, построенный за 30 лет, был таким же, как у его героев - с дружескими посиделками и разговорами по душам.
Но за яркой сценой и экраном скрывалась другая история.
История двойной жизни, где у Леонида было не одно, а два главных имени: Леша для публики и Леонид для мук совести. История, в которой любовь соседствовала с предательством, искренний смех - с горькими слезами, а громкие заявления о мире - с молчаливым крахом репутации.
Одесский мальчик Леша, который стал Леонидом
Все началось в солнечной Одессе, в интеллигентной еврейской семье. 18 июля 1971 года у журналиста Григория Бараца и воспитательницы Зои Шалан родился сын.
Его планировали назвать Алексеем, но в последний момент передумали и дали имя Леонид - в честь прадеда. Однако это решение не отменило судьбы: все близкие, друзья и даже педагоги упорно называли мальчика Лешей. Так он и жил - Леонид по паспорту и Леша для всех остальных.
«Я в восьмом классе, учитель говорит: «Леонид Григорьевич, к доске!». Я оглядываюсь - кто это? Имя не узнал, отчество - тоже. Папа у меня Гарик, а я - Леша. Осознание, что это ко мне обращаются, пришло не сразу», - с улыбкой вспоминал он те времена.
Его детство было наполнено музыкой (спасибо бабушке-концертмейстеру), футболом (за что отвечал отец) и неразлучным другом Ростиславом Хаитом.
Их отцы были знакомы, а сами мальчишки стали практически братьями. Вместе они ходили в театральную студию, вместе мечтали о сцене и вместе, заручившись обещанием «если один не поступит, второй тоже бросит», отправились покорять Москву.
Им удалось с первой попытки поступить в ГИТИС, где к их дуэту присоединились Александр Демидов и Камиль Ларин. Так, в далеком 1988 году, началась история, которая приведет их к вершине славы.
«До новой эры»: Голод, дружба и первый успех
Москва конца 80-х и начала 90-х не жаловала молодых актеров. Время было смутное, театры пустовали, а о кино и речи не шло. Жили будущие звезды более чем скромно.
Один из их первых сборов за выступление в маленьком клубе составил 150 долларов на семерых (вместе с соавтором Сергеем Петрейковым).
«Ещё немного набросали в шапку - и этих средств хватило, чтобы как-то прожить почти всё лето», - вспоминал Барац.
Их спасала молодость, амбиции и невероятная дружба. Пока не появилась стабильность, они обивали пороги, искали любые возможности. Отец Леонида, наладивший к тому времени бизнес, помогал сыну, но это была капля в море.
В какой-то момент Барац, видя, как вся его семья уезжает за границу, и сам получил грин-карту и уехал в Нью-Йорк. Но продержался там недолго.
«Как говорил папа Ростислава Хаита, „оставаться надо при малейшей возможности“. Я остался и очень доволен», - признавался он потом журналистам. Это решение стало судьбоносным.
Переломный момент наступил, когда их заметил Михаил Козырев и пригласил на «Наше радио». Именно там, в атмосфере творческой свободы, начали рождаться первые идеи для спектакля «День радио».
В постановке участвовала и группа «Несчастный случай», добавившая проекту ту самую живую, бунтарскую энергию. Все, что было до «Дня радио», сам Барац позже назовет «временем до новой эры».
С этой постановки началась та самая, новая глава - осмысленная, зрелая и наполненная уверенностью в своем пути.
Блеск и философия: Как «мужские разговоры» покорили страну
Успех «Дня радио» был ошеломительным. «Квартет И» стал театральным явлением, а их залы были постоянно полны. Но ребята не остановились.
Следующей ступенькой стал «День выборов», сценарий для которого Барац и Хаит писали с таким азартом, что сами не могли дождаться премьеры. Публика влюблялась в их уникальный формат - легкий, ироничный, но удивительно точный разговор о вещах, которые волнуют каждого.
Вскоре стало ясно, что сценические рамки стали тесны для их историй. Пришло время большого экрана.
Экранизации «Дня радио» и «Дня выборов» прошли с успехом, но настоящим прорывом, золотой жилой, стал фильм «О чем говорят мужчины» (2010). Эта картина не просто собрала огромные кассовые сборы (вместе с сиквелами - свыше миллиарда рублей), она стала культурным феноменом.
Зрители узнавали в героях себя, своих мужей, друзей. Фразы ушли в народ, а четверка актеров окончательно превратилась в национальных любимцев.
Казалось, они нашли свою формулу успеха. Но сам Барац всегда был к себе строг. Спустя годы он признается, что критически относится ко многим своим работам в кино.
«С удовольствием переснял бы почти все, кроме двух - „О чём говорят мужчины“ и „Громкой связи“.
Только они, по его мнению, вышли такими, какими задумывались: живыми, светлыми и точными по настроению.
Именно в этот период, на пике славы, в личной жизни Леонида, казалось бы, идеальной, начал назревать серьезный кризис. Публичный успех и уютный семейный мир готовились столкнуться в жестоком противостоянии.
Две Анны: Двадцать лет лжи и цена страсти
Пока его герои на экране остроумно рассуждали о жизни, любви и отношениях, за кулисами разворачивалась своя, куда менее веселая драма.
Со своей первой женой, Анной Касаткиной, Леонид познакомился еще на вступительных в ГИТИС. Это была любовь с первого взгляда, студенческий брак, проверенный временем и трудностями.
Вместе они прошли путь от крошечной квартиры с дырой в стене до головокружительного успеха. Анна стала не просто женой, а частью команды: играла в спектаклях «Квартета», снималась в его фильмах.
В 1994 году у пары родилась дочь Лиза, в 2003-м - Ева. Для всех они были образцовой парой, крепкой ячейкой общества, выдержавшей испытание медными трубами. Но фасад начал трещать по швам.
Позже выяснилось, что почти половину своего «счастливого» брака Барац встречался с другой женщиной. Её тоже звали Анной - Анной Моисеевой, одесситкой, как и он сам. Их курортный роман, начавшийся, когда оба были несвободны, быстро перерос в нечто большее и продолжался в тайне около 13 лет.
В 2015 году, после почти четверти века совместной жизни, Барац ушел от Касаткиной. Известие шокировало всех. Сам актер не скрывал своей вины и тяжести этого поступка.
«Я очень тяжело переживал развод, это событие всегда будет на моей совести. Но я очень люблю Аню до сих пор как друга», - говорил он, пытаясь сохранить человеческие и профессиональные отношения.
И ему это удалось - Анна Касаткина продолжает работать в их театре.
Казалось, страсть восторжествовала. В 2018 году Барац и Моисеева поженились, а в 2020-м у них родился сын Марк. Но история на этом не закончилась. Она сделала новый, неожиданный виток. Ещё до рождения ребёнка пара рассталась.
«Со временем мы поняли, что больше не можем жить вместе. Мы поженились, потом развелись, я отвез Аню с сыном в Одессу», - холодно констатировал артист.
Одиночество обрушилось на него тяжелым грузом. Он признавался, что погрузился в депрессию, обратился к психотерапевту, но фактически «сбежал» от лечения. Мужчине, который всю жизнь смешил других, было невыносимо больно и одиноко.
«Мне стыдно и страшно»: Пост, перечеркнувший всё
В 2022 году обладатель звания заслуженного артиста России Леонид Барац сделал то, чего от «своего парня» из «Квартета И» никто не ждал. В социальных сетях он попросил "...российских солдат не стрелять в гражданское население. Там живут мои дети. Живут мои родители". И добавил: «Мне стыдно и страшно».
Реакция была мгновенной. Писатель Захар Прилепин напомнил, что «Квартет И» демонстративно отказывался от поездок в Крым и Донбасс. Украинские СМИ, в свою очередь, упрекали артистов в «стыдливом молчании» и нежелании отказываться от российских заработков.
Репутация не только Леонида, но и «Квартета» оказалась подорвана с обеих сторон. Один пост поставил жирный крест на образе, который выстраивался десятилетиями.
Барац удалил запись, но клеймо «чужого» для многих зрителей осталось.
Один в зеркале: Чем живет Леонид Барац сейчас
Сегодня Леониду Барацу - 54 года. Его лицо почти не изменилось, лишь в глазах прибавилось усталости. Тот самый мальчик Леша из Одессы, прошедший путь от нищеты до славы, от семейного идиллиста до изгнанника в личной жизни, от всенародного любимца до фигуры, вызывающей споры, сегодня подводит итоги.
Он по-прежнему в строю. «Квартет И» - это его семья, его крепость и его главный проект длиною в жизнь. Они продолжают работать: пишут сценарии, выпускают спектакли, снимаются.
В 2024 году на экраны вышел их фильм «Один день в Стамбуле».
В интервью по этому поводу Барац рассуждал о вещах, далеких от комедии: о старении и смерти.
«Мне кажется, чем глубже тема — а смерть уж насколько глубокая! — тем ярче шутка, тем ярче ирония. Это же про осваивание: так проще понять... Ну и страх унять какой-то», - говорил он.
Эти слова звучат как его личная философия выживания. Шутка как способ пережить боль, справиться со страхом одиночества и публичного осуждения.
Он признается, что его многое стало раздражать с возрастом, что он «чего-то перестал мочь». Но тут же находит опору: «Да, скорость ног уже не та, но есть скорость мозгов и накопленный опыт. Я получаю от этого удовольствие».
Отношения со второй Анной окончательно в прошлом, она с их общим сыном Марком живет в Одессе. Барац - отец троих детей и уже дедушка.
В 2022 году его старшая дочь Лиза подарила ему внучку Софию. Младшая дочь, Ева, пошла по его стопам и учится в ГИТИСе. Он старается присутствовать в их жизни, несмотря на расстояния и сложные перипетии.
Его история — это не просто биография знаменитости. Это драма талантливого человека, который так и не смог собрать воедино все части своей жизни - ни на сцене, ни за её кулисами.
Хотите узнавать больше судеб таких же неоднозначных, ярких и реальных людей?
Подписывайтесь на наш канал - мы собираем для вас только реальные истории