Холодными водами, непроходимыми льдами, бурями и туманами встречал первопроходцев недружественный северный морской путь. Но эти препятствия не останавливали ни европейских, ни русских путешественников в их стремлении разведать водный маршрут по Арктике.
Кто они – эти отважные открыватели, которые ценой титанических усилий и больших потерь обнаружили новые земли и морские пути на Севере?
Виллем Баренц – покоритель Арктики
Голландский мореплаватель Виллем Баренц (1550–1597 гг.) задался целью найти водный путь через Ледовитый океан в Ост-Индию. На что он рассчитывал? Сейчас трудно поверить, что этот опытный мореплаватель-картограф считал, что в полярный день солнце… растапливает лед и таким образом расчищает путь для кораблей!
Тем не менее, эта необычайная уверенность вдохновила его на путешествие. В 1594 году первая экспедиция вышла из Амстердама с очень смелой, почти дерзкой целью – «проникнуть в северные моря, открыть царства Катая и Хина, лежащие к северу от Норвегии и Московии и по соседству с Татарией».
Баренц достиг Новой Земли, но столкнувшись со льдами, которые солнце все-таки не растопило, был вынужден повернуть на юг. У островов, которые Баренц назвал Оранскими, моряки вступили в отчаянный бой с… моржами, бивни которых дорого стоили. Сражение окончилось победой моржей, которые обломали топоры, копья и тесаки непрошеных гостей.
Миновав пролив Костин Шар и залив, названный им в честь святого Лаврентия, Баренц вернулся в Голландию. Насколько успешна была эта экспедиция? Ее главное достижение – фактическое открытие морского пути в Китай.
Известие о том, что корабли Баренца прошли через пролив Югорский шар и вышли в Карское море, вызвало ажиотаж среди голландских купцов, которые в предвкушении наживы за год снарядили вторую экспедицию с товарными судами. Корабли прошли по водам Югорского шара, но были вынуждены остановиться из-за непроходимых льдов (которые снова не растаяли!).
Что было делать дальше? Смелый Баренц предлагал плыть к Новой Земле. На что он надеялся? Он планировал там зазимовать и на следующий год продолжить плавание на восток. Но этот план был отвергнут. Почему? Дело в том, что многие члены экипажа заболели цингой, а нескольких моряков растерзал голодный медведь.
В 1596 году Баренц отправился в третье путешествие. Это была последняя, отчаянная попытка пробиться сквозь льды. Голландские штаты отказались финансировать экспедицию, и Баренцу пришлось набирать экипаж из отчаянных смельчаков. Он открыл архипелаг Шпицберген и добрался до Ледового мыса на берегу Чукотского моря. Дальше были сплошные льды, которые мешали плаванию.
«Ледяные глыбы стали нагромождаться одна на другую… Корабль был совершенно окружен и сжат льдом… Казалось, будто он разламывается на сто частей. Это было ужасно», — вспоминал Геррит де Фер – участник экспедиции, который вел дневник, ставший бесценным источником по третьей экспедиции Баренца.
В результате морякам пришлось зимовать на Новой Земле. Это была первая в истории европейского мореплавания арктическая зимовка.
«…В доме же стояла такая сильная стужа, что даже когда мы сидели перед большим огнем, что обжигал ноги, то спины у нас зябли, и они были покрыты инеем», – сообщает де Фер.
Как им удалось ее пережить? Отважные путешественники продержались благодаря авторитету Баренца, который умело организовал дисциплину и быт. Но его решительные меры не спасли команду от цинги.
Летом 1597 года путешественники решились на отчаянный шаг – на двух шлюпках отправились к Кольскому полуострову. К счастью, они достигли цели, но увы! – Баренц скончался от последствий цинги. Трудности его путешествия охладили энтузиазм голландцев в покорении северо-восточного морского пути.
Значит ли это, что Баренц зря старался и напрасно пожертвовал жизнью? Конечно, нет: результаты его плавания были бесценны для полярных исследователей и вдохновили их на новые открытия в Арктике.
Точные карты и важнейшие метеорологические данные, полученные в ходе его путешествий, до сих пор не утратили своей актуальности. В честь Баренца названы море, острова и город на Шпицбергене.
Настоящий открыватель Берингова пролива – Семен Дежнев
Каждый школьник знает, что Америку и Азию разделяет Берингов пролив, названный в честь русского мореплавателя датского происхождения Витуса Беринга, который в первой половине 18 века проплыл по нему.
Но к сожалению, многие забывают, что первым открывателем пролива был другой человек – казак, отважный путешественник, предприимчивый сборщик ясака – натуральной подати (в основном, – пушнины) с сибирских и северных народов Семен Иванович Дежнев (1605–1673 гг.). Что побудило его отправиться в опасное путешествие на поиски загадочной реки Анадырь на Дальнем Востоке?
После экспедиции в 1646 году к Чаунской губе (заливу на Чукотке) Исайи Игнатьева, вернувшегося с моржовым клыком, среди торговых людей и землепроходцев быстро распространились слухи о неслыханных богатствах земель у реки Анадырь.
Говорили, что эти края изобилуют соболями и серебром. Неудивительно, что уже на следующий год приказчик московского купца Федот Попов организовал новую экспедицию – для поиска «новых землиц» и «рыбьего зуба». Дежнев участвовал в этом предприятии в качестве ответственного за сбор ясака.
Но первый заплыв окончился неудачей: корабли, столкнувшись со льдами, были вынуждены вернуться обратно. Но уже в следующем, 1648 году, в плавание отправилась новая экспедиция, к которой присоединился Герасим Анкудинов – землепроходец с сомнительной репутацией.
С какими трудностями столкнулись мореплаватели? Путешественники отправились в опасный путь на кочах – парусно-гребных судах, которые могли преодолевать льды и выдерживали большие нагрузки. Но два корабля утонули во время бури, люди либо погибли, либо были убиты коряками – местными жителями Камчатки.
Другие два корабля буря отнесла к берегам Аляски, судьба их экипажей неизвестна. Федот Попов получил ранение в стычке с чукчами, но сохранил командование. А затем очередная буря разъединила суда Попова и Дежнева.
Но Семен Иванович не сдался. Десять недель он и его люди «холодны и голодны, наги и боси» шли к устью реки Анадырь. «И з голоду мы, бедные, врозь разбрелись», – докладывал Дежнев якутскому воеводе Ивану Акинфову.
Часть людей бесследно исчезла, сам Дежнев был ранен в стычке с анаулами (исчезнувшее племя, жившее у берегов Анадыря), но задачу все-таки выполнил: взял ясак, основал зимовье и дождался помощи от служивого человека – своего тезки Семена Моторы.
Как же сложилась судьба его спутников – Попова и Анкудинова? Оба заплатили жизнью за свои географические открытия: они либо были убиты местными жителями у реки Тигиль (на Камчатке), либо умерли от цинги.
Путешествие Дежнева было весьма впечатляющим. Он вышел из устья реки Колымы, достиг крайней, северо-восточной точки Азии (мыса Дежнева), проплыл тот самый пролив между Азией и Америкой и достиг устья реки Анадырь. Казалось, такое невероятное предприятие должно было произвести эффект разорвавшейся бомбы.
Но к сожалению, открытие Дежнева осталось в тени на долгие годы. Почему так получилось? Ответ прост: коллеги Семена Ивановича открыли другой, более легкий и безопасный путь к реке Анадырь… по суше. Значит, Дежнев напрасно старался?
Конечно, нет: в 18 веке его труды были признаны и по достоинству оценены благодаря стараниям немецкого историка Герхарда Миллера. Экспедиция Семена Дежнева открыла новые перспективы в освоении Севера, вдохновив следующее поколение мореплавателей на открытия.
Витус Беринг – камчатский герой
Первый российский император Петр I обожал флот и море. В конце 1724 года он направил Первую Камчатскую экспедицию «искать, где Азия сошлась с Америкой». Команду возглавил датчанин на русской службе – Витус Беринг (1681–1741 гг.).
Маршрут путешествия был трудный. Целых 2 года – с 1725 по 1727 года экспедиция добиралась из столицы империи до Охотска (Хабаровский край); потом пустилась в плавание вдоль материка в северо-восточном направлении, прошла пролив (названный Беринговым), в котором в 17 веке побывал Дежнев, обогнула Камчатку.
Каковы были результаты путешествия Беринга? Его значение трудно переоценить. Это была первая морская научная экспедиция в России, которая дала толчок к продолжению исследования Севера. Команда Беринга вернулась с ценнейшей информацией о климате и быте местных жителей.
На карту были нанесены Карагинский и Анадырский заливы, залив Креста, бухта Провидения (в Беринговом море), остров святого Лаврентия (в Беринговом проливе); были обнаружены Камчатский залив и Авачинская губа (у берегов Камчатки). Было установлено, что Азия и Северная Америка не связаны сушей.
Беринг был твердо убежден в необходимости социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
«Ежели б от Якутска до Охотска… при всяком остроге определить по одной или по две семьи людей из якутов… то б можно там и землю пахать и всякий хлеб сеять», – докладывал он.
К счастью, предприимчивый путешественник нашел поддержку имперских сановников, в том числе, – главы Адмиралтейства. Была организована вторая, Великая Северная (или Камчатская) экспедиция (1733–1743 гг.), в которой участвовали 7 самостоятельных отрядов.
Берингу было поручено общее руководство; сам же он со своим помощником Алексеем Чириковым должен был изучать побережье Северной Америки и «везде сыскивать новых земель и островов и неподвластных, сколько можно, в подданство приводить», – как говорилось в инструкции обер-секретаря Сената географа Ивана Кирилова.
Команда Мартына Шпанберга направилась в сторону Японии. В ходе путешествия Беринга и Чирикова было основано поселение, ставшее столицей Камчатки, – Петропавловск (в честь кораблей «Святой Петр» и «Святой Павел»).
Во время плавания отважные мореплаватели столкнулись с непогодой – штормами и туманами; их суда разъединились. Через 4 недели корабль Беринга добрался до Америки. Но сам мореплаватель так тяжело заболел, что даже не смог сойти на берег. Его помощники составили описание жилищ индейцев и местной флоры и фауны.
Во время следующей стоянки мореплаватели вступили в контакт с алеутами. Следующее испытание стало для Беринга роковым. Команда высадилась на острове (впоследствии названном в честь Беринга), где им пришлось зимовать в тяжелейших условиях.
Это стоило жизни 19 мореплавателям, которые умерли от цинги. А в декабре 1741 года скончался Беринг. Весной следующего года выжившие члены экипажа построили судно и летом добрались до Камчатки.
Команда Чирикова добралась до побережья Америки, открыла ряд островов Алеутской гряды. Но в ходе путешествия он потерял 15 человек, которые бесследно исчезли при высадке на берег. Часть экипажа умерла от цинги, сам Чириков тяжело болел, но ему повезло больше, чем Берингу, потому что он выжил, хотя его здоровье было подорвано туберкулезом и цингой.
В целом успешным было плавание и Мартына Шпанберга, который достиг Курильских островов и берегов Японии и собрал там ценные сведения. Несмотря на тяжелейшие условия и потери, исследователи выполнили поставленные задачи: изучили северное побережье России и открыли ряд новых островов.
Поэтому Беринг заслужил посмертную славу: в его честь были названы многие географические объекты: море, пролив, мысы, горы, озера, реки, ледник, бухта.
Лучше всего значение экспедиций Беринга определил Михаил Ломоносов, который на посту главы Географического департамента Академии наук занимался выпуском карт России:
«Изведав и описав почти все берега сибирские, чего бы нам без их походов знать было невозможно; и сверх того подали пример, что впредь с лучшим основанием и распорядком воспоследовать желаемого (исполнения)».
Участник экспедиции Георг Стеллер, подводя итоги путешествия, задался поистине гамлетовским вопросом: «Смог ли бы другой… сделать больше?».