Найти в Дзене

Только тут она обнаруживала, что из кухни валит ядовитый черный дым

Только тут она обнаруживала, что из кухни валит ядовитый черный дым. И сгоревшая курица выбрасывалась вместе с кастрюлей. Но на этом проблемы не заканчивались. Вера Августовна не могла себе представить как она понесет из хозяйственного магазина новую кастрюлю. «Идти по городу с кастрюлей — это же ужас как неприлично!» И опять на помощь к ней приходили соседи. В Новосибирске до сих пор ходит легенда о французской пианистке, которая в новогоднюю ночь решив, что сегодня обязательно надо «кутить», зашла в первую попавшуюся на окраине города пивную. Грязная забегаловка, синюшные лица, дым коромыслом. Она огляделась и удивленно воскликнула: «Здесь нет рояля!». Пьянчужки в пивной вдруг притихли. Женщин в зале вообще мало. А такой они не видели никогда. Вера Августовна царственно подходит к пивной стойке, ведет там короткие переговоры и громко говорит, обращаясь к посетителям: - Месье! Есть две бутылки водки. Нужен рояль! От столиков поднимаются два «месье», ни слова не говоря берут водку

Только тут она обнаруживала, что из кухни валит ядовитый черный дым. И сгоревшая курица выбрасывалась вместе с кастрюлей. Но на этом проблемы не заканчивались. Вера Августовна не могла себе представить как она понесет из хозяйственного магазина новую кастрюлю. «Идти по городу с кастрюлей — это же ужас как неприлично!» И опять на помощь к ней приходили соседи.

В Новосибирске до сих пор ходит легенда о французской пианистке, которая в новогоднюю ночь решив, что сегодня обязательно надо «кутить», зашла в первую попавшуюся на окраине города пивную. Грязная забегаловка, синюшные лица, дым коромыслом. Она огляделась и удивленно воскликнула: «Здесь нет рояля!». Пьянчужки в пивной вдруг притихли. Женщин в зале вообще мало. А такой они не видели никогда.

Вера Августовна царственно подходит к пивной стойке, ведет там короткие переговоры и громко говорит, обращаясь к посетителям:

- Месье! Есть две бутылки водки. Нужен рояль!

От столиков поднимаются два «месье», ни слова не говоря берут водку и молча уходят. Минут через двадцать они вкатывают в зал кабинетный рояль. Выменяли на водку у сторожа соседнего Дворца культуры. Не «Стейнвей», конечно, но вполне приличная «Эстония».

И вот на окраине Новосибирска в пивном баре «Волна» играют Брамса! И — как!

Явилась вся кухня, вышли швейцары, гардеробщики. И все стоя благоговейно слушают музыку. Полтора часа никто не шевельнулся. Не пивной бар, а зал Дворянского собрания.

Веру Августовну провожал весь ресторан. Нашли машину, и трогательно прощаясь, целовали руку.

Не знаем мы своей страны, своего народа.

Неоднократно Веру Лотар-Шевченко звали вернуться во Францию. Звали на самом высоком уровне. Но она неизменно отказывалась. Объясняла просто: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в лагерях». Для Веры Лотар-Шевченко, подобно библейской Руфи, родина убитого мужа стала ее родиной.

На ее сольные концерты билеты в первый ряд не продавали. Места здесь всегда предназначались для тех, с кем она сидела в сталинских лагерях. Пришел — значит, жив.

В 1957 году Веру Августовну нашел старший сын Владимира Шевченко — Денис. Он выжил в блокадном Ленинграде. Потом ушел на фронт. После войны продолжил дело отца — стал известным скрипичным мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов. Талантлив так же, как и его отец. Награжден Большой золотой медалью Международного конкурса альтов в Италии. Владимир Спиваков покупал и чинил у него скрипки для своего ансамбля «Виртуозы Москвы».

Денис всегда поддерживал с матерью очень теплые дружеские отношения. И в ее жизни был-таки еще один настоящий «Стейнвей». Подарок сына. Его доставили в Новосибирск в декабре 1981 года, за неделю до кончины Веры Августовны.

Судьба Веры Лотар легла в основу сюжета фильма «Руфь», где роль виртуозной пианистки исполнила Анни Жирардо.

В сентябре 2007 года лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко играли в Париже, в стенах ее родной школы — зале Корто. А Вера Августовна смотрела с афиш на родные улицы.

На надгробии великой пианистки выбиты её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна…»

/ Источник: Виктор Федотов. «Умри или будь. Вера Лотар».

Вера Августовна Лотар-Шевченко (фр. Véra Lautard; 10 марта 1899, Турин, Италия — 10 декабря 1982, Новосибирск, СССР) — итальянская и советская пианистка.