Найти в Дзене

Ранней весной 1950 года в двери музыкальной школы Нижнего Тагила робко постучали

Ранней весной 1950 года в двери музыкальной школы Нижнего Тагила робко постучали. На пороге стояла изможденная, средних лет женщина, одетая в засаленный лагерный ватник, обтрепанную юбку из мешковины и разбитые солдатские ботинки. - Позвольте мне… фортепьяно… Я буду играть... концерт… - явно волнуясь, с сильным иностранным акцентом попросила странная женщина. Директор школы все поняла и не задавала вопросов. Она молча открыла пустой класс и кивнула на рояль. - Играйте. Женщина села за инструмент и замерла, положив изуродованные артритом пальцы на колени. Она минут десять сидела неподвижно, глядя прямо перед собой и не решаясь прикоснуться к клавишам. Наконец, все еще неуверенно, взмахнула руками. Она играла восемь часов подряд. Без нот. По памяти. Играла и плакала. Играла и смеялась. Руки помнили. Пальцы слушались. Стены провинциальной музыкальной школы никогда еще не слушали такого исполнения Моцарта, Брамса, Бетховена, Листа. Все это время у дверей молча стояли потрясенные музык

Ранней весной 1950 года в двери музыкальной школы Нижнего Тагила робко постучали. На пороге стояла изможденная, средних лет женщина, одетая в засаленный лагерный ватник, обтрепанную юбку из мешковины и разбитые солдатские ботинки.

- Позвольте мне… фортепьяно… Я буду играть... концерт… - явно волнуясь, с сильным иностранным акцентом попросила странная женщина.

Директор школы все поняла и не задавала вопросов. Она молча открыла пустой класс и кивнула на рояль.

- Играйте.

Женщина села за инструмент и замерла, положив изуродованные артритом пальцы на колени. Она минут десять сидела неподвижно, глядя прямо перед собой и не решаясь прикоснуться к клавишам. Наконец, все еще неуверенно, взмахнула руками.

Она играла восемь часов подряд. Без нот. По памяти. Играла и плакала. Играла и смеялась. Руки помнили. Пальцы слушались. Стены провинциальной музыкальной школы никогда еще не слушали такого исполнения Моцарта, Брамса, Бетховена, Листа. Все это время у дверей молча стояли потрясенные музыкой преподаватели, ученики и их родители. Многие плакали. Они знали откуда приходят так одетые люди.

- Кто Вы? - тихо спросила директор школы странную женщину, когда та закончила играть.

- Меня зовут Вера Лотар-Шевченко… Я не играла восемь лет…* * *

Это была Вера-Аделаида-Кармен де Лотар. Музыкант-виртуоз, одна из лучших европейских пианисток ХХ века, обладающая феноменальной музыкальной памятью и уникальной техникой исполнения. Она играла с ведущими мировыми музыкальными коллективами. Ей рукоплескали лучшие залы Европы и Америки.

Вера родилась 2 октября 1900 года в Ницце в аристократической семье. Отец — француз, известный профессор математики в Туринском университете и Сорбонне. Мать — испанка, филолог, светская львица и музыкант.

Девочка рано обнаружила музыкальные способности. Ее начали обучать музыке с четырех лет. В девять она уже играла со сцены один из фортепьянных концертов Моцарта, а в 12 окончила музыкальную школу. Продолжая гастролировать по всей Европе, Вера в 16 лет блестяще прошла обучение в Парижской, а затем Венской консерватории.

После гастролей в Америке фирма «Стейнвей» предложила Вере Лотар играть на своих роялях и доставляла инструмент на любой концерт, даже в малодоступные горные районы Швейцарии. А в знак благодарности за согласие и рекламу периодически дарила ей свои новые рояли.

Её музыкальная карьера и концертная деятельность была на редкость успешной. Она играла для королевской семьи в Лондоне, блестяще выступала с оркестром маэстро Тосканини, была удостоена престижной премии Маргариты Лонг и Жака Тибо.

Но не все было так же благополучно в личной жизни. Первый брак оказался не удачным. Муж ревновал Веру к славе и настаивал на завершении музыкальной карьеры. Детей у них не было и Вера без особого сожаления ушла от него даже не оформив развод.

Неожиданно ее жизнь круто изменилась. Причиной этому стала любовь. На одном из светских приемов она познакомилась с Владимиром Шевченко, инженером-акустиком, известным в Европе мастером по изготовлению смычковых инструментов, «русским Страдивари». Владимир родился в семье, эмигрировавшей из России в Париж еще до Первой мировой войны. Несмотря на значительную разницу в возрасте, между ними возникло настолько сильное чувство, что Владимир развелся с женой, забрал к себе двух своих сыновей (14 и 18 лет) и они с Верой обвенчались. Со своим первым мужем она так и не была разведена. Формально Вера была двоемужницей. Вскоре у них родился совместный ребенок — девочка.

Владимир был воспитан в любви к свой бывшей Родине. Но главное, он, как и многие в это время, искренне симпатизировал изменениям, происшедшим после революции, приветствовал новую молодую «свободолюбивую и демократичную» Россию и страстно мечтал быть ей чем-нибудь полезным. Вера разделяла его чувства и отношение к неведомой и загадочной, а оттого еще более привлекательной стране.

В 1939 году Владимир Шевченко, наконец, добился разрешения вернуться.