Приёмы сжатия текста
1.Задачи сжатого изложения
Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением важно уметь вычленять микротемы и отбирать основную информацию. В каждой микротеме нужно выделить основные моменты, убрав второстепенные.
Существует несколько приёмов сжатия текста. Применить их все на одном тексте фактически невозможно. Нужно выбрать наиболее подходящий.
К основным критериям оценки сжатия текста относятся:
- умение экзаменуемого передать текст сжато;
- сжатый текст должен быть коротким по форме, но краткость не должна отражаться на содержании;
- сжатие текста -это краткость и обобщение;
- сжимая текст, экзаменуемый должен помнить, что он создаёт свой текст, а значит, писать он может совими словами, но авторская мысль должна оставаться неизменной;
- нельзя допускать искажений при передачи фактов, характеров и обстановки.
Существуют три приёма сжатия текста:
- Исключение.
- Объединение
- Замена
Все приёмы я продемонстрирую на уже знакомых вам текстах.
Текст 1
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?
И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности. Надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.
Текст 2
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память
о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш
беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя
победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом?
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни
с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем
ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее
значимое и яркое, а затем – и существенное. К тому же всё меньше становится
ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах
и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость
народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает
нашу литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято
немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения
литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль,
не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы
человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является
сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к её участникам,
живым, но, главным образом, погибшим.
(По Василю Быкову)
2. Исключение
Исключение предполагает удаление повторов, сокращение или удаление синонимичного ряда, удаление исключений и пояснений, удаление фрагмента предложения. Можно опустить одно или несколько предложений.
Например:
1. Удаление синонимического ряда
В самом деле, как можно забыть наш
беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя
победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом?
В итоге:
Как можно забыть всё, чем наши люди пожертвовали в борьбе с немецким фашизмом.
2. Удаление исключений и пояснений
И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?
В итоге:
Как мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения.
3. Опустить одно или несколько предложений
И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может.
В итоге:
Что же больше отвечает нашим интересам: взаимовыручка или примитивный эгоизм?
3. Обобщение
Обобщение — это приём сжатия текста, при котором отдельные слова и моменты объединяются в единые понятия. Что можно обобщать? Обобщать можно:
- ряд предложений;
- части предложения, связанные одной мыслью;
- обобщить можно ряд единичных фактов, событий или явлений, логически связанных между собой.
Чтобы использовать обобщение, необходимо найти в тексте мелкие и единичные факты. Затем выявить в них нечто общее. И, наконец, заменить их одним высказыванием, на основе общности.
Например:
1. Обобщаем ряд предложений
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?
В итоге:
В современном обществе многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. А человеческое общество сформировалось и продолжает существовать благодаря общему делу.
2. Обобщаем части предложения, связанные одной мыслью
А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.
В итоге:
Человеческое общество сформировалось и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым.
3. Обобщаем единичные факты, события или явления, логически связанных между собой
Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем – и существенное.
В итоге:
Но память человека ослабевает, из неё сначала уходит второстепенное, а потом и главное.
4.Замена
Следующим приёмом сжатия текста являетс замена. Что и чем можно заменить? Заменить можно:
- Вместо однородных членов возьмём обобщающее слово.
- Сложное предложение заменим простым.
- Части предложения: паррцелляцию, ряды однородных членов, описания приводим к общему понятию.
- Прямую речь заменяем косвенной.
Используя замену, необходимо найти слова, смысловые части и предложения, которые можно сократить с помощью замены, а затем сформулировать получившееся предложение.
Например:
1. Вместо однородных членов берём обобщающее слово
Но самым главным в разговоре на эту тему является
сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к её участникам,
живым, но, главным образом, погибшим.
В итоге:
Но самым главным в разговоре о войне является сохранение такта к её участникам, живым и погибшим.
2.Сложное предложение заменяем простым
Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.
В итоге:
Если в документах не будут отражены подвиги народа, то его подвиг забудется.
В текстах нам не встретилась прямая речь. Но, думаю, тут и так всё понятно.
Из текста нельзя удалять:
1) Авторский тезис
2) Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли
3) Вывод автора.
В процессе написания сжатого изложения у вас вряд ли получится пользоваться одним приёмом. Используйте тот, которые наиболее приемлем для данной микротемы, а приемлемы они могут быть все сразу. Не пугайтесь. Это нормально. Такой подход только приветствуется экзаменаторами.
5. Памятка по написанию сжатого изложения
И в заключении хочу вам снова напомнить об алгоритме написания сжатого изложения и дать памятку.
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Видео урок можно посмотреть по ссылке: