Россия всегда была страной с имперскими устремлениями. Русскому человеку нужен простор, воля, окоём! Широта русской души не от этого ли? И существует Россия тысячу лет в своём стремлении объять всю землю, раствориться в любви и согласии с другими народами. Однако во многообразии, многонациональности и многоконфессиональности присутствует опасность раскола. Время от времени этим желают воспользоваться неприятели. История русского народа трагична, она складывалась в постоянной борьбе с внешними врагами и наполнена внутренними раздорами. Русский человек не был сломлен, он развивался духовно и умственно. Православная вера давала силы и волю к совершенствованию. К своей природной даровитости в ответ на невзгоды и страдания он добавил терпение, выносливость и смекалку.
Проблема понимания сущности русского человека, его характера, «русской души» занимает ведущее место в трудах отечественных мыслителей - философов, писателей, политиков. На формирование национальной психологии и народного духа оказала влияние совокупность природных, исторических и культурных факторов: евроазиатское положение страны, её бескрайние пространства; выживание в суровых климатических условиях; историческая миссия русского народа как православного, соборного, объединяющего; ощущение в себе как европейских, так и азиатских начал. Сущностную национальную черту подметил Николай Бердяев: «Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье». Неудивительно, что именно русский человек решил осуществить на земле «Царство Божье». Владимир Ильич Ленин попытался претворить это намерение в жизнь. Революция преобразила лицо России. Но, взяв за основу мысль о социальной справедливости, общество, созидавшее «рай на земле», отказалось от Христа. Николай Бердяев справедливо указывал на кричащие противоречия: «Неверующие гуманисты новой истории пытались создавать общество более человечное и свободное, верующие же христиане им противодействовали, защищая и охраняя общество, основанное на насилии и порабощении» .
Христианство в своей сути декларирует отказ от земных удовольствий, духовное совершенствование и награду за это в ином мире; гуманизм же предполагает равные возможности людей для достижения земных целей - раскрытие личностных способностей, возможность научного познания, желание процветания. Попыткой выразить гуманистические идеалы человечества в ХХ веке стало государство рабочих и крестьян - Советский Союз. О совершенстве и несовершенстве социалистического государства здесь речи не идёт, но оно имело больше шансов воспитать человека, способного к отказу от земных удовольствий, чем капиталистическое государство, открыто проповедующее культ потребления - «бери от жизни всё»!
Отказ Советской власти от традиций и религии, красный террор вызвали отторжение большей части интеллигенции. Многие представители культуры и науки не согласились с замыслами и действиями новой власти и покинули Россию. Среди эмигрантов оказался и Иван Бунин. В своей книге-дневнике «Окаянные дни» писатель высказывает философские мысли о характере русского человека, думает он и о Владимире Ленине. Иван Бунин видел в лидере Октябрьской революции разрушителя России, политика, приведшего страну к катастрофе разъединения, утраты своих корней. А вот что сказал он по поводу натуры соотечественников: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв». Действительно, в годы гражданской войны русский народ разделился на «дубину» и «икону». Надо заметить, что разделение существует до наших дней.
Бунинскую мысль продолжают раздумья его современника, религиозного философа И. А. Ильина: «Русь именуется «святою» не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди святые... Нет. Но потому что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её <...> И в этой жажде праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности“. Так может, нет никакого противоречия в том, что «неверующие гуманисты» «пытались создавать «человечное и свободное» общество, а «верующие христиане» им противодействовали? Представляющие «дубину» люди несли в себе идеи «Царства Божья» на земле, а представляющие «икону» — «Царства Божья» на небесах? Обе части русского народа были носителями одной мечты, но понимали её по-разному: одни видели пути её воплощения в действительности, другие - только её метафизическую возможность.
В ХХ веке победила идея «Царства Божья» на земле, потому что к моменту революции значительная часть христиан, пребывавших в лоне Церкви, потеряла Христа, стала исповедовать христианство не по существу, а формально, о чем говорили в своих произведениях Николай Лесков и Фёдор Достоевский, предупреждали святые русской земли Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник и другие. И, хотя часто взгляды критиков церковной жизни сталкивались друг с другом, в общем они сходились формальный обряд заменил сущность религиозного чувства. Русский народ, потерявший Христа, пошел за Мессией, посулившем «Рай на земле» должен же кто-то был заменить Спасителя. Революция уничтожила старый мир, она была направлена на исправление человеческой природы, на создание нового человека. Коммунистическая идеология готовила человека, воспитанного на высоких моральных принципах, но отнимала у него «камертон», по которому настраивалась совесть. Идеологи коммунизма в качестве образца стали создавать коммунистических «святых» - героев труда, науки, культуры, патриотов, погибших в годы войны, во главе этого пантеона находился Владимир Ленин. Однако власть коммунистической партии, имевшая реальные нити управления страной, утратила веру в свои же идеалы. Источником бескорыстия, энтузиазма и долга перед Родиной в СССР была совесть человека.
Сегодня по-новому звучит гениальная поэма Александра Блока «Двенадцать». В ней автор предупредил об опасности построения «Царства Божья» на земле, где один человек берёт на себя роль «Высшего судьи» в вопросе «быть или не быть» другому человеку. Заключительные строки этого произведения можно понять как заклинание: невозможно построить «Рай на земле» без Христа, без веры в Бога, именно поэтому впереди двенадцати «апостолов революидет Спаситель. Удивительно, что современники не поняли пророчества поэта, который увидел в стихии революции угрозу уже новому государству, новой идеологии, новому мировоззрению.
Царство, построенное на непрочном фундаменте, через определенное время рухнуло - сама власть оказалась лицемерной, стала пользоваться разными лазейками, позволяющими не соблюдать нормы, установленные не небесной, а земной властью; ведь есть же родственные связи, корыстные побуждения и так далее. Русский народ не ожидал такого поворота и оказался дезориентирован и расколот.
Новый путь страны определился в парадоксальном отказе от завоеваний советской власти - современная Россия приняла коммунистический лозунг: «Мы наш, мы новый Мир построим»!
Опасность нынешнего положения в том, что народ не может отказываться от своей истории, в том числе советской, - это ведёт его к гибели. Да, останется территория, останутся люди, но это будет уже не Россия. Может быть, пора задуматься: куда мы идём? Почему мы отказываемся от прошлого, от своих предков, от заветов отцов, защищавших нашу Родину? Разве мы в силах построить «новую Россию», отбросив всё, что было в дореволюционной России и в СССР? Неужели интеллектуалы не видят единственную разумную возможность построения страны на основе единого непрерывного движения истории? Русское образование, русское воинское ремесло, русская инженерная мысль, русская медицина, русская политика, русская церковь, - всё это надо хранить и беречь!
Мне возразят: как можно идти на сделку с дьяволом - с коммунистами?! Я же отвечу: Бог есть любовь, он пришёл спасти не праведников, но грешников! Бог, как воплощение и средоточие любви, любит всех! Осознавая основы русской православной цивилизации, можно сказать, что нельзя, уподобившись сатане и ненавидя людей, приблизиться к спасению и Спасителю. Любить ближнего, как самого себя, не так сложно, но как возлюбить врага! Если русских людей и разделяет что-то, то это не идея, а взгляд на идею, а сама идея - объединяет. Не стоит ли задуматься об этом?
Сегодня идут споры о векторах развития России, о национальной идее. Споры подчас непримиримые. Суть их сводится к тому, о чём было сказано выше. Возможна ли наша национальная идея примирение? России необходимо возрождение, возвращение к истокам православного мира, данное нам при крещении святым равноапостольным Владимиром. Неужели мы ничему не научились и будем повторять ошибки из раза в раз, и амбиции отдельных людей окажутся выше возможности понять и принять наш русский путь, устроить жизнь в стране подобающим христианам образом? Понятно одно: нам необходимо обрести Христа в себе и обрести русскую душу!
https://gridnica.ru/gallery/Новое%20Русское%20Возрождение2(4)25.pdf