Представьте, что вы едете по трассе, и вдруг руль сам по себе поворачивает, а тормоза отказывают. Еще недавно это был сюжет голливудского боевика. Сегодня — это возможный сценарий, который обсуждают эксперты в связи с ростом числа подключённых автомобилей.
Как защитить транспорт от цифровых угроз? Разбираем новый национальный проект, который изменит стандарты транспортной безопасности.
Цифровая эра пришла в автотранспорт
Цифровая эра наступила не только для наших смарфтонов и компьютеров, но и для автомобилей. Современный транспорт — это уже не просто средство передвижения, а сложный киберфизический комплекс, «компьютер на колесах». Он в режиме реального времени общается с облачными серверами, другими машинами и дорожной инфраструктурой. Но там, где есть связь, появляются и уязвимости, цена которых может быть колоссальной.
В конце августа британская Jaguar Land Rover действительно столкнулась с крупным сбоем IT-инфраструктуры. Компания сообщала о временных перебоях в работе систем, что затронуло производство и логистику. Причины инцидента официально не раскрывались, и прямых подтверждений кибератаки не было. Тем не менее случай стал поводом для обсуждения того, насколько серьезными могут быть последствия цифровых сбоев в глобальном автопроме.
Российский пилотный проект по киберзащите транспорта
Осознавая растущие риски, Минпромторг России инициировал пилотный проект по созданию специализированного Центра киберзащиты транспорта. Этот шаг абсолютно логичен и своевременен: транспорт официально отнесен к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Эксперимент проходит при участии центра компетенций «Гамма», научного центра «НАМИ» и «Глонасс».
По словам Евгении Пономаревой из «Лаборатории Касперского», практически все новые автомобили можно назвать подключенными: они получают обновления ПО, обмениваются данными с сервисами и позволяют удаленно контролировать состояние систем. Это добавляет удобства, но одновременно повышает риск киберугроз.
Хакеры могут охотиться как за персональными данными, так и за электронными блоками, отвечающими за работу критически важных систем — рулевого управления или тормозов.
Для чего нужен новый Центр?
Главная цель проекта — разработка подходов к повышению цифровой устойчивости транспортных систем. По словам Дмитрия Служеникина («Газинформсервис»), в рамках пилота специалисты будут оценивать возможные сценарии кибератак и актуальность таких угроз для разных видов транспорта. По итогам эксперимента планируется сформировать рекомендации и предложения по дальнейшим мерам обеспечения информационной безопасности в отрасли.
Проще говоря, это создание единого «щита», который будет защищать не одну марку автомобиля, а всю транспортную экосистему России.
Что это значит для простого водителя?
С ростом числа беспилотных и высокоавтоматизированных машин вопросы безопасности становятся приоритетом номер один. Благодаря работе Центра, обычные автовладельцы смогут быть спокойнее:
- При установке обновлений прошивки.
- При использовании connected-сервисов (удаленный прогрев, навигация).
- При передаче данных через телематические системы.
Если вы планируете продажу автомобиля, сегодня для этого есть современные сервисы. Например, с помощью CarPrice можно получить предварительную оценку автомобиля онлайн и провести сделку с юридическим сопровождением.
Частые вопросы и ответы
1. Может ли хакер взять под контроль десятилетний автомобиль без «умных» систем?
Вероятность крайне мала. Основной мишенью для хакеров являются современные подключенные автомобили с электронными блоками управления, связанными с внешним миром через беспроводные сети.
2. Обязательно ли производителям соблюдать стандарты, которые разработает новый Центр?
Да, после завершения эксперимента и формирования нормативной базы, требования по кибербезопасности для транспорта, скорее всего, станут обязательными для всех производителей и импортеров на территории России.
3. Что важнее для безопасности: антивирус для авто или обновления прошивки?
Единого решения нет. Это комплекс мер: своевременные обновления от производителя закрывают известные «дыры», а специализированные системы защиты, борются с новыми, неизвестными угрозами.
4. Кто несет ответственность, если автомобиль попадет в аварию из-за кибератаки?
Это сложный юридический вопрос, который только предстоит проработать. В идеале ответственность будет распределяться между производителем, не обеспечившим должную защиту, и злоумышленником. Но именно для предотвращения таких ситуаций и создается Центр.
5. Стоит ли мне опасаться покупать поддержанный «умный» автомобиль из-за рисков взлома?
Риски есть, но их можно минимизировать. Покупая автомобиль через проверенные сервисы, которые проводят полную диагностику и юридическое сопровождение, вы получаете дополнительную гарантию того, что с цифровой «начинкой» автомобиля все в порядке, а предыдущий владелец не имеет к нему удаленного доступа.
Что еще почитать:
Дисклеймер: мнение редакции может не совпадать с вашим. Все рекомендации носят ознакомительный характер.