Найти в Дзене

Отзыв на комикс "Классика в комиксах"

"Дело Гилевича" Аркадий Кошко История о расследовании убийства, которое, по мнению Кошко, было инсценировано инженером Андреем Гилевичем.  Обстоятельства 3 октября 1909 года в Петербурге в номерах дешёвой гостиницы обнаружили мёртвое тело. Все части тела, по которым его можно было опознать, отсутствовали или были изуродованы — снят скальп, отрезаны уши и т. д.. При убитом нашли документы на имя инженера Гилевича.  Брат убитого Константин уверенно опознал в трупе брата Андрея, заявив, что узнал его по родимому пятну на правом плече.  Расследование Кошко посчитал, что Гилевич — и есть преступник, а убитый — тот, кого он хотел за себя выдать.  Некоторые особенности расследования:  Сомнения в личности убитого — полицейские насторожились из-за дешёвых ботинок на трупе, не соответствующих инженерскому статусу. Выяснение личности жертвы — погибшим оказался не Андрей Гилевич, а одинокий провинциальный студент Павел Прилуцкий, приехавший в столицу. С Гилевичем студент познакомился, откликнувшис

"Дело Гилевича" Аркадий Кошко

История о расследовании убийства, которое, по мнению Кошко, было инсценировано инженером Андреем Гилевичем. 

Обстоятельства

3 октября 1909 года в Петербурге в номерах дешёвой гостиницы обнаружили мёртвое тело. Все части тела, по которым его можно было опознать, отсутствовали или были изуродованы — снят скальп, отрезаны уши и т. д.. При убитом нашли документы на имя инженера Гилевича. 

Брат убитого Константин уверенно опознал в трупе брата Андрея, заявив, что узнал его по родимому пятну на правом плече. 

Расследование

Кошко посчитал, что Гилевич — и есть преступник, а убитый — тот, кого он хотел за себя выдать.

 Некоторые особенности расследования: 

Сомнения в личности убитого — полицейские насторожились из-за дешёвых ботинок на трупе, не соответствующих инженерскому статусу.

Выяснение личности жертвы — погибшим оказался не Андрей Гилевич, а одинокий провинциальный студент Павел Прилуцкий, приехавший в столицу. С Гилевичем студент познакомился, откликнувшись на газетное объявление, которое дал инженер.

Скрытое наблюдение за братом Гилевича — выяснили, что, получив часть страховой выплаты за смерть брата, Константин выслал её в Париж на фамилию Прилуцкого.

Кошко отправил своих агентов во Францию — там они выследили убийцу и арестовали его. Гилевич признался, что совершил преступление из-за страховки. Но до России его не довезли — он отравил себя цианистым калием. 

Брат Гилевича был признан соучастником убийства. Мать Андрея Гилевича после его действительной гибели попыталась отсудить у страховой компании остаток страховой суммы в размере 100 тысяч рублей, но дело в суде проиграла.

"Жертва" автор Аркадий Кошко

В 1895 году в Риге произошла череда убийств: 

Сначала на пустыре за собором обнаружили семнадцатилетнего ученика местной гимназии — его тело и лицо были сильно изуродованы.

Спустя некоторое время полиция обнаружила ещё несколько погибших: дворника, извозчика и вора по фамилии Ульпэ. У последнего во рту находилась записка: «Собаке — собачья смерть!».

Следствие долгое время топталось на месте: жертв между собой ничего не связывало, улик и зацепок не было. 

Кошко приказал взять на контроль все ломбарды в городе — он надеялся, что где-нибудь «всплывут» украденные у погибших ценные вещи. 

Через некоторое время в одном из ломбардов появился портсигар, который принадлежал гимназисту. Кошко выяснил, что сдала его Наталья Шпурман — боевая подруга погибшего вора Ульпэ. 

Шпурман призналась, что Ульпэ входил в банду грабителей, но его убили свои же, обвинив в предательстве. Кошко пообещал женщине защиту в обмен на ценную информацию, и она согласилась. Так он узнал, что главарем банды является некий Озолиньш. 

Кошко отправился на «охоту» — под видом скупщика шерсти следователь обосновался возле дома, на который указала Наталья. Положительные результаты принесла ночная слежка: неожиданно из дома вышла женщина с корзинкой в руках, она огляделась и лишь после этого быстрой походкой направилась в лес. 

Озолиньша арестовали, приговорили к пожизненной каторге, однако спустя четыре года он бежал из Сибири. Прибыв в Ригу, зарубил топором сдавшую его подружку Ульпэ. Душегуба поймали и казнили.

«Нечто новогоднее» — рассказ Аркадия Францевича Кошко, входящий в сборник «Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведывающего всем уголовным розыском Империи». Написан в 1928 году, первая публикация — 1929 год.

Краткое содержание: рассказывается о жизни молодого человека, который работает настройщиком роялей, и о его отношениях с барышней высшего круга.

Сюжет

Жизнь героя: мать умерла в чахотке, отец застрелился, сестра повесилась, он был сиротой, отдан чужим людям. Но всё же выбился на дорогу, хорошо зарабатывает, получая по 5 рублей за настройку.

Отношения с барышней: герой страстно влюблён в барышню аристократического происхождения, она тоже к нему неравнодушна. Однажды, настраивая у её родителей инструмент, герой в сумерках изъяснился ей в любви и под звуки ноктюрна Шопена поцеловал её.

Обман: герой разрабатывает хитрый план, чтобы завоевать доверие барышни. Зная, что она увлекается лотерейными билетами, он подделывает номер в якобы только что вышедшей таблице розыгрышей, убеждая барышню в том, что именно её билет выиграл сто тысяч долларов. Чтобы вдова могла убедиться в правдивости его слов, он просит её позвонить в банк, но подменяет телефонную книгу, вписывая в качестве телефона банка телефон общественного туалета, где работают знакомые барышни.

Результат: барышня по телефону сообщает Анне Сергеевне выигрышный номер, который действительно совпадает с номером билета у вдовы. Сам же герой говорит, что ему нужно срочно уехать в Париж к невесте, и просит Анну Сергеевну и её лучшую подругу Любу одолжить ему семь тысяч долларов. Узнав о выигрыше, они соглашаются. Андрей исчезает, а на следующий день Анна Сергеевна с Любой узнают в банке, что никакого розыгрыша ста тысяч долларов не было.

Персонажи

Молодой человек — настройщик роялей, который рассказывает о своей жизни и отношениях с барышней.

Барышня — барышня высшего круга, которая тоже к герою неравнодушна.

Долгое объяснение про лотерейный билет сразу наталкивает на мысль, что невинный розыгрыш связан с мошенничеством.

"Жертва" автор Павел Крушеван

Павел Александрович Крушеван (1860–1909) — журналист, публицист, который, по мнению многих современников, отчасти спровоцировал кишинёвский погром 1903 года.

Краткое содержание:

Крушеван был издателем и редактором единственной ежедневной кишинёвской газеты «Бессарабец».

В публикациях Крушеван описывал зверское убийство четырнадцатилетнего подростка Михаила Рыбаченко, указывая на возможную ритуальную подоплёку этого убийства со стороны евреев.

Газета муссировала в газете изо дня в день, перепечатывая ходившие слухи в поддержку ритуальной версии убийства. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на веках и следами верёвок на руках.

Как только следствие вышло на истинных убийц (мальчика убил его двоюродный брат из-за наследства), вышел циркуляр министерства внутренних дел, запрещавший что-либо публиковать о деле Рыбаченко. Из-за этого распространённая Крушеваном клевета не могла быть публично опровергнута.

Последствия:

В качестве мести за жертв погрома студент Пинхус Дашевский ударил журналиста ножом, однако рана оказалась несмертельной.

Крушеван отказался от медицинской помощи врача-еврея.

После покушения на свою жизнь не расставался с оружием и везде возил с собой повара из опасения быть отравленным.

Важно: утверждения о провокации погрома не имеют однозначного подтверждения — есть и другие мнения, например, о том, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением.

"Самурай" автор Александр Куприн

История шпиона из Японии, который прибыл в столицу Российской империи с целью добыть секретные сведения о том, что происходит на фронтах. Он всюду представляется русским офицером Рыбниковым, мастерски маскируясь и стараясь ничем не выдать себя, однако разоблачения ему в итоге не удаётся избежать.

Сюжет

Рыбников постоянно разъезжает по военным ведомствам Санкт-Петербурга, якобы пытаясь получить финансовую помощь как раненый ветеран. Пристаёт к чиновникам с мелкими жалобами, патриотическими разглагольствованиями и наивно звучащими вопросами о состоянии российских вооружённых сил.

Газетный репортёр Щавинский замечает странности в поведении Рыбникова: суетливость, запуганность, манеру потирать руки и кланяться, а также чрезмерный интерес к событиям на фронте. Щавинский понимает, что под маской Рыбникова скрывается другой человек, но до последнего не уверен в правильности своих выводов и не решается на открытый конфликт.

Рыбников выдаёт себя в публичном доме, когда проститутка Клотильда рассказывает о странном госте, который, засыпая, произносит незнакомые слова. В комнату, где спал Рыбников, вломились городовые. Тот успел увернуться и выпрыгнуть со второго этажа на каменную мостовую. Сломавши ногу, не сопротивлялся, и был арестован.

Персонажи

Штабс-капитан Рыбников — японский шпион, скрывающийся под маской русского офицера. Окружающие подмечают странности в его поведении.

Писатель Щавинский — второстепенный персонаж, играет важную роль в разоблачении шпиона.

Идея

Рассказ Куприна позволяет прокомментировать русско-японскую войну и то, как Россия вела её. Например:

Через военных бюрократов, которых посещает Рыбников, Куприн иронически указывает на причины поражения России на Дальнем Востоке.

Через военных бюрократов, которых посещает Рыбников, Куприн раскрывает некомпетентность русской армии в полевых условиях.

"Дом тьмы" автор Эллери Квин

Доктор Харди был убит несколькими выстрелами в спину в одной из комнат аттракциона «Дом Тьмы». Как убийце удалось сделать меткие выстрелы в полной темноте, предстоит выяснить Эллери Квину, находившемуся на месте трагического события.

Особенности истории: история насыщена неожиданными поворотами и тонко подмеченными особенностями человеческого поведения, которые помогают Квину раскрыть тайну, сокрытую в кромешной тьме.

Смысл истории в том, что преступление может быть совершено с использованием необычных средств, например, с помощью фосфора в виде краски, что позволяет убийце обеспечить себя достаточным количеством света для задуманного преступления.

"Хитровка" автор Гиляровский

Гиляровский описывает окрестности Хитровской площади — центр сбора отверженных членов общества: бездомных, нищих, воров, проституток и беглых преступников. Некоторые особенности района:

Условия в ночлежках — люди спали на нарах, часто без какой-либо подстилки, кроме собственных лохмотьев.

Трактиры на Хитровке, например «Каторга», «Пересыльный» и «Сибирь», которые служили местами сбора для различных категорий преступников и бродяг.

Лабиринт коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было освещения.

Жизнь

Гиляровский описывает судьбу детей, рождённых и выросших на Хитровке, многие из которых были обречены на жизнь в преступности. Некоторые особенности:

Детей использовали для попрошайничества, и они постепенно втягивались в преступную деятельность.

Некоторых добровольных обитателей трущоб родные силой увозили домой, но те вскоре снова возвращались, считая, что именно на Хитровке настоящая жизнь.

Грамотных постояльцев было не очень много, и для них нашли специальное занятие — они за копейки переписывали для актёров и библиотек пьесы, за что звались «писаками».

Меры

Гиляровский упоминает попытки властей и богатых соседей ликвидировать Хитровку, которые долгое время оставались безуспешными из-за коррупции и влияния некоторых владельцев недвижимости в этом районе. Только после революции 1917 года советская власть в 1923 году окончательно ликвидировала этот район, расселив его обитателей и превратив бывшие трущобы в обычные жилые кварталы.

В данной книге описано очень все сжато и чересчур кратко на мой взгляд, многих моментов просто нет. После ознакомления с комиксом лучше прочитать отдельно "оригинал" Гиляровского. Это так же как и с произведением Куприна про штабс капитана - так же лучше прочитать развернутое произведение. Отрисованы комиксы на высоте, тут не придерешься, но смысл страдает.

А уж добавленные два рассказа или две истории, авторов которых я индефицировать не смогла. Это "Дело в Сокольниках" про нападение на Ленина и второй военный "Один в поле воин" про подвиг старшего сержанта Сиротинина оставило двоякое впечатление. Вроде бы и интересно поданы истории. Но вот жаль что ссылок нет откуда именно взято. А самостоятельно нашла только справочную информацию. Такое ощущение, что добавлены были только для того, чтобы можно было нормально сверстать книгу.

Остальные истории великолепны и читались не единожды в других редакциях. Да и написаны на одну тематику - раскрытие преступлений. Была удивлена, что произведение про штабс капитана назвали "Самурай".

К прочтению рекомендую.