От Heroes of the Storm до Quake
В киберспортивной индустрии выживают сильнейшие дисциплины с преданной фанатской базой. И владеть киберспортивной франшизой — прибыльное дело для разработчиков, которое укрепляет узнаваемость соревновательной игры. Но не каждому издателю удается сохранить ее спустя годы: одни игры доживают последние, зачастую любительские, турниры, а другие — умерли вовсе. В этом материале расскажем о киберспортивных дисциплинах, которые уже ушли в закат.
Heroes of the Storm
Многопользовательская MOBA-игра от Blizzard Entertainment, которая должна была отнять долю рынка у конкурентов — Dota 2 от Valve и League of Legends от Riot Games. В новинке были персонажи из всех вселенных Blizzard, которые все же смогли привлечь аудиторию. Уже в 2015-м по Heroes of the Storm прошел первый киберспортивный турнир. Впоследствии на ивентах коллективы боролись за $100 тыс.—$400 тыс., а на главном чемпионате разыгрывали до $1 млн призовых, что было солидной суммой в киберспорте по меркам тех времен. Команды по Heroes of the Storm были у организаций Fnatic, DK, Cloud9 и многих других.
Однако в декабре 2018 года Blizzard почти на пустом месте объявила о паузе в киберспортивной жизни Heroes of the Storm. Сообщество считало, что издатель посчитал MOBA-игру неприбыльной. Но пауза оказалась бессрочной — турниры проводились только энтузиастами. А уже в 2022-м Blizzard прекратила поддержку Heroes of the Storm.
Quake Champions
Quake Champions анонсировали в 2016 году. Новинка должна была стать достойным наследником серии и развивать киберспортивный потенциал. Однако на выходе геймеров ожидало большое количество багов, проблемы с серверами и ошибки с уроном, которые попросту непозволительны на профессиональной сцене. В год релиза по Quake Champions было проведено четыре крупных турнира, а призовой фонд одного чемпионата и вовсе достиг $1 млн. Однако за соревнованиями следили не более 25 тыс. зрителей, что мало для мероприятий такого уровня.
По теме:
В дальнейшем на чемпионатах по Quake Champions призовые фонды сильно сократились. Некоторые киберспортивные организации стали отказываться от своих команд. Игра перестала интересовать как профессиональных игроков, так и зрителей. Теперь сообщество шутера состоит только из небольшого количества фанатов.
Artifact
Киберспортивная сцена Artifact загнулась так же быстро, как и появилась. ККИ вышла в 2018 году и обрела достаточно противоречивую репутацию из-за своей монетизации. Только после релиза геймеры узнали, что новинка будет распространяться не по условно-бесплатной модели. Если в играх конкурентов построить сильную колоду можно было просто играя, то в Artifact требовался дополнительный донат. Игроки жаловались, что после балансных изменений было необходимо вновь покупать карты, чтобы хоть как-то соревноваться в ККИ.
К тому же Valve объявила о проведении крупного чемпионата по Artifact в 2019 году с призовым фондом в размере $1 млн. Киберспортивные организации начали подписывать игроков по дисциплине — так поступили Virtus.prо, Team Liquid, Evil Geniuses, Complexity Gaming и beastcoast. Это позволило привлечь аудиторию: уже на следующий день онлайн в ККИ превышал 60 тыс. человек. Но со временем количество игроков снижалось, а масштабные турниры так и не проводились. За время существования Artifact прошло 10 турниров, призовые фонды на которых не превысили $15 тыс. Обещанный $1 млн призовых так и не был разыгран.
Deadlock
Самая интересная киберспортивная история в этом списке — о Deadlock. Профессиональная сцена по командному MOBA-шутеру была организована не Valve, а турнирными операторами, которые ранее занимались чемпионатами по CS2 и Dota 2. На небольших чемпионатах призовой фонд не превышал и $15 тыс. При этом киберспортивные организации подписывали игроков в команды — составы были у Virtus.prо, 1win, Parivision и других клубов.
Но, как известно многим, Deadlock все еще находится на этапе закрытого бета-тестирования. Поэтому, как и в случае с Artifact, профессиональная сцена по командному MOBA-шутеру забылась, так и не появившись. Организации стали распускать свои команды по Deadlock из-за неясности. Вероятно, при полноценном запуске игры Valve все же обеспечит проекту киберспортивную сцену. Но об этом мы узнаем, кажется, нескоро, ведь дата выхода Deadlock все еще не раскрыта.
Paladins
Paladins быстро обрел популярность — за первую неделю после старта открытого бета-теста условно-бесплатный шутер скачали более 800 тыс. человек. По концепции новинка крайне напоминала Overwatch — различные персонажи, командные задачи и мультяшная графика. Несмотря на обвинения в плагиате, разработчики Paladins утверждали, что вдохновлялись Team Fortress 2.
Первые турниры по Paladins начались в 2017 году. Новая дисциплина привлекла такие киберспортивные организации, как Ninjas in Pyjamas, Virtus.prо, G2 Esports и другие. Уже в 2019-м по шутеру прошел большой LAN-турнир с призовым фондом в размере $300 тыс. в Атланте, США. Но из-за концепции игры, за которой было сложно следить, на трансляциях было не так уж много зрителей. В результате в 2021-м разработчики объявили о заморозке профессиональной сцены, а в 2025-м — о прекращении поддержки Paladins.
Поделитесь в комментариях, какие киберспортивные дисциплины достойны возрождения?