Здарова, камрады, Юрич у руля.
Мы уже говорили и про би-турбо, и про изменяемую геометрию и даже про первую в мире авто с Турбиной. Всё это круто, но дорого и сложно. А что делать, если нужно, чтобы машина ехала с низов, как дизель, и крутилась на верхах, как гонка, но при этом не стоила как крыло от Боинга?
Инженеры посмотрели на выхлопной коллектор и поняли: проблема не в турбине. Проблема в том, что цилиндры мешают друг другу! Они как люди в узком коридоре — толкаются и создают пробку. И тогда родилась идея Twin-Scroll (Двойная улитка). Давайте разберемся, что это такое.
Сегодня вы увидите этот шильдик на куче машин: от BMW (TwinPower Turbo) до Kia и Mitsubishi. Но 90% водителей думают, что это просто "две турбины". Ебёныч, как же они ошибаются!
Кстати, пока мы не полезли в газодинамику, хочу пригласить вас в наш клуб. Если вам нравится понимать суть железа, а не просто верить маркетингу — залетайте в мой телеграм-канал).
Глава 1: Физика хаоса. Как цилиндры душат друг друга?
Чтобы понять гениальность Twin-Scroll, нужно сначала понять проблему обычного коллектора (Single Scroll).
Представьте обычный 4-цилиндровый мотор. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
Когда в 1-м цилиндре заканчивается такт выпуска (выхлопной клапан ещё открыт), в 3-м цилиндре выпуск только начинается, а во 2-м выпускной клапан вот-вот откроется.
В общем коллекторе происходит интерференция волн давления. Проще говоря, выхлопной "плевок" из одного цилиндра ударяется о выхлоп другого и... часть газов забрасывает обратно в цилиндр, у которого клапана ещё не закрылись!
Чем это плохо?
Противодавление: Поршню тяжело выталкивать газы, он тратит энергию.
Плохая продувка: В цилиндре остаётся много отработанных газов, места для свежей смеси меньше.
Турбулентность: Поток газов перед турбиной рваный, хаотичный. Крыльчатка получает то пинок, то провал.
Глава 2: Развод по комнатам. Как работает Twin-Scroll?
Инженеры решили эту проблему просто и гениально: они изолировали цилиндры друг от друга.
В системе Twin-Scroll выпускной коллектор и горячая часть турбины разделены на два изолированных канала.
Для 4-цилиндрового мотора (1-3-4-2) пары разбиваются так:
Канал А: Цилиндры 1 и 4.
Канал Б: Цилиндры 2 и 3.
В чём суть? Эти пары работают синхронно (поршни ходят вместе), но фазы у них разнесены на 360 градусов. Когда 1-й цилиндр делает выхлоп, 4-й находится в такте сжатия (его выпускные клапаны наглухо закрыты).
Получается, что выхлопной импульс летит по своему каналу в гордом одиночестве, ни с кем не сталкиваясь, и бьёт прямо по лопаткам турбины.
Результат:
Эффект "Скавенджинга" (Scavenging): Инерция улетающих газов создаёт в цилиндре разрежение, которое буквально "засасывает" свежий воздух на впуске. Продувка становится идеальной.
Ровный ритм: Импульсы бьют по турбине равномерно, как чёткая дробь барабанщика, а не как беспорядочный шум.
Ранний спул: Турбина раскручивается намного раньше, почти как на системе VGT, но без сложной подвижной механики.
Глава 3: Великий обманщик. BMW TwinPower Turbo
Вот тут нужно сделать лирическое отступление. Баварцы — гении маркетинга. Они лепят шильдик TwinPower Turbo на багажники своих машин (например, с моторами N20 или B48).
И покупатель думает: "О, круто, у меня две турбины!"
А вот и нет! TwinPower Turbo в данном случае означает, что там стоит ОДНА турбина, но технологии Twin-Scroll.
Twin — потому что два канала (свитка) внутри одной улитки.
Power — ну, потому что мощно.
По факту, это честный сингл-турбо, но с очень хитрым коллектором. Настоящие две турбины у BMW называются просто "Twin Turbo" (без Power), но сейчас они всё чаще используют именно Twin-Scroll.
Глава 4: Риски и надежность. Ложка дёгтя
Звучит идеально? Почти. Но есть нюансы.
Цена коллектора. Выпускной коллектор для Twin-Scroll сложнее и дороже. Это хитрое литьё с перегородками.
Трещины. Самая частая болезнь. Перегородка внутри горячей части турбины (которая разделяет два потока) испытывает колоссальные термические нагрузки. Она нагревается и остывает неравномерно. На б/у турбинах (особенно Subaru и Mitsubishi Evo) трещины на этой перегородке — обычное дело. Если трещина пойдёт дальше — турбину на помойку.
Сложность тюнинга. Подобрать нестандартный коллектор сложнее, нужно соблюдать парность цилиндров.
Именно на таких тонкостях и строятся главные риски при покупке б/у авто сегодня. Технологии усложняются, и то, что вчера было прорывом, сегодня может стать источником огромных трат. Трещину внутри улитки вы не увидите снаружи, а она может привести к тому, что кусок металла улетит в крыльчатку или катализатор. На мой взгляд, покупать современную машину, нашпигованную сложной электроникой и механикой, без доскональной проверки — это лотерея. Если нужен профессиональный подход, обращайтесь. В моём телеграм-боте два кодовых слова: "Подбор" для РФ и "Заказ" из-за границы..
Итог: Гениальная простота
Twin-Scroll — это доказательство того, что не всегда нужно усложнять конструкцию электроникой и сервоприводами. Иногда достаточно просто навести порядок в потоках газов. Эта технология дала нам моторы, которые тянут с холостых и не скисают на отсечке, оставаясь при этом относительно надёжными. И за это инженерам низкий поклон.
👇 А ТЕПЕРЬ — ВЫБОР ЗА ВАМИ! 👇
Турбинные вопросы закрыли, возвращаемся к нашим историческим долгам! Я добавил свежую тему про легендарную подвеску. Голосуй цифрой в комментариях:
🎈 Гидропневматика Citroën: Магия "зелёных сфер". Как французы в 1955 году выкинули пружины и амортизаторы, заменив их газом и маслом? История подвески, которая позволяла менять клиренс на ходу и ездить без одного колеса.
🧪 Пластиковый двигатель (Polimotor): История безумца, который сделал ДВС из пластика, и он проехал гонку "24 часа Дайтоны". Почему мы до сих пор ездим на тяжелом чугуне?
🌍 Какой диагностический адаптер выбрать?
Жду твою цифру в комментариях! Самую горячую тему разберу до молекул. Погнали! 🚀