В полном соответствии с ЗАКОНОМ СТИГЛЕРА, согласно которому ни одно научное открытие не названо в честь того, кто его открыл, это явление также носит совсем не то название, которого заслуживает.
Дело в том, что термоэлектронная эмиссия, то есть излучение электронов из твёрдого тела, металла и полупроводников в свободное пространство (обычно в вакуум или разрежённый газ) при нагреве его до высокой температуры, изначально было открыто в 1853 году французским физиком Александром Эдмондом Беккерелем (24 марта 1820 - 11 мая 1891), кстати - отцом Антуана Сезара Беккереля, открывателем радиоактивности. И он честно сообщил об этом всему научному миру. Правда, о существовании электронов тогда ещё не знали, поэтому француз просто констатировал: когда тело нагревают, оно что-то испускает, а что - не понятно.
В дальнейшем то же самое явление было вновь открыто британским физиком, химиком и писателем Фредериком Гатри (15 октября 1833 - 21 октября 1886). Который также не молчал, а изложил результаты своих исследований в научной статье, написав, что раскалённый железный шар теряет свой заряд, если он заряжен отрицательно, но положительно заряженный шар заряда не теряет.
Вслед за ними работы по изучению термоэлектронной эмиссии проводили и некоторые другие учёные. Однако плоды их труда почему-то остались неоцененными. Зато когда в 13 февраля 1880 году абсолютно то же самое открытие в очередной раз сделал американский изобретатель Томас Эдисон, народ изумился и снял шляпу в знак уважения к его гению.
Впрочем, все они, до поры, так и не поняли, что же, собственно, происходит. Потому что на тот момент электрон всё ещё не был открыт, и Эдисон, например, просто писал, что "электрический ток протекает через вакуум", но какие именно частицы являются его носителями, об этом научный мир узнал лишь в 1897 году, благодаря работам британского физика Джозефа Томпсона.
Несмотря на это во многих учебниках явление термоэлектронной эмиссии называется ЭФФЕКТОМ ЭДИСОНА. И, кстати, незнание "физизма" данного явления абсолютно не помешало Эдисону запатентовать своё открытие в 1883 году, использовав его в устройстве для регулирования напряжения (патент США 307 031).
В дальнейшем это явление стали широко использовать для управления и усиления электрических сигналов, генерации и усиления радиосигналов и вообще при создании самых разных радиоламп.
При чём же тут какой-то Ричардсон?
Сэр Оуэн Уилланс Ричардсон 26 апреля 1879 - 15 февраля 1959) - английский физик, член Лондонского королевского общества, президент Лондонского общества физиков, лауреат Нобелевской премии по физике 1928 года «за работы по термионным исследованиям, и особенно за открытие закона, носящего его имя».
Родился в Дьюсбери, Англия, учился в Школе грамматики Бэтли, затем окончил Тринити-колледж в Кембридже.
В 1906 году стал профессором Принстонского университета. Изучал термионные явления, которые легли в основу вакуумных электронных ламп, исследовал фотоэффект, гиромагнитный эффект, эмиссию электронов в химических реакциях, мягкие рентгеновские излучения, спектр водорода и пр.
Вывел ФОРМУЛУ РИЧАРДСОНА - ДЭШМАНА, которая описывает зависимость плотности термоэлектронного тока насыщения от температуры катода.
И вот в честь этого человека, который родился спустя 26 лет после того как Беккерель сделал своё открытие,и которому был всего год, когда Эдисон пришёл к тем же самым выводам, сегодня почему-то принято называть явление термоэлектронной эмиссии ЭФФЕКТОМ РИЧАРДСОНА. (При том, что научном лексиконе уже есть один ЭФФЕКТ РИЧАРДСОНА, и он касается совсем другого.)
В общем, очень странная история. Стиглер бы оценил.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!