Биографы утверждают, шутка «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» нашего героя сильно веселила 📚
Впрочем, почему бы ему и не смеяться? Самый молодой нарком СССР, начинавший карьеру еще при Ленине, человек, умудрившийся благополучно избежать всех партийных чисток и находившийся у власти свыше 50 лет, Анастас Микоян был едва ли не единственным кремлевским долгожителем.
«Главный бизнесмен Советского союза», «Величайший дипломат XX века», «Лучший менеджер мира по урегулированию кризисов»… Такие оценки противников стоят дорого и сложно представить, что высоких комплиментов западных политиков удостоился сын плотника из глухой деревушки Санаин на севере Армении.
Анастас Микоян родился 25 ноября (по нов. ст.) 1895 года. Ничто не предвещало обычно мальчишке, который пас коз и гонял с друзьями по горам таких карьерных вершин. Разве что одну встречу можно считать судьбоносной. В Санаин стоял древний монастырь, во дворе которого любила играть детвора. Однажды во время одной из прогулок Анастас наткнулся на монаха с книгой в руках – тот заметил интерес мальчишки и предложил научить его грамоте… Через полгода у Микояна не было более жгучего желания, чем пойти учиться.
Вариантов бесплатного образования тогда у мальчишки было не много – и в 1906 году он стал учащимся Тифлисской духовной семинарии. Той самой, откуда шестью годами ранее исключили за неявку на экзамены пятикурсника Иосифа Джугашвили. Здесь Микоян выучил русский язык, здесь же познакомился с трудами Маркса и Ленина, а с началом Первой мировой войны отправился добровольцем на турецкий фронт. Однако его пребывание там было недолгим. Через несколько месяцев он заболел малярией и вновь в строй уже не встал.
Окрепнув, Анастас вернулся в Тифлис, где вступил в РСДРП(б) и с 1917 года вел партийную работу. В 1918-м он приехал агитировать рабочих на бакинские нефтяные промыслы и очутился в эпицентре событий, из которых вышел живым не иначе как чудом. В свое время история 26-ти бакинских комиссаров была известна каждому школьнику – комиссары бакинского Совнаркома были арестованы и расстреляны под Красноводском. Но лишь немногие знали – вместе с ними под арест попал Микоян. Его и еще несколько большевиков отделили от общей группы и только в феврале 1919-го освободили из заключения.
Молодой стране Советов в Гражданскую войну остро не хватало руководящих кадров, которым бы доверяли партийные лидеры. Микоян, к тому моменту уже знакомый и с Лениным, и со Сталиным, как раз относился к такой категории. В первой половине 1920-х его назначают на руководящую партийную должность в Нижнем Новгороде, затем – в Ростове-на-Дону. Вскоре он занимает пост секретаря Северо-Кавказского крайкома РКП(б) и становится членом ЦК. В августе 1926 года после отставки Льва Каменева с должности наркома внешней и внутренней торговли на его место назначают 30-летнего Анастаса Ованесовича, который, надо сказать, к переезду в Москву не стремился. Он долго и упорно отказывался от нового поста, объясняя свою позицию молодостью и отсутствием опыта. Но ему пришлось подчиниться партийной дисциплине.
Тем не менее за новое дело Микоян принялся с энтузиазмом. В некоторых мемуарах можно даже встретить упоминание о том, как Сталин шуткой утверждал, что молодому наркому производство колбасы, сыра и мороженого важнее строительства коммунизма. Уже к середине 1930-х в СССР построены десятки крупных мясных комбинатов, консервных и сахарных заводов, чайных фабрик.
Именно Анастасу Микояну СССР обязан появлением легендарных «докторской» колбасы и мороженого, вкус которых до сих пор с ностальгией вспоминают представители старшего поколения. Между прочим, идею мороженого, а также «горячих московских котлет с булочкой» нарком привез во второй половине 30-х годов из Америки.
* Проект «ИстФакт» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Десятилетия науки и технологий.
* Изображения из открытых баз данных, используются в иллюстративных целях.
#ИстФакт_ЖЗЛ