Найти в Дзене
Русский мир

Гипс, наркоз и уход за ранеными: как Николай Пирогов реформировал полевую медицину

215 лет назад родился выдающийся русский врач-хирург и учёный с мировым именем Николай Иванович Пирогов. Его громадный вклад в развитие медицины невозможно переоценить, достаточно сказать, что он стал основателем военно-полевой хирургии, лично проведя более десяти тысяч операций во время обороны Севастополя и Русско-турецкой войны на Балканах. Его нововведения спасли тысячи жизней во время этих войн, а в дальнейшем без преувеличения стали спасением для миллионов. Он первым стал делать операции под наркозом, первым отказался от распространённой в то время ампутации, начав использовать гипсовые повязки. А ещё он первым составил подробный анатомический атлас человеческого тела, ставший фундаментом для современной медицины. Первичная сортировка раненых на поле боя и важность дальнейшего ухода за ними медицинскими сёстрами – всё это в повседневную практику также ввёл Пирогов. Тринадцатый ребёнок Николай Иванович Пирогов родился 13 (25-го по новому стилю) ноября 1810 года в Москве, в семье

Николай Иванович Пирогов. 1870 г. Фото: wikipedia.org
Николай Иванович Пирогов. 1870 г. Фото: wikipedia.org

215 лет назад родился выдающийся русский врач-хирург и учёный с мировым именем Николай Иванович Пирогов. Его громадный вклад в развитие медицины невозможно переоценить, достаточно сказать, что он стал основателем военно-полевой хирургии, лично проведя более десяти тысяч операций во время обороны Севастополя и Русско-турецкой войны на Балканах.

Его нововведения спасли тысячи жизней во время этих войн, а в дальнейшем без преувеличения стали спасением для миллионов. Он первым стал делать операции под наркозом, первым отказался от распространённой в то время ампутации, начав использовать гипсовые повязки. А ещё он первым составил подробный анатомический атлас человеческого тела, ставший фундаментом для современной медицины. Первичная сортировка раненых на поле боя и важность дальнейшего ухода за ними медицинскими сёстрами – всё это в повседневную практику также ввёл Пирогов.

Тринадцатый ребёнок

Николай Иванович Пирогов родился 13 (25-го по новому стилю) ноября 1810 года в Москве, в семье военного казначея майора Ивана Ивановича Пирогова. В 12 лет Николай поступил в престижный частный пансион для мальчиков известного в то время публициста и издателя В. С. Кряжева, а уже в 14 лет внезапно стал самым молодым студентом медицинского факультета Московского университета.

Произошло это именно внезапно, и никак самим юношей не планировалось. Причиной стало драматическое крушение благополучной жизни семьи Пироговых: глава семейства был уволен со службы за тяжёлый проступок его подчинённого – воровство казённых денег, а всё имущество и сбережения семьи были описаны в казну. Николай не мог продолжать учёбу в дорогом частном пансионе, но на помощь семье пришёл давний друг – врач и декан медицинского факультета Московского университета Ефрем Осипович Мухин.

Сам Пирогов в дальнейшем будет называть Мухина своим духовным отцом. И это более чем справедливо: Ефрем Осипович был не просто видным хирургом и профессором медицины, но и человеком невероятно широкой души и сострадательного сердца. На свои средства он содержал талантливых, но бедных студентов, а также помогал значительному количеству врачей, готовившихся к профессуре и к практике в госпиталях. В юном Николае Пирогове он разглядел интерес и способности к медицине и поспособствовал, чтобы в 14 лет того приняли на медицинский факультет.

Учился Николай за собственный счёт, но денег в семье было так мало, что ему не на что было купить студенческий мундир, поэтому даже в тёплое время года он сидел в университетских аудиториях в шинели. После окончания университета Пирогова как талантливого студента зачислили в Профессорский институт, открытый при Дерптском университете и предназначенный для подготовки высшего преподавательского состава российских университетов. За докторскую диссертацию на тему перевязки брюшной аорты (уникальная операция по тем временам) Пирогов получил золотую медаль Дерптского университета и был направлен на стажировку в Берлин.

После двухлетней стажировки Пирогов должен был возглавить кафедру в Московском университете, но, заболев, не приехал вовремя, и место отдали другому кандидату. Пирогову пришлось остаться в Дерпте (ныне Тарту) на пять лет, где он стал первым русским профессором, возглавившим кафедру.

Ледяная анатомия

В 1841 году Николая Пирогова приглашают в Петербург, где он возглавляет кафедру хирургии в Императорской медико-хирургической академии и одновременно назначается заведующим хирургическим отделением Второго военно-сухопутного госпиталя. Условия содержания больных в госпитале на тот момент без преувеличения можно было назвать ужасными: палаты на сто коек практически не проветривались и не убирались, перевязочные материалы использовались многократно без дезинфекции, операции проводились в тёмных помещениях бывшей бани.

Николай Пирогов с сыновьями. Фото: ЛитЛайф
Николай Пирогов с сыновьями. Фото: ЛитЛайф

Николай Пирогов за короткое время сумел превратить этот «филиал ада» в современную клинику, ставшую базой для его русской хирургической школы. Пирогов стремился насколько возможно сократить число ампутаций конечностей, которые были бичом для большинства раненых на поле боя. Эту свою работу он продолжит в дальнейшем, уже находясь непосредственно на войне.

А пока перед хирургом, постоянно ищущим самые передовые способы лечения своего времени, стояла другая важнейшая задача – дать врачам полноценное представление об анатомии человека. На тот момент анатомия была плохо известна и практически не изучалась в университетах. Достаточно сказать, что демонстрации операций проводились на различных макетах, а иногда даже… на платках, которыми изображали сокращение мышц. А в Казани, например, был попросту уничтожен анатомический кабинет – все его экспонаты закопали в гробах на кладбище.

Но Пирогов не побоялся протестов общества и начал проводить анатомические исследования на замороженных трупах. Эта методика получила название «ледяная анатомия» и позволяла послойно изучать анатомическое строение организма. На её основе родилась новая дисциплина – топографическая анатомия. А в 1859 году Николай Пирогов опубликовал первый анатомический атлас на латинском языке, ставший незаменимым руководством и основой для дальнейшего развития отечественной хирургии.

Читайте также: Лягушки, тело и душа. Иван Сеченов – великий русский физиолог

Оборона Севастополя

В октябре 1853 года Османская империя объявила войну России. 18 ноября 1853 года в порту Синоп Черноморская эскадра под управлением вице-адмирала Павла Нахимова наголову разбила турецкую флотилию. В марте 1854 года к войне Турции против России присоединились Британия и Франция – началась Крымская война. Одним из самых драматичных эпизодов этой войны стала оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней – с октября 1854 года.

Практически с самого начала Крымской войны Николай Пирогов рвётся на фронт. До этого он уже получил богатый опыт военно-полевой хирургии во время войны на Кавказе. Тогда же он впервые применил эфирный наркоз. Причём операции приходилось делать чуть ли не на земле – на лежанках, установленных на камнях. Оперировали, стоя на коленях. А сам Пирогов работал в таких условиях по 12 часов, когда шли штурмы, и раненых было особенно много.

Вместе с Николаем Пироговым в Севастополь выезжает группа врачей и – впервые – медсестёр, из только что сформированной Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Обучал их уходу за ранеными сам Пирогов.

Первое впечатление было тяжёлым. В своих воспоминаниях Пирогов писал, что вся дорога от Бахчисарая была буквально забита телегами с ранеными, на которых люди лежали по двое, по трое под проливным дождём. Стоны и вопли раненых перемежались с отдалённым грохотом севастопольских пушек.

Пирогов назначается главным хирургом осаждённого города. Он работает буквально сутками – под обстрелами и бомбардировками. Именно тут он начинает уже широко применять анестезию и наркоз. А ещё – тоже впервые – гипсовые повязки для травмированных костей, помогавшие избежать ампутации.

Читайте также: Знай наших! Илья Мечников. Борьба за иммунитет

Там же, в Севастополе, Пирогов начинает применять сортировку раненых, распределяя их по тяжести на пять категорий – от безнадёжных до легкораненых. Такая сортировка значительно облегчила работу полевых хирургов, помогая избегать хаоса. А впоследствии из этого выросла вся работа лечебно-эвакуационной службы Русской армии.

Н. И. Пирогов на панораме «Оборона Севастополя» (в центре) (фрагмент). Фото: wikipedia.org
Н. И. Пирогов на панораме «Оборона Севастополя» (в центре) (фрагмент). Фото: wikipedia.org

Отдельная заслуга Пирогова – в организации послеоперационного ухода. В его распоряжении находилось 250 сестёр милосердия, которых он также распредели по разным участкам работы: перевязка, сопровождение раненых, выдача лекарств, хозяйственные нужды. О подвиге медсестёр Пирогов напишет позднее большую статью, а в России с этих пор медсёстры станут важнейшей частью борьбы за выздоровление больных и раненых.

Несмотря на героическую оборону Севастополя, он частично был захвачен нападавшими, а Крымская война была проиграна. Вернувшись в Петербург, Николай Пирогов на приёме у Александра II рассказывает ему о накопившихся проблемах в армии и отсталости её от европейских держав. У императора такая критика вызывает только раздражение. Пирогова направляют в своего рода ссылку – попечителем учебного округа в Одессу.

Вскоре его повышают до попечителя Киевского учебного округа, но независимый характер и желание реформировать систему образования не дают Пирогову задержаться на этой должности. Теперь его отправляют ещё дальше – в Германию, где он должен был руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора.

Но и тут русский хирург смог отличиться и вновь вызвать неудовольствие правящих кругов. По своей привычке никому не отказывать в медицинской помощи Пирогов однажды участвовал в осмотре раненого итальянского революционера и политического деятеля Гарибальди. Он обнаружил незамеченную другими врачами пулю и тем самым спас ногу революционера. Но одновременно вызвал гнев австрийского правительства, находившегося в состоянии войны с Италией. Пирогова вновь освобождают от должности. Кажется, что уже навсегда. Он уезжает в своё имение Вишня под Винницей, где живёт на государственную пенсию. Но продолжает работать – в организованной на собственные средства бесплатной больнице.

Читайте также: Знай наших! Николай Бурденко – основоположник советской нейрохирургии

«Старый доктор»

И всё же великий хирург вновь потребовался Российской империи. Началась Русско-турецкая война, и Александр II, посетивший Болгарию, вновь вспомнил о Пирогове - как о лучшем организаторе медицинской помощи на фронте. Николай Иванович согласился приехать при одном условии – что ему никто не будет мешать и дадут полную свободу действий. Он вновь оперирует почти каждый день, несмотря на солидный возраст 67 лет. А ещё проедет на бричке почти 700 километров, объезжая все временные военные госпитали и лазареты, расположенные на территории Болгарии. Не только русские воины, но и многие болгары обязаны своим спасением «старому доктору», как он сам себя называл.

Н. И. Пирогов (1875). Фото: wikipedia.org
Н. И. Пирогов (1875). Фото: wikipedia.org

Ему оставалось прожить всего четыре года – в октябре 1881 года Николая Ивановича Пирогова не стало. Немногие знают, что его тело сразу после смерти было забальзамировано – с согласия церковных властей, которые, учтя заслуги Н. И. Пирогова как примерного христианина и всемирно известного учёного, разрешили не предавать тело земле, а оставить его нетленным, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».

Тело врача и учёного было погребено в его фамильном склепе в усадьбе Вишня. Через несколько лет над усыпальницей была построена церковь. Несмотря на все исторические катаклизмы, усыпальница Пирогова цела до сих пор. Его тело несколько раз ребальзамировалось, но по-прежнему хранится в застеклённом саркофаге, куда открыт вход всем желающим поклониться великому хирургу и человеку.

Последователь Пирогова, российский и советский хирург В. И. Разумовский так описал значение выдающегося врача и учёного: «Во мраке глубокой тьмы невежества, во мраке российской ночи яркой звездой засиял гений Пирогова на русском небе, и сияние этой звезды, лучезарный блеск был виден за пределами России…».

Читайте также: Знай наших! Владимир Филатов и его «клиника света»