Наташа Ростова — воплощение «природной» красоты и живой жизни
Положительные женские образы «Войны и мира»: воплощение идеала «природной» красоты в образе Наташи Ростовой и духовного аристократизма в образе Марьи Болконской. Наташа Ростова и княжна Марья не похожи друг на друга: Наташа — очаровательная, грациозная, непринужденна, музыкально одарена, пластична; княжна Марья — некрасива, с тяжелой поступью, скованна, теряется вне круга близких и любимых ею людей. Казалось, их можно только противопоставлять друг другу. На самом деле это не так: обе героини являются воплощением положительного начала, но только разных его сторон и граней.
Когда княжна Марья спрашивает у Пьера Безухова, какая она — Наташа Ростова (та самая девушка, которая была невестой её покойного брата Андрея), Пьер отвечает ей так: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка: я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать». А на очень «болконский» вопрос княжны, умна ли Наташа, Пьер отвечает, что «она не удостаивает быть умной». Наташа далека от интеллектуальной жизни и общественных интересов, составляющих основу бытия князя Андрея и Пьера. Но она удивительным образом оказывает мощное влияние на умственную жизнь этих людей. Она не решает вопроса о смысле жизни, потому что этот смысл в самом ее существовании. Наташа — воплощение естественности и живой жизни.
Она абсолютно чужда искусственности светского круга и мгновенно выделяется в нем (на первом балу, в театре). Естественность и бьющая ключом жизнь заставляют Наташу постоянно разрушать условности: в детстве кричать через весь праздничный стол, какое будут подавать мороженое; в юности — одинаково целовать, не помня себя от радости, вернувшегося после ранения брата Николая и совершенно не знакомого ей Денисова или принимать Бориса Друбецкого, зная, что тот не может на ней жениться; в зрелые годы — многие часы проводить в детской, показывать всем пятна на пеленках и т. п. Но нарушение условностей каждый раз открывает их искусственность, надуманность.
Наташа одарена поразительной тонкой нравственной интуицией — ощущением людей, которое становится для нее критерием их оценки. Например, Наташа ценяет Николаю за его дружбу с Долоховым: «…он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова… у Долохова все назначено, а я этого не люблю». Свое ощущение Наташа не всегда может выразить словами — тогда ей на помощь приходят образы. Очень выразительны в этом смысле Наташины представления о Борисе Друбецком и Пьере Безухове. Она говорит матери о Борисе: «Только не совсем в моем вкусе — он узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый… Безухов — тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный».
Непосредственность сочетается у Наташи с ощущением непреходящей ценности каждого мгновения бытия, с чувством полноты жизни: ночь в Отрадном, когда Наташе хотелось улететь в небо, потому что такой ночи никогда не было и не будет больше; или ее замирающее лицо на первом балу — лицо, готовое быть самым счастливым, если его обладательницу пригласят на первый вальс, и самым несчастным, если приглашения не последует. Наташа, как и пушкинская Татьяна, — «русская душою», русская по глубинным основам своего существа. Она не отдает себе отчета в этом, но в деревне у дядюшки, после охоты, когда зазвучала русская плясовая, Наташа не утерпела и пустилась в пляс.
Ошибка Наташи и ее духовное перерождение
Но Наташин «ум сердца» может и подвести, о чем свидетельствует ее увлечение Анатолем Курагиным. Конечно, значительная доля вины за эту историю падает на Элен, которую «забавляла» «мысль свести брата с Наташей», на ее аморализм и на всю курагинскую «подлую, бессердечную природу». Но и со стороны Наташи эта ошибка была почти неизбежной. Привыкшая наполнять жизнью каждое мгновение бытия, не могла ни понять, ни принять отсрочки на год ее свадьбы с князем Андреем: «Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящей жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны». В этой ситуации как бы остановки жизни Наташа болезненно и остро ощущает потребность любить и быть любимой: «Мама! — проговорила она. — Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, — и она опять с трудом удержала рыдания». Выразительная безымянность этого так необходимого ей любимого, предполагающая возможность замены князя Андрея другим лицом. Этим лицом стал Анатоль, столь откровенно восхищенный Наташей, что ее потребность любить и быть любимой как бы находит пристанище.
Преображенная Наташа
История с Анатолем и последовавший затем разрыв с Болконским, не умевшим прощать «таких женщин», болезнь, после выздоровления от которой она «стала спокойнее, но не веселее», молитва в церкви и недельное говение, встреча с князем Андреем, прощение и смерть его, гибель любимого брата Пети и горе матери, — все пережитое так изменило Наташу, что Пьер поначалу не узнал ее, приняв за компаньонку княжны Марьи. «Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». В это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, — улыбнулось…» А в эпилоге Наташа-мать ничуть не изменила своей натуре, она только вновь отвергла все условности и с полной естественностью стала жить каждой минутой жизни мужа и детей.
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️