Найти в Дзене
Ну что, прочитал?

Страшная история о детском буллинге и детском одиночестве — роман Сьюзен Хилл «Я в замке король»

Тяжёлая, мрачная история о травле одного ребёнка другим. Если ваша цель — отвлечься от реальности за чтением «comfort book», получить поддержку и успокоение, предупреждаю: вам точно не сюда. Но если вы любите эмоционально напряжённые сюжеты и особенно болезненно относитесь к теме детского буллинга — ударную дозу кортизола я вам гарантирую. Британская писательница Сьюзен Хилл получила за роман «Я в замке король» литературную премию Сомерсета Моэма в 1970 году. Англия, середина прошлого века. В фамильном доме — уродливом и мрачном — живёт состоятельный господин Джозеф Хупер с 10-летним сыном Эдмундом. Мама мальчика умерла, и отношения между отцом и сыном не складываются. Хупер-старший не может найти контакт с замкнутым и своевольным Эдмундом, а тот, в свою очередь, в душе презирает неудачника отца. Мальчик вообще растёт наблюдательным и умным: тонко чувствует людей и делает правильные, не по возрасту, выводы. Думаю, из него со временем получился бы великолепный психоаналитик или следоват
Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум
Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум

Тяжёлая, мрачная история о травле одного ребёнка другим. Если ваша цель — отвлечься от реальности за чтением «comfort book», получить поддержку и успокоение, предупреждаю: вам точно не сюда. Но если вы любите эмоционально напряжённые сюжеты и особенно болезненно относитесь к теме детского буллинга — ударную дозу кортизола я вам гарантирую.

Британская писательница Сьюзен Хилл получила за роман «Я в замке король» литературную премию Сомерсета Моэма в 1970 году.

Англия, середина прошлого века. В фамильном доме — уродливом и мрачном — живёт состоятельный господин Джозеф Хупер с 10-летним сыном Эдмундом. Мама мальчика умерла, и отношения между отцом и сыном не складываются. Хупер-старший не может найти контакт с замкнутым и своевольным Эдмундом, а тот, в свою очередь, в душе презирает неудачника отца.

Мальчик вообще растёт наблюдательным и умным: тонко чувствует людей и делает правильные, не по возрасту, выводы. Думаю, из него со временем получился бы великолепный психоаналитик или следователь, но — чуть забегу вперёд — вышел манипулятор и изощрённый садист.

Джозефу Хуперу тяжело справляться с огромным домом в одиночку, поэтому он приглашает на должность экономки Хелену Киншоу — симпатичную молодую вдову. Всё бы ничего, но вместе с миссис Киншоу приезжает её сын Чарльз, ровесник Эдмунда.

Чарльз Киншоу — чувствительный, невротичный ребёнок. Он привык с ранних лет полагаться на себя, особо не рассчитывая на поверхностную мать. Он тревожен и не по-детски пессимистичен — жизнь научила. И он не ждёт ничего хорошего от места, в котором им с мамой теперь придётся жить.

Мать и сын находятся в плачевном положении после смерти главы семьи. Своего дома у них нет, образ жизни — кочевой, и потому Хелена хватается за приглашение мистера Хупера как за редкую возможность обрести покой и, если повезёт, наладить личную жизнь.

Казалось бы, у пацанов много общего. Один возраст, одна крыша над головой, оба — наполовину сироты, оба — невероятно одиноки. Чем не повод стать лучшими друзьями, а то и братьями?

Однако мальчики возненавидели друг друга с первого взгляда: знакомство прямо с порога обернулась дракой, и юный гость понял, что попал в передрягу похлеще тех, что успели случиться в его недолгой, но довольно безрадостной жизни.

Ну а дальше для Чарльза разверзся ад.

(Чтобы не спойлерить, буду говорить туманно и обтекаемо)

Проницательный Эдмунд быстро раскусил восприимчивую натуру нового знакомого: над таким издеваться — одно удовольствие! И принялся методично, с одержимостью маньяка, преследовать свою жертву.

Он видит все слабые места юного Киншоу и бьёт по ним, наслаждаясь эффектом. Он следит, буквально становится второй тенью, с пугающей точностью разгадывая планы Чарльза. Он вынуждает помнить о себе каждую минуту, не даёт расслабиться и выдохнуть. Он посягает на личность мальчика, пытается сломить последний оплот свободы человека — свободу духа. Ему нужно, чтобы непокорный Чарльз сдался и признал себя ничтожеством. Он врёт, унижает, запугивает, его действия поражают бесстыдством и подлостью. Он так издевается, что у 10-летней жертвы буквально колет сердце.

Для Эдмунда — это азартная игра, идеальное применение его дьявольским наклонностям. Для измученного Чарльза — схватка с настоящим чудовищем.

Думаю, психиатрам Эдмунд был бы весьма интересен, потому что он не просто бессердечный ребёнок, а настоящий маленький психопат и добавить тут нечего.

Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум
Картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум

Вы, наверно, спросите: а что родители? Они же должны были вмешаться? Скажу одно: эти двое были слишком заняты собой и зарождающимися отношениями, чтобы заметить трагедию, разворачивающуюся под самым их носом. Временами мне этих папашу с мамашей хотелось схватить за шкирку, развернуть физиономиями к их детям и заорать: вы что, не видите, что творится, болваны?! Совсем ослепли?

На самом деле Сьюзен Хилл пишет не только о буллинге, но и о детском одиночестве, когда родители — не помощники, и 10-летнему человеку приходится самостоятельно справляться со своими страхами. Ведь даже когда Чарльз в надрыве кричит матери о своей ненависти к Эдмунду, она его не слышит. Предпочитает не слышать. Особенно шокирует концовка, в которой показана вся сущность этой добропорядочной англичанки.

Эту книгу я проглотила за четыре часа, на протяжении которых меня не оставляло астматическое ощущение ловушки: куда ни кинься — везде тупик. Я, вжившись в шкуру Чарльза, мысленно озиралась и лихорадочно думала: господи, что же делать, ну что же делать?

Автор очень тонко описывает как психологию травли, так и работу детской психики. Сразу понятно, почему Эдмунд имеет такую власть над юным Киншоу, и почему последний не может доходчиво рассказать о своей беде взрослым. В сюжете нет нелепых ходов, диалоги героев выглядят естественно, и произойди эта история в реальности — всё так бы и было.

Несмотря на драматичный сюжет, дух романа готически-поэтичный. Тут есть чёрные вороны, истлевшие мотыльки и старинные куклы на чердаке, тишина заброшенных комнат и тревожащий сердце сумрачный лес. Атмосфера описана так хорошо, что даже при неярком воображении вас хоть одной ногой, но затянет в туманный и немного мистический мир английской провинции прошлого века.

Эта книга подойдёт ценителям психологических драм и тяжёлых, мрачных сюжетов. А главное — родителям. Чтобы помнили, как важно внимательно слушать своего ребёнка, следить за ним и улавливать исходящие от него знаки.

Читайте, содрогайтесь, а если уже читали, делитесь впечатлениями!