Найти в Дзене
Секретные Материалы 20 века

Родом из джаза

Джаз как музыкальный жанр складывался необычно. Люди, воспитанные на классической музыке, далеко не сразу смогли постигнуть язык этой странной, ни на что не похожей музыки. В 20–30-е годы прошлого столетия Америка буквально захлебнулась джазом. Джаз перестал быть только музыкой — он стал образом мысли и жизни. ПАРАДОКС ИСТОРИИ Долгое время средой обитания джаза были рестораны, ночные клубы, поэтому он считался музыкой второго сорта. Но джаз вышел на профессиональную сцену и по праву занял на ней достойное место. Принято считать, что в нашей стране джаз появился в те же 20-е годы. Однако Леонид Утесов справедливо отмечал: «Мой джаз может быть назван джазом только по составу инструментов, но по существу это песенный и театрализованный оркестр». Его определение относится и к оркестрам Парнаха, Цфасмана, Ладсберга. Так что, получается, проникновение и завоевание огромных пространств Советского Союза джазом, этой «пустой, безыдейной музыкой, чуждой нашей молодежи», пришлось на послевоенные
Оглавление
Джаз как музыкальный жанр складывался необычно. Люди, воспитанные на классической музыке, далеко не сразу смогли постигнуть язык этой странной, ни на что не похожей музыки. В 20–30-е годы прошлого столетия Америка буквально захлебнулась джазом. Джаз перестал быть только музыкой — он стал образом мысли и жизни.

ПАРАДОКС ИСТОРИИ

Долгое время средой обитания джаза были рестораны, ночные клубы, поэтому он считался музыкой второго сорта. Но джаз вышел на профессиональную сцену и по праву занял на ней достойное место. Принято считать, что в нашей стране джаз появился в те же 20-е годы. Однако Леонид Утесов справедливо отмечал: «Мой джаз может быть назван джазом только по составу инструментов, но по существу это песенный и театрализованный оркестр». Его определение относится и к оркестрам Парнаха, Цфасмана, Ладсберга. Так что, получается, проникновение и завоевание огромных пространств Советского Союза джазом, этой «пустой, безыдейной музыкой, чуждой нашей молодежи», пришлось на послевоенные, 50–60-е годы. О том, как это было, рассказывают ведущие петербургские джазовые (и не только!) музыканты.

У ПАТЕФОНА Я И...

Анатолий Кальварский (композитор):

— О джазе я имел весьма смутное понятие к началу занятий в музыкальном училище. Я случайно что-то слышал с пластинок. В основном, они были трофейные. Но американский джаз — огромный пласт разной и удивительно красивой, интересной музыки — открылся для меня, благодаря моим старшим друзьям-музыкантам. С благодарностью вспоминаю Валю Милевского, который давал переписывать имеющиеся у него записи.

Анатолий Кальварский. Архив Cимфонического оркестра Ленинградской области
Анатолий Кальварский. Архив Cимфонического оркестра Ленинградской области

Геннадий Гольштейн (преподаватель музыкального училища им. Мусоргского):

— Не могу сказать, что к джазу мы все пришли разными дорогами. Шли, в общем-то, одной торной тропой. У моего отца была коллекция пластинок, в их числе и американского производства. Среди записей попадались просто прекрасные джазовые мелодии. Качественное звучание! Исполнение могло быть слезливое, сентиментальное, очень разное, но мелодии — шикарные, в которые нельзя было не влюбиться. «У водопада», «Туманное утро», «Звезднаяпыль», «Все мои мысли с вами» — потрясающие мелодии, они таковыми остаются сейчас. А еще у нас был приемник «СВД-9», им отца на заводе премировали. На время войны его изъяли, а после, как это ни странно, вернули. Приемник коротковолновый. Можно было поймать и заграницу.

Владлен Неплох (музыкальный руководитель Театра им. Комиссаржевской):

— Пацанами мы ходили на барахолку на Обводном канале, выискивали трофейные американские пластинки. Еще слушали «Голос Америки». Собирались в подвалах и слушали, потому что запрещено было. «Голос» глушили — создавали искусственные помехи, волна то и дело уходила, приходилось постоянно настраиваться. Потом в прокате появился кинофильм «Серенада солнечной долины». Мы увидели и услышали Гленна Миллера. А еще позже — «Судьба солдата в Америке». Каким-то образом картины просочились в Советский Союз.

Владлен Неплох. 19.08.1935 - 03.11.2019
Владлен Неплох. 19.08.1935 - 03.11.2019

Давид Голощекин (основатель и бессменный руководитель Джазовой филармонии):

— Как ни странно, мой вкус определился очень рано, когда мне было лет семь-восемь. Хотя мои родители были представители культуры, жили мы довольно бедно. В доме не было ни музыкальных инструментов, ни даже патефона. Но он был у тети! Тетя — страстный коллекцио­нер, в том числе и пластинок. В ее собрании были и Утесов, и Цфасман, и Варламов, и даже кое-какая американская музыка. Я помню желтые этикетки с надписями: «На англ. языке. Исп. оркестр». А звучал вообще чуть ли не Эллингтон! Мне доставляло удовольствие слушать эту музыку, она мне безумно нравилась, джаз меня просто очаровал! Я уже учился в музыкальной школе по классу скрипки, но еще был слишком мал, чтобы понимать, что это за музыка.

А когда мне было лет 12 или 13, отец купил приемник «Рекорд», такой маленький, несуразный. Меня от него невозможно было оторвать. Конечно, я ловил все, что было связано с джазом, — звучание саксофона, синкопы. Однажды к нам в гости пришел приятель отца. Я сидел, прильнув ухом к динамику, чтобы не мешать разговаривать взрослым. Он заметил, что в своем поиске я останавливаюсь на джазе, и спросил: «А тебе что, нравится джаз?» Я понятия не имел: джаз — не джаз. Да и слово это еще не вошло в обиход. «Нравится... такая вот музыка...» — «Тогда тебе нужно сделать вот что!» — и повернул ручку приемника на короткие волны. Там раздалось: This is the voice of American music USA hour for jazz... Это был «Час джаза Вилеса Кановера» на «Голосе Америки» на английском языке. Прозвучала заставка — знаменитая композиция «Садись в поезд...» Чарующие волшебные звуки! И он мне сказал: «Каждый вечер в 11.15 ты можешь слушать эту передачу. Это джаз». На следующий день я пришел в класс и рассказал своим друзьям о «Часе джаза». Володя Спиваков, с которым мы на одной парте сидели, тоже интересовался джазом. Мы стали слушать «Голос Америки», о чем вскоре узнало руководство школы. Вызвали моих родителей. У меня были неприятности. Но я не перестал слушать «Голос Америки». Интересно, что «Голос...» на русском глушился со страшной силой. А на английском — нет. Власти думали, что мало кто знает англий­ский. Музыка же в переводе не нуждалась. Как-то мама взяла меня на концерт оркестра Олега Лундстрема. Он превосходно играл Гленна Миллера, Дюка Эллингтона. И после этого концерта я заболел джазом окончательно. Хотя кто мог предполагать, что у нас в стране можно заниматься джазом профессионально?! В шестнадцать лет я купил магнитофон и стал записывать «Час джаза». Что качественно сделать было очень трудно из-за постоянных помех. Ко мне приходили мои сверстники. А вскоре я познакомился с человеком-легендой отечественного джаза Юрием Вихаревым, другими джазменами. Я, вообще-то, свободолюбивый человек, но я не думаю, что это было первоосновой моего увлечения джазом. Меня, скорее всего, прельстила сама музыкальная природа этого искусства.

Геннадий Гольштейн:

— Как бы кто ни пришел к джазу, в любом случае самый первый источник информации — это, конечно, некое сокровище, данное человеку Богом и именуемое музыкальным слухом. Если ты человек, одаренный слухом и все в тебе трепещет от хорошей музыки, любой — духового оркестра ли, советских песен ли, уж не говоря о каком-нибудь удивительном фокстроте, то начинается организация жизни твоей под этот дар.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Анатолий Кальварский:

— Из музыкального училища при консерватории я выпустился без диплома, но было бы неправильно считать причиной тому только мое увлечение джазом. Конечно же, у меня сложилось такое превратное впечатление, потому что мне не давали играть джаз. Но правомернее будет сказать, что это произошло по совокупности. Так как учеником я был способным, но нерадивым. При том, что у меня были потрясающие педагоги, которых я с глубочайшей благодарностью вспоминаю и по сей день, существовавшая в стране система накладывала свой отпечаток и на училище. Я имел неосторожность носить в портфеле какие-то джазовые ноты, и досужие комсомольцы, которые не стеснялись рыться не только в чужом грязном белье, но и в чужих записных книжках, разнюхали, что у меня в портфеле. Я пытался кому-то набить морду: «Что ты лезешь не в свое дело?!» Мне объяснили, что это дело общественное.

Анатолий Кальварский на своём юбилейном концерте
Анатолий Кальварский на своём юбилейном концерте

Владлен Неплох:

— Дело в том, что я профессиональный музыкант, а консерваторий не кончал. Но это еще ничего не значит. Гена Гольштейн закончил техникум — автодорожный, если он вообще его закончил. А сейчас он штампует таких музыкантов, как Бутман! На юбилейное торжество, посвященное 75-летию училища имени Мусоргского, меня пригласили в качестве почетного гостя. Почетный, шутил я, вероятно потому, что меня дважды туда не принимали.

Геннадий Гольштейн:

— Если под образованием подразумевать диплом, то я человек абсолютно не образованный. Мама, молодец, отдала меня в музыкальную школу, но проучился я там только три года. Играл на кларнете. А бредил Бенни Гудманом, джазовыми оркестрами. Хотя и многое из классической музыки мне нравилось играть, например, Чайковского. Году в 53-м мы со Станиславом Пожлаковым создали оркестр. Тут уж мне было не до академического образования. И родители меня в добровольно-принудительном порядке отправили учиться в автомобильный техникум. В училище Мусоргского, куда меня пригласили преподавать, я сначала вообще преподавал без диплома. Потом заочно окончил училище Римского-Корсакова. Чистая формальность. Ибо все равно я всю жизнь занимался музыкальным самообразованием. Сам учился и гармонии, и импровизации. Подглядывал, подслушивал, советовался. Да, отчасти жалею, что пропустил какие-то очень важные вещи — сольфеджио, например. Но зато во мне сохранилась потенция к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Геннадий Гольштейн и «Саксофоны Санкт-Петербурга»
Геннадий Гольштейн и «Саксофоны Санкт-Петербурга»

Давид Голощекин:

— Я учился в школе-десятилетке при консерватории. Я мог бы благополучно ее закончить и, может быть, даже поступил бы в консерваторию, если бы не преподаватель математики. Это было какое-то инородное тело в педагогическом коллективе. Педагоги в большинстве своем интеллигентные люди, многие носители еще той петербургской, дореволюционной культуры. Естественно, они проповедовали классическое искусство, но были лояльны ко всему западному и новому. А что касается убеждений, были весьма свободолюбивы. Этот же — солдафон, военный в отставке, абсолютный совдеповец. Несмотря на уговоры со стороны директора школы и других педагогов, он меня не допустил до экзамена на аттестат зрелости. Меня оставляли на второй год. Для моей школы — нонсенс. Математик был упертый, и чтобы выйти из затруднительного положения, меня быстро перевели в музыкальное училище Римского-Корсакова. Там мне пророчили большое композиторское будущее. Преподаватели с большой симпатией относились к моему увлечению джазом. Их удивляло, как легко я импровизирую на скрипке. Обо мне ходили слухи, что я способен на любые сиюминутные вариации. На экзаменах, когда я играл программный материал, меня останавливали: «Это ты делаешь хорошо. А вот, говорят, что ты можешь импровизировать». — «Пожалуйста, что вы хотите?» — «Ну, сымпровизируй на тему Баха, которого ты только что играл». Я садился за рояль, с удовольствием играл, они аплодировали мне и считали, что во мне есть композиторские задатки. А я совсем не готов был к написанию сонат, симфоний, опер, меня все равно в джаз тянуло. Я уже играл джаз в квартете Вихарева. Играл и — одновременно — учился у старших товарищей, джазовых музыкантов. Поскольку больше учиться этому было негде. И вот, несмотря на то, что меня пророчили в консерваторию, и не к кому-нибудь, а к профессору Соломанову, известному композитору и очень хорошему преподавателю, и он бы, наверное, меня взял, я не проявлял ника­кого интереса к композиторскому творчеству. И я в консерваторию поступать не стал. Там не учили джазу. Более того, это было запрещено. Итак, в консерваторию я не пошел. Наверное, из меня бы композитор не вышел. Нет у меня тяги к сочинительству. И дара, наверное, нет. А вот джаз...

Давид Голощекин
Давид Голощекин

ДЖАЗ — МОЯ СТИХИЯ

Анатолий Кальварский:

— К сожалению, Алексей Максимович Горький, у которого, вероятно, не очень хорошо обстояли дела со слухом или я уж не знаю с чем, написал про «совершенно нечеловеческий бас, который ревет английские слова» в знаменитой своей статье «Музыка толстых». И знаменитые статьи других авторов — «Сумбур вместо музыки» и ряд других, — появляющихся в разные годы в средствах массовой информации с жестокой критикой современной музыки вообще, сыграли свою пагубную роль. Но самое страшное, что было в то время, это плохо образованные чиновники от музыки. Они мало что понимали в ней. Но они еще не хотели ничем рисковать. Им важно было получать свой парткомовский паек и быть в рядах партии. А джаз для таких — благодатное поле... для обстрела. Попадать под обстрел было довольно опасно. И когда я по какой-то нелепице угодил в центральную «Правду», года два в разных концертных организациях не покупали мои весьма скромные сочинения. А на что-то нужно было жить. Джаз предоставлял человеку свободу самовыражения. У нас же свободы самовыражения не было и не могло быть.

Геннадий Гольштейн:

— Гонения, преследования касались абсолютно всех советских граждан. А не только джаза. Власть боялась всего — любого бесконтрольного слова, любого звука. Гонения на джаз объясняются тотальным страхом государства перед свободно мыслящим человеком. А джаз — территория свободы! Как это так: встает какой-то тип и играет, что ему вздумается! А вдруг он закодированно что-то сообщает в Пентагон?! Многие ведь так и думали, что джаз — как азбука Морзе.

Давид Голощекин:

— Занявшись джазом профессионально, я окунулся, казалось бы, в море свободы. Но почти сразу же ощутил давление. Это меня еще больше подзадоривало. «Ах, нельзя? Так я все равно буду играть!» Я не понимал, почему нельзя играть. Я же ничего плохого людям не делаю. В том числе и людям из органов, которые беседовали со мной. Я задавал им риторический вопрос: «Что крамольного в этих звуках? Только то, что эта музыка родилась в Америке и она якобы буржуазная?» А идеологи что нам говорят? Что негры подвергаются дискриминации, они угнетены, и мы, советские граждане, должны быть с ними солидарны в их борьбе за свободу прав человека. «Джаз — музыка толстых» — это глупое определение! Это скорее музыка угнетенных, нищих, голодных. Первыми исполнителями были далеко не толстые и не богатые люди. Не эксплуататоры, а наоборот, эксплуатируемые». Ответ был только один: «Есть установка ЦК!»

Давид Голощёкин
Давид Голощёкин

Владлен Неплох:

— Джаз — музыка свободных людей. А свободный человек, он и мыслил иначе. Но мы не были диссидентами. Мы играли джаз, а с точки зрения хама идеолога — это не хохма, такие лозунги были! — «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» Или — «От саксофона до ножа — один шаг!» Потому-то мы и подвергались преследованиям.

Давид Голощекин:

— Джаз оказался в сфере борьбы за торжество советской идеологии. Он не был массовым искусством и не настолько был опасным для идеологии, как это казалось властям. Как, скажем, литература — проза, поэзия, бардовская песня, изобразительное искусство. Но все равно — дитя буржуазной идеологии, порождение буржуазной системы, он оказался чуждым совет­ской системе искусством. И поэтому была установка всем органам, которые курировали, руководили культурой, в частности, музыкальной жизнью: джаз не допускать в пределы эСэСэСэра, не давать ему развиваться. А личностей, которые усердно продолжали заниматься им, увещевать различными способами. Для начала посредством беседы сотрудников КГБ.

Владлен Неплох:

— Не знаю, было ли проще утверждаться Утесову, но Леонид Осипович показывал мне статью в киевской газете под заголовком «Геть с Украины!» («Прочь с Украины!»), где его выгоняли вместе с оркестром! Это был 29-й год, то есть задолго до 37-го.

Давид Голощекин:

— Поскольку мы оказались как бы по другую сторону идеологии, с нами нужно было бороться. Люди из КГБ обеспечивали себя работой. Выдумывались дела, велось наблюдение, писались отчеты. В КГБ был даже создан специальный отдел, который занимался всеми нами — художниками, поэтами, музыкантами, которые не подчинялись догмам советской идеологии, а творили что-то свое. Я принадлежал к этой когорте. Я играл то, что мне нравилось.

Анатолий Кальварский:

— Может быть, они и не зря боролись с джазом! Наверное, чувствовали тот колоссальный протест, который таил в себе джаз. Желание человека быть свободным, высвободиться из тех ужасных рамок, в которые он оказался втиснут системой. Противно вспоминать то время, потому что мы боролись непонятно с кем и непонятно с чем. К сожалению, очень много сил и энергии было неизвестно на что потрачено.

ЭФФЕКТ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА

Анатолий Кальварский:

— Джаз запрещали играть. Но мы собирались под любой вывеской, вплоть до подготовки к выборам уж не помню кого и куда, нам это было неважно, и играли. Наша программа, как медаль, имела две стороны. С одной стороны — какие-то песни про заполярных шахтеров, про пограничника с зоркими глазами, а с другой — какие-то джазовые вещи, которые мы играли прежде всего для себя. Джаз играли на танцах, где всякий раз происходили различные недоразумения, стычки с комсомольскими патрулями. Организовали оркестр в клубе строителей на бульваре Профсоюзов — пять труб, пять саксофонов, четыре тромбона, в общем, полный биг-бенд — и играли только джазовую музыку. А какое-то время спустя я узнал, что разыскивался... пианист-стиляга. Спасло меня то, что я не одевался, как стиляга. Не потому, что не хотел — не было денег. Ну, посадить бы не посадили — времена уже не те. А вот из училища выгнали бы с треском!

Владлен Неплох:

— Я рано начал исповедовать джаз. В пятьдесят втором мы уже собрались: я, Валя Милевский, Леша Канунников... Мы играли так называемые, «вечера отдыха» или, если хотите на нашем языке, халтуры. А потом уже был оркестр Вайнштейна.

Вадим Неплох
Вадим Неплох

В нашем городе было несколько джазовых точек. Но, если говорить о джазе в чистом виде, так это только оркестр Вайнштейна. Сначала на танцах в Первой пятилетке, потом в ДК Горького. А так джаз играли — и Атлас, и Стасюкевичи... Во всех клубах играли! Но нигде, кроме как у Вайнштейна, не было тандема — джазменов и поклонников.

Анатолий Кальварский:

— Мне, начинающему музыканту, руководитель эстрадного оркестра ленинградского радио Александр Александрович Владимирцев предложил написать несколько небольших сочинений для оркестра. Старшие, более опытные музыканты, помню, инструктировали меня: нельзя писать, чтобы хорошо были слышны саксофоны, нельзя, чтобы барабан играл какие-то вставки. И преподали рецепт этакого эрзац-супа, после которого может быть только несварение желудка. И я написал две псевдоджазовые пьески. Музыка была моей профессией, и мне пришлось идти на какие-то компромиссы. Если ты работал в государственной системе, должен был следовать определенным правилам игры. Но тем не менее в свободное время мы собирались и играли, что приходилось хранить чуть ли не как величайшую тайну.

Геннадий Гольштейн:

— Во дворце Первой пятилетки я играл в оркестре Скоморовского. Мы развивались самостоятельно, как растения. Делали джазовые оркестровки, советовались друг с другом. А потом появился Жорж Фридман. Фактиче­ски Жоржу мы и обязаны существованием в Петербурге настоящего джаза. Жорж был старше, мудрее, с тонким вкусом. Коллекционер, у него была роскошная коллекция пластинок. Если бы не Жорж, не было бы и оркестра Вайнштейна.

Владлен Неплох:

— Оркестр Вайнштейна существовал уже на законных основаниях как государственное учреждение. Помню, как Вайнштейн в Пятилетке не раз просил меня следить за входом в танцевальный зал. В случае появления «искусствоведов в штатском» следовало сменить мелодию. Ибо из пяти-шести вещей в отделении мог быть сыгран только один фокстрот. Что нами, конечно же, постоянно не соблюдалось. Мы находились как бы под постоянным контролем. Нас, конечно, не гоняли, как художников бульдозерами, да и рук не выкручивали. Правда, про Марика Ивлева, саксофониста, был снят документальный фильм «По черной тропе», где его клеймили чуть ли не как изменника Родины. В газете «Смена» Жорику Фридману посвятили целый подвал. Статья называлась «Сорняк». Я одиннадцать лет был невыездной. Уже давно работал в Ансамбле танца Сибири, а меня все не пускали за границу. Почему? Да потому что я из оркестра Вайнштейна. В свободные дни наш квартет — Костя Носов, Гена Гольштейн, я и еще один барабанщик — выступал с концертными программами в студенческих общежитиях, в школах, в Академии художеств, в Физико-техническом институте, где сейчас работает известный лауреат Нобелевской премии. Вечера устраивались и в кинотеатре «Великан» по окончании последнего сеанса, и в магазине «ДЛТ», причем не только для работников универмага, но и для поклонников со стороны. Был ажиотаж.

Владимир Желтов

© «Секретные материалы 20 века» №16(86)

P.S. Благодарим за ваше внимание. Пожалуйста, уделите несколько секунд, чтобы поставить лайк и подписаться на наш канал.