Найти в Дзене
Настя Асессорова

Рынок.

Ры́нок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками). Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции[1]. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Уровень конкурентности может значительно меняться. Ситуацию с одним основным продавцом и множеством покупателей называют монополией, ситуацию с одним крупным покупателем и множеством продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции, которые существенно изменяют механизм ценообразования. Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, рынок — это институт, механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сами рынки могут принимать различные формы[2]. Рынок — категория товарного хозяйства[3], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между п
Оглавление

Ры́нок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками).

Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции[1]. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Уровень конкурентности может значительно меняться. Ситуацию с одним основным продавцом и множеством покупателей называют монополией, ситуацию с одним крупным покупателем и множеством продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции, которые существенно изменяют механизм ценообразования.

Определение

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, рынок — это институт, механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сами рынки могут принимать различные формы[2].

Рынок — категория товарного хозяйства[3], совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

В экономической социологии помимо базовых экономических аспектов, рынок характеризуется структурными связями, институциональными формами, иерархией и культурными конструкциями[4].

История развития понятия

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов.

Функции

К функциям рынка относятся[источник не указан 4966 дней]:

  1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
  7. санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

Формы организации

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и прочие социальные институты.

Классификации рынков

По территориальному признаку:

  1. местный
  2. региональный
  3. национальный

По субъектам, вступающим в обмен:

  1. производителей
  2. промежуточных продавцов
  3. государственных учреждений

По объектам обмена:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. рынок интеллектуальной собственности

По степени конкуренции:

  1. конкурентный (совершенная конкуренция)
  2. монополия

С учётом ассортимента:

  1. замкнутый
  2. насыщенный
  3. смешанный

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный (спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый

По характеру продаж:

  1. оптовый
  2. розничный

Экономические законы, действующие на рынках

Способы измерения концентрации рынка

Моделирование конкуренции на рынке

Определение степени монополизма на рынке