В прошлой статье я рассказала о необычном даже для Москвы шоу — оперном перформансе в стенах Ленинской библиотеки, и пообещала сходить, оценить и написать отзыв. А главное, ответить на вопрос: стоил ли этот эпатаж внимания, изменил ли мой взгляд на оперу или остался очередным непонятным современным искусством?
Несколько вводных: я ходила на оперу всего раз, так что полный профан в этом жанре и не питаю к нему любовь.
Посетить Silent Opera решила из-за места проведения — очень оно уж противоположно самой опере, и потому что давно хотела увидеть, что такое иммерсивное шоу. Карты сложились, поэтому билет оказался на почте, а я 24 ноября — в библиотеке.
Как все проходило
Желание изучить все и разыскать хоть какие-то фотографии ожидаемого представления привели меня в телеграм-канал PERFORMA(R), что оказалось очень кстати, потому что только 21 числа появился пост с дресс-кодом — зрители должны были прийти в черном. Мой изначальный лук совпал с ожиданиями организаторов, но я подумала:
как узнала бы я о дресс-коде, если бы не подписалась на телеграм-канал?
О таких вещах лучше писать в билете, но возможно, где-то еще уведомляли об определенном цвете одежды, потому что большинство зрителей пришли в нужных вещах. Больше сюрпризов в этом плане не было.
Сбор гостей начинался в 20:00, само представление — в 21:00, но в итоге была задержка минут на 25 — об этом предупредили при входе в библиотеку.
Время до шоу провела в кафетерии с какао, погуляла по коридорам и ближе к началу пошла за потоком людей в сторону третьего читального зала.
На втором этаже столкнулась с очередью, пьедесталом с названием создателей проекта и зоной для фото, но почему-то там особо никто не щелкался, хотя был фотограф. Я тоже не решилась, вдруг, что не так поняла.
В очереди услышала, что входа в зал два, и улизнула за знатоками в другую часть комнаты, где толпы оказалось меньше, и она плавно втекала почти в начало основной очереди.
Читерство? Возможно. Сожалею ли я? Нет.
У входа в читальный зал справа и слева стояли сотрудники, раздававшие партитуры — папки с пояснением, что будет происходить и вопросами для саморефлексии. Вариантов партитур было две: путь героя или антигероя. Девушка, стоявшая за мной, сказала своему спутнику: «думаю, все будут брать путь героя, поэтому возьму антагониста». А я, кстати, заметила обратное — люди передо мной и за мной охотно выбирали путь антигероя, да и по стопкам можно было оценить, что злодеи были в топе. Я решила пойти против толпы и выбрала путь героя.
После этих небольших мук выбора я с красивым конвертом зашла в зал, и глаза сразу приковал к себе потолок, на который было выведено мультимедийное изображение.
Стала высматривать место за читальным столом. С краю и близкие к проходу были заняты, поэтому поплыла с течением толпы вперед, пока на середине зала не поняла, что упущу хоть какое место, блуждая дальше. Завернула на ряд и случайно попала на единственно свободное место прям у прохода — есть преимущество в одиночных свиданиях!
Глаза разбегались. Я впервые была в читальном зале «Ленинки» (если совсем уж честно, я только несколько месяцев назад оформила читательский билет, и то ради того, чтобы сходить в дом Пашкова. Не сходила), а вокруг было очень красиво — впереди располагалась основная сцена (как я сначала подумала), по проходу ходили участники шоу с книгами на голове и лампами. Со всеми этими разглядываниями я не успела изучить, что лежит в конверте, и не сразу поняла, когда началась первая ария.
Зал постепенно начал замирать, синхронно доставая телефоны.
Я шла с мыслями, что в опере ничего не понимаю и стремиться понимать не буду — все равно даже с русским суфлером не разберу, о чем они там поют, поэтому настроена была слушать и наслаждаться без напряга извилин. Только перед третьей арией я открыла конверт и увидела листок-инструкцию, где были обозначены основные моменты:
Из фонда РГБ взяли 10 книг с героем и антигероем, сделали 10 арий и 10 партитур к ним. Чтобы понимать, что происходит, нужно переворачивать страницы перед началом музыкальной композиции.
Да, на третьей арии до меня дошло, что могу быть в контексте, знать текст композиции, и, более того, — начать проходить путь героя с помощью сюжета книги и вопросов.
Немного неуверенно пролистнула 2 арии и стала читать третью. Она была из оперы «Король Артур» — покажу, как выглядела эта подсказка:
Сверху название, слева — музыка и книга, которую стоит прочитать после этой арии, если вдохновишься (по крайней мере, я поняла так). А дальше текст вокала.
Справа сюжет для героя, а внизу — вопрос-рефлексия, связанная с арией. В «Короле Артуре», например, стоит задуматься над выбором между травматичной любовью и отсутствием нежности вовсе.
Кстати, не на все вопросы из партитуры героя я смогла ответить: часть осталась непонятной — например, нужно было найти свое отражение среди людей в зале, представить себя, дошедшую до мечты, но стоящую перед выбором — принести жертву ради идеала или разрушить мечту? А потом найти человека, который эту жертву принес.
На мой взгляд, здесь нет особой рефлексии, потому что с людьми рядом я не опрокинулась даже парой фраз, чтоб оценить, есть ли у нас что-то общее, а уж тем более понять, как часто они стояли перед подобным выбором. Осталось только фантазировать, что тоже неплохо, но получилось довольно поверхностно.
На какие-то вопросы мне сложно было ответить честно — ведь всегда, стоя между добром и личными мотивами, выберешь первое, потому что это вписывается в общественные рамки. А какие-то вопросы не вызывали у меня ни эмоций, ни мыслей для ответа.
Вопросы для антигероя мне показались сильнее и глубже. Наверно, потому что в них я могла быть честнее.
Между ариями была буквально минутка, чтобы прочитать следующую страницу, и этот перерыв помогал заранее ознакомиться с предстоящим вокалом и не перемешиваться всему услышанному до него. Хотя даже с подготовкой иногда забывала, о чем ария, и возвращалась к листочку в момент выступления.
Понять настроение арии помогала одна вокалистка — она вкладывала душу в каждую ноту, жестикулировала и немного играла моноспектакль, поэтому я почти всегда ловила правильный настрой. Все артисты, кстати, были одеты в total white, а декораций, кроме светодиодных ламп, не было.
В афише обещали взять 10 человек для участия в шоу. Я представляла, что эти люди будут взаимодействовать с залом на протяжении всего выступления, но ошиблась: избранных уводили в начало, к той сцене, которую я приняла за основную, наряжали и, по-видимому, давали произнести какой-то текст. Секрет, что же там делали люди, не раскрыли. Но может, узнаем об этом позже из того же телеграм-канала.
Что думаю по поводу всего этого
Атмосфера советской библиотеки с табличками «не оставляйте книги! выключайте свет!», лампочки, механизм включения которых я так и не разгадала, столы, за которыми сидели еще мои предки, в сочетание с квадрокоптерами, музыкой, вокалом и мультимедийным потолком произвели на меня впечатление. Я так прониклась обстановкой, голосами артистов и текстом арий, что на музыке Николая Попова под арию «Утопия» почти расплакалась. И это, кажется, впервые, когда непонятное для меня искусство вызвало настолько сильные эмоции.
Я не думала над текстом произведения, не отвечала на вопросы из партитуры или не читала сюжетную линию героя тогда. Я думала лишь о том, что в эту минуту вокруг меня происходят невероятные вещи, и я рада быть частью этой истории.
Уверена, что так сильно я прониклась еще и потому что не было дистанции между мной и артистами, и отсутствовали ограничения. Большую часть выступления вокалисты останавливались напротив моего стола, я могла разглядеть их лица, увидеть эмоции. Могла встать со стула, чтобы удобнее наблюдать за действием и подобрать красивее кадр. Могла фотографироваться. Между ариями не было тишины, когда слышно даже покашливание на 7 ряду (а ты в этот момент на 20), фоном были звуки печатной машинки и отрывания листов, вокруг люди делились впечатлениями — жизнь текла, ее вчера никто не ставил в рамки. И это было чудесным решением.
Не уверена, что Silent Opera полностью изменила мои представления об опере — желание купить билет в оперный театр не появилось. Скорее, этот перформанс дал ощутить это искусство по-новому и задуматься. Все-таки слушать арии из зала, и почти бок о бок с артистом — это совершенно разный опыт, и второй мне понравился намного больше.
Шоу длилось всего час, и мне для первого опыта этого вполне хватило.
В конце зал беспрерывно аплодировал минуты 4 и думаю, так мы все высказались про этот вечер.
Что не совпало с ожиданиями
Читая про это иммерсивное шоу, я не могла отвязаться от образа, что буду постоянно взаимодействовать с представлением, при этом не сильно осознавая, как это можно осуществить, не понимая ни слова. В обзоре написала, что суть подобных шоу в том, что даже артисты не знают, чем закончится перформанс, и ход событий может изменить любое решение или действие зрителя.
Но оказалось, что это больше применимо к театру — в опере все представление я была в одном месте, за читальным столом, и только там взаимодействовала с оперой с помощью партитуры. Расстроило ли меня эти несовпавшие ожидания? Нет. Наоборот, я немного переживала, что буду не соображать, что нужно делать, и не смогу проникнуться атмосферой. Но у меня все получилось!
Организаторы Silent Opera создали это шоу в рамках фестиваля PERFORMA(R), который изучает, можно ли провести четкую черту между театром и современным искусством. Так вот, я думаю, что вчера увидела эту линию — в начале отрезка был жанр, появившийся в XVI-XVII века, в конце — современные технологии, а соединяли их зал советской библиотеки, голоса оперных и музыка. И это был идеальный тандем. Спасибо!
Больше событий камерной Москвы ищите у меня в блоге и телеграм-канале «Московский ром» — до новых встреч!