Найти в Дзене
В море книг

Полесье, как главный герой

В финале этой изумительной по красоте слова повести наступает умиротворение. Охотник наблюдает за поведением стрекозы, застывшей в ласкающих лучах заходящего солнца: «Все отдыхало, погруженное в успокоительную прохладу; ничего еще не заснуло, но уже все готовилось к целебным усыпленьям вечера и ночи. Все, казалось, говорило человеку: “Отдохни, брат наш; дыши легко и не горюй и ты перед близким сном”. Я поднял голову и увидал на самом конце тонкой ветки одну из тех больших мух с изумрудной головкой, длинным телом и четырьмя прозрачными крыльями, которых кокетливые французы величают “девицами”, а наш бесхитростный народ прозвал “коромыслами”. Долго, более часа не отводил я от нее глаз. Насквозь пропеченная солнцем, она не шевелилась, только изредка поворачивала головку со стороны на сторону и трепетала приподнятыми крылышками... вот и все. Глядя на нее, мне вдруг показалось, что я понял жизнь природы, понял ее несомненный и явный, хотя для многих еще таинственный смысл. Тихое и медленное

В финале этой изумительной по красоте слова повести наступает умиротворение. Охотник наблюдает за поведением стрекозы, застывшей в ласкающих лучах заходящего солнца:

Природа Полесья
Природа Полесья
«Все отдыхало, погруженное в успокоительную прохладу; ничего еще не заснуло, но уже все готовилось к целебным усыпленьям вечера и ночи. Все, казалось, говорило человеку: “Отдохни, брат наш; дыши легко и не горюй и ты перед близким сном”. Я поднял голову и увидал на самом конце тонкой ветки одну из тех больших мух с изумрудной головкой, длинным телом и четырьмя прозрачными крыльями, которых кокетливые французы величают “девицами”, а наш бесхитростный народ прозвал “коромыслами”. Долго, более часа не отводил я от нее глаз. Насквозь пропеченная солнцем, она не шевелилась, только изредка поворачивала головку со стороны на сторону и трепетала приподнятыми крылышками... вот и все. Глядя на нее, мне вдруг показалось, что я понял жизнь природы, понял ее несомненный и явный, хотя для многих еще таинственный смысл. Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе – вот самая ее основа, ее неизменный закон, вот на чем она стоит и держится. Все, что выходит из-под этого уровня – кверху ли, книзу ли, все равно, –выбрасывается ею вон, как негодное»

Так мог писать только Иван Сергеевич Тургенев. Только он мог превращать слова в прекрасную душевную музыку. Итак, знакомьтесь: повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Поездка в Полесье». На первый взгляд, повесть близка к тургеневскому циклу «Записки охотника», о которых я писал здесь. Однако «Поездка в Полесье» мы наблюдаем принципиально иное восприятие природы. Восприятие природы подаётся в неразрывной связи с человеком. Уже в самом начале повести показано, кто здесь хозяин.

«Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид «Полесья» напоминает вид моря. И впечатления им возбуждаются те же; та же первобытная, нетронутая сила расстилается широко и державно перед лицом зрителя. Из недра вековых лесов, с бессмертного лона вод поднимается тот же голос: «Мне нет до тебя дела,— говорит природа человеку,— я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть». Но лес однообразнее и печальнее моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный. Море грозит и ласкает, оно играет всеми красками, говорит всеми голосами; оно отражает небо, от которого тоже веет вечностью, но вечностью как будто нам нечуждой... Неизменный, мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо — и при виде его еще глубже и неотразимее проникает в сердце людское сознание нашей ничтожности.»
-2

Всем содержанием повести Тургенев доказывает правоту христианских истин. Божественная гармония в земной жизни человека недостижима. Чтобы сохранить душевную красоту и благородство, человек должен смиряться с земным несовершенством. Это чувствуют христиански воспитанные простые люди Полесья, с которыми сталкивается рассказчик повести. А природа у Ивана Сергеевича поистине Божественна. Читаешь повесть и ощущаешь вокруг себя всё великолепия природы.

«Красноватая вода речки скользила без плеска между густыми тростниками; на дне ее смутно виднелись круглые бугры иглистого моха, а берега то исчезали в болотной тине, то резко белели рассыпчатым и мелким песком. Мимо самого дворика шла уездная, торная дорога»
-3

Находясь среди природы, рассказчик невольно начал вспоминать свою жизнь. А так ли он жил? Всё ли он правильно делал. Происходит некое очищение души, исповедь и покаяние. Удивительное сочетание природы и внутреннего мира человека. Казалось бы, что мне до жизни рассказчика. Но описание жизни написаны с таким чувством, с такой силой, что поневоле вспомнил свою жизнь. Именно в таком же ракурсе, в каком описана судьба рассказчика. Уже в самом конце повести описан лесной пожар, словно очищение от всех ошибок, от всего наносного. Чтобы испытать всю прелесть тургеневского слова, надо прочесть рассказ. Причем, прочесть несколько раз, послушать аудиозапись рассказа в исполнении мастера художественного слова. Вспоминается совет Паустовского о том, что наиболее яркие, красочные эпизоды великих писателей следует запоминать или записывать. Для того, чтобы в последующем их использовать в своей речи. Ведь классика учит нас не забывать всё богатство русского языка. Это так прекрасно говорить образно и ярко.

P.S. Статья написана в рамках марафона по чтению произведений Ивана Сергеевича Тургенева и Александра Александровича Блока организованным каналом «БиблиоЮлия».

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-4