Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Бездна человеческой души : по "Драме на охоте"А.П. Чехова

Повесть "Драма на охоте" Антона Павловича Чехова написана в 1884 году. Она имеет сложную композицию : рассказ в рассказе - и два подзаголовка: "Истинное происшествие" (ко всему произведению в целом) и "Из записок судебного следователя" (к вставной его части). Это сложное психологическое произведение, от которого остаётся ощущение незавершённости. Но это и понятно. Чехову к моменту написания было всего 24 года. Не мог он в силу возраста, быть мудрым повествователем. Любовь и ревность, честь и непорядочность, чистота и греховность, непорочность и безнравственность, нищета и достаток, чувство вины и стремление избежать наказания, желание казаться благородным и откровенная подлость оговора – вот такой коктейль намешал юноша Чехов и предложил его своим читателям. Что это было? Вопрос который задают себе не только читатели, но и литературоведы. Одни уверены, что нечего голову ломать – это просто пародия на публикации газетёнок, которые мы сейчас называем "жёлтой прессой", другие уверены, чт
Оглавление
Изображение в свободом доступе
Изображение в свободом доступе

О повести как жанре

Повесть "Драма на охоте" Антона Павловича Чехова написана в 1884 году. Она имеет сложную композицию : рассказ в рассказе - и два подзаголовка: "Истинное происшествие" (ко всему произведению в целом) и "Из записок судебного следователя" (к вставной его части).

Это сложное психологическое произведение, от которого остаётся ощущение незавершённости. Но это и понятно. Чехову к моменту написания было всего 24 года. Не мог он в силу возраста, быть мудрым повествователем. Любовь и ревность, честь и непорядочность, чистота и греховность, непорочность и безнравственность, нищета и достаток, чувство вины и стремление избежать наказания, желание казаться благородным и откровенная подлость оговора – вот такой коктейль намешал юноша Чехов и предложил его своим читателям.

Что это было? Вопрос который задают себе не только читатели, но и литературоведы. Одни уверены, что нечего голову ломать – это просто пародия на публикации газетёнок, которые мы сейчас называем "жёлтой прессой", другие уверены, что это опыт постижения психологической драмы как жанра.

Для меня же навсегда произведение разделилось на два. Одно – чеховское, другое – фильм Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" с угаданной режиссёром психологией героев и чарующей музыкой Евгения Доги.

Совершенно другая трактовка авторского текста.Хотя на первый взгляд поставлен очень близко к тексту. Но тут как в притче про колодец. Один у видит только бездну,пугающий мрак, другой – звёзды на дне колодца

Юный Чехов увидел мрак – корыстность и расчётливость юной девушки, Лотяну - звёздочку, растоптанную и поруганную…

Ну в сторону лирические отступления.

Сюжет повести :

в редакцию одной из газет приходит бывший судебный следователь Иван Петрович Камышев. Он приносит рукопись под названием "Драма на охоте" и уверяет редактора, что это рассказ о подлинных событиях, что это случай из практики его как следователя. Он просит опубликовать рукопись,так как нуждается в деньгах, но редактор откладывает её публикацию, так как видит в ней литературные недостатки. Спустя какое-то время, рукопись случайно попадает ему на глаза. Прочитав записки, редактор потрясён, страшная догадка приходит ему на ум ... (продолжение после записок следователя).

Сюжет Записок следователя : действие происходит в конце XIX века. За барским имением, принадлежащим графу Карнееву, много лет присматривает пятидесятилетний мрачноватый вдовец Урбенин. Граф приезжает в имение по своим делам и приглашает погостить у себя сорокалетнего красавца юриста, следователя Сергея Петровича Зиновьева. Граф и Зиновьев – давние знакомые, оба окончили (каждый в своё время) юридический факультет, оба любят охоту, крепкий алкоголь и женщин. За столом они случайно узнают, что Урбенин оберегает сошедшего с ума лесничего Скворцова и его красавицу дочь – девятнадцатилетнюю Ольгу, которая очень дружна с детьми Урбенина : четырнадцатилетним сыном и шестилетней дочерью.

Разгорячённые крепкими напитками, мужчины изъявляют желание познакомиться с девушкой, в которую явно влюблён управляющий.

Первое впечатление об Ольге – она "ангел во плоти", естественна и легка, у неё детские мечты о красивых платьях и… красивой смерти. Она покоряет мужчин своей детской наивностью, жизнерадостностью и женственностью.

Зиновьев признаётся себе, что никогда не встречал таких женщин, красивых и … чистых, как ребёнок.

В пьяном угаре щедрости и всемогущества граф Корнеев решает устроить судьбу своего управляющего. Урбенин бесконечно счастлив. Он осознаёт, что Ольга не испытывает к нему таких же чувств, как и он к ней, что она выходит за него, чтобы избавиться от изнуряющей нищеты, но ему кажется, что его любви хватит на двоих, и Ольга когда-нибудь его полюбит.

Но Ольга уже в первый день замужества понимает, что никогда не сможет полюбить этого человека, она любит Зиновьева. В день свадьбы она убегает с торжества и признаётся в любви следователю-красавцу, однако уехать с ним отказывается и возвращается за свадебный стол.

Зиновьев ошарашен, он предлагал ей любовь, руку и сердце. А взамен удостаивается роли любовника. Но отказаться от этой женщины он не в силах. Мучается, ненавидит себя, её, глупца Урбенина, но продолжает отношения.

Тут в игру вступает граф, видимо, вспомнив про закон первой ночи 😊. Он настойчиво добивается расположения жены своего служащего, оказывая ей знаки внимания, делая дорогие подарки. И вот однажды Ольга прибегает в дом Корнеева. Вся в слезах, показывая Корнееву и Зиновьеву следы от пальцев Урбенина на запястьях.

у этой глупой красивой кошки так мало достоинства, что она охотно согласится, чтобы пьяный граф стал судьею мужа и жены, -

думает следователь и… продолжает ревновать (уже к другому) и всё же встречается с той, которая стала его сумасшествием и источником нравственных мук. Хотя

я далеко уже не так глядел на эту "поэзию"... Теперь я глядел на нее, как на оптический обман, ложь, фарисейство... и она утратила в моих глазах половину прелести… Граф же мне опротивел окончательно.

И тем не менее, он принимает приглашение графа участвовать в охоте, на которой Ольгу убивают её же дамским ножом, похожим на кинжал.

Поздно вечером за Зиновьевым вдребезги пьяным приезжают из имения с просьбой расследовать убийство Ольги, говорят , что поблизости видели Урбенина, которого в конце концов и обвинили в убийстве и сослали на каторгу.

Продолжение сюжета повести:

Закончив читать рукопись, редактор захотел проверить свою догадку. Терзаемый муками совести, Камышев признаётся в убийстве, но идти с повинной в полицию не собирается. Редактор пытается усовестить бывшего следователя, говорит ему, что на каторге страдает невинный человек, но узнаёт, что тот уже четыре года как умер. А Камышев в душе оправдывает свой поступок

-2
знавал я продажных женщин, покупал их, изучал, но у тех не было невинного румянца и искренних голубых глаз, которые видел я в то майское утро, когда шел лесом на теневскую ярмарку... Я, сам испорченный до мозга костей, прощал, проповедовал терпимость ко всему порочному, снисходил до слабости... Был я того убеждения, что нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью, и нельзя винить те червонцы, которые силою обстоятельств попадают в грязь... Но ранее не знал я, что червонцы могут растворяться в грязи и смешиваться с нею в одну массу. Растворимо, значит, и золото!

Какое горькое признание. Это даже не разочарование. Это полный крах жизненных убеждений. Однако Камышев признаётся, что порой чувство раскаяния нахлынет вдруг на него и он вспомнит

лесной домик, в котором жила "девушка в красном", дорогу в Тенево, свидание в пещере... и сердце мое начинало усиленно биться... Я ощущал щемящую боль... Но все это было непродолжительно. Светлые воспоминания быстро стушевывались под напором тяжелых воспоминаний. Какая поэзия прошлого могла устоять перед грязью настоящего?

Ближе к весне роман будет опубликован в газете «Русская новь», а ещё через год Камышев скончается от скоротечной чахотки, так как будет отказываться лечиться : не станет принимать врачей, пить лекарств. Таким образом совершит над собой правосудие.

Чем фильм Эмиля Лотяну отличается от чеховской повести

Сразу предупрежу, что это часть моей публикации – субъективное мнение женщины.

Лотяну сместил акценты. Не Ольга была порочна в свои девятнадцать лет, хотя выглядела как ангел во плоти, а более взрослые и опытные в жизненных вопросах мужчины. В повести есть потрясающий фрагмент :

Увидев меня, она страшно покраснела и — странная женщина — засмеялась от счастья. Стыд на ее лице смешался с радостью, горе с счастьем. Поглядев на меня искоса, она разбежалась и, не говоря ни слова, повисла мне на шею.
— Я люблю тебя, — зашептала она, сжимая мою шею. — Я по тебе так соскучилась, что если бы ты не приехал, то я бы умерла.
Я обнял ее и молча повел к беседке. Через десять минут, расставаясь с нею, я вынул из кармана четвертной билет и подал ей. Она сделала большие глаза.
— Зачем это?
— Это я плачу тебе за сегодняшнюю любовь.
Ольга не поняла и продолжала глядеть на меня с удивлением.
— Есть, видишь ли, женщины, — пояснил я, — которые любят за деньги. Они продажные. Им следует платить деньги. Бери же! Если ты берешь у других, почему же не хочешь взять от меня? Я не желаю одолжений!
Как я ни был циничен, нанося это оскорбление, но Ольга не поняла меня. Она не знала еще жизни и не понимала, что значит "продажные» женщины".

Лотяну как бы ненароком подчёркивает не меркантильность Ольги, а её не взрослость, желание получить то, что хочет, особо не задумываясь : хорошо это или плохо. Она может весь день крутиться перед зеркалом, получив новое платье, объесться шоколадом… Она искренна в своих поступках и желаниях, не скрывает от графа, что ей нравится больше всего в нём, что он граф, и от Зимина не скрывает, что когда граф умрёт, его достояние останется ей и Зимину, потому что она любит его, такого необыкновенного, молодого и красивого.

При всей её меркантильной рассудительности, обвинить её в безнравственности – не легко. Никто ей, девочке, выросшей вдали от человеческой цивилизации, не объяснил, что такое нравственно, а что безнравственно. Что значит не быть эгоцентричной, продажной, безнравственной. Для неё нравственно всё то, что хорошо для неё и того, кого она любит. Поэтому она так и беззащитна перед мужчинами, её окружающими.

А сейчас скажу ужасную вещь. Смерть – хороший исход для неё. Она не превратится на самом деле в продажную женщину, не пойдёт по рукам, когда

надоест графу, а Зимин окончательно предаст её. А навсегда останется в памяти этих трёх взрослых мужчин яркой звёздочкой, спустившейся к ним с небес.

Женщина она редкая, недюжинная, не говоря уж о наружности. Умишко неособенный, но сколько чувства, изящества, свежести!.. Сравнивать ее с моими обычными Амалиями, Анжеликами да Грушами, любовью которых я доселе пользовался, невозможно. Она нечто из другого мира, мира, который мне незнаком... (граф Корнеев)

Куда как благородно со стороны графа такое признание 😊.

И ещё о фильме Лотяну и вальсе Евгения Доги.

https://yandex.ru/video/preview/14346963587566485851

Вальс из кинофильма "Мой ласковый нежный зверь" стоит над всеми спорами о жанрах повести и фильма, он сам по себе жанр и шедевр, отдельно стоящий от содержания фильма и тем более повести. Могу слушать его бесконечно, прислушиваясь к себе : всё также сладкой болью отзываются во мне слова этого вальса? Жива ли я ещё?

PS не получилось вставить видео с "Вальсом...", простите за сноску.

PSS Совсем забыла самое главное – статья написана в рамках марафона "Открой школьную вселенную. Битва титанов". Организаторы и участники с нетерпением ждут подведения итогов. Волнуются. Я тоже. Поэтому косячу. Присоединяйтесь. Ваша статья может оказаться решающей и стать последней каплей на весах, определяющих победителя.