Найти в Дзене
В море книг

Забытое волшебство писем

Я уже где-то рассказывал, как наш преподаватель по философии высказал удивительную для всех нас, аспирантов, мысль о том, что компьютер вскоре убьёт мыслящего и творческого человека. А ведь он оказался прав. Ещё совсем недавно мы писали друг другу письма, настоящие, на бумаге. Само уединение с ручкой и бумагой располагало к душевному уединению, к размышлению. Сам процесс написания письма на бумаге, по мнению неврологов, эффективно тренирует мозг. Не потому ли наши предки были во много раз грамотнее нас? Они читали много книг, они писали от руки. Уже забыто слово каллиграфия, т.е. красивый почерк. Мы не заметили, как эпистолярный жанр ушел в далёкое прошлое. Мы умели излагать на бумаге свои мысли, чувства, свои сомнения. А сейчас? В лучшем случае, электронное безэмоционально пресное письмо, написанное по схеме: что тебе надо – что мне надо. Нас приводят в трепет и восхищение письма написанные в конце 19—го – начале 20- веков. Надо же, как красиво, а мы так уже не умеем. В 1856 году в ж

Я уже где-то рассказывал, как наш преподаватель по философии высказал удивительную для всех нас, аспирантов, мысль о том, что компьютер вскоре убьёт мыслящего и творческого человека. А ведь он оказался прав. Ещё совсем недавно мы писали друг другу письма, настоящие, на бумаге. Само уединение с ручкой и бумагой располагало к душевному уединению, к размышлению. Сам процесс написания письма на бумаге, по мнению неврологов, эффективно тренирует мозг. Не потому ли наши предки были во много раз грамотнее нас? Они читали много книг, они писали от руки. Уже забыто слово каллиграфия, т.е. красивый почерк. Мы не заметили, как эпистолярный жанр ушел в далёкое прошлое. Мы умели излагать на бумаге свои мысли, чувства, свои сомнения. А сейчас? В лучшем случае, электронное безэмоционально пресное письмо, написанное по схеме: что тебе надо – что мне надо. Нас приводят в трепет и восхищение письма написанные в конце 19—го – начале 20- веков. Надо же, как красиво, а мы так уже не умеем.

В 1856 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована небольшая повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Переписка». В повести представлена переписка Алексея Петровича С… и Марии Александровны Б… . Неповторимый мир душевных порывов, тонкой грусти и сомнений. В письмах Алексея Петровича печаль сомнений, просьба спасти его душу, поверить ему и его любви. Мы окунаемся в мир настроений и душевных тайн.

«Благодарю вас, Марья Александровна, благодарю вас за вашу записку, как она ни суха. Всё это время я находился в большом волнении; я двадцать раз на день думал о вас и о моем письме. Вы не можете себе представить, как язвительно я насмехался над самим собою; но теперь я в отличном расположении духа и глажу себя по головке. Марья Александровна, я вступаю в переписку с вами! Признайтесь, вы этого никак не могли ожидать после вашего ответа; я сам удивляюсь моей смелости... была не была! Но успокойтесь: я хочу говорить с вами не о вас, а о себе. Вот видите ли: мне непременно нужно, говоря старинным слогом, высказаться перед кем-нибудь. Я не имею никакого права избрать вас в свои поверенные — согласен; но послушайте: я не требую от вас ответа на мои послания; я даже не хочу знать, станете ли вы читать мои «разглагольствования», но не возвращайте мне моих писем, ради всего святого!»

Не правда ли красиво? Поражает тактичность и внимательность Марии Александровны Б… . Она обстоятельно отвечает на все письма Алексея Петровича Б. Мы становимся свидетелем возникновения очень тайного, нежного душевного романа. Романа, который закачивается печально и, я бы сказал, несколько жестоко. В тургеневской повести вновь прослеживается тема лишних людей. Но здесь Иван Сергеевич даёт осторожный совет: не надо витать в облаках и грезить великими свершениями. Надобно заниматься конкретными, земными делами.

Как ни странно, повесть И.С. Тургенева «Переписка» нашла большой отклик у литературных критиков. Нам же интересен сам образец высокодуховной переписки. Переписки, которая может поддержать человека, мягко выразить ему своё несогласие. Тургенев учит нас общению, учит нас жизни.

-2
«Послушайте, я совершенно одинок на земле. В молодости я вел жизнь уединенную, хотя, помнится, никогда не прикидывался Байроном; но, во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень — словом, множество разпых причин отдалило меня от общества людей. Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно... может быть, слишком поздно, может быть, до сих пор не вполне. Пока меня тешили собственные мои мысли и чувства, пока я был способен предаваться беспричинным молчаливым восторгам и т. д., я не жаловался на свое одиночество. У меня не было товарищей — были так называемые друзья. Иногда я нуждался в их присутствии, как электрическая машина нуждается в разряднике — и только. Любовь... об этом предмете мы пока помолчим. Но теперь, признаюсь, теперь одиночество тяготит меня, а между тем я не вижу никакого выхода из моего положения. Я не виню судьбы; я один виноват, и поделом наказан.»

Повесть «Переписка» напомнила мне роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Меня удивила тогда степень грамотности и духовности бедных людей. Статья о романе (её можно почитать здесь) была одна из первых на моём канале. Я тогда еще не испытал шок от огромного количества комментариев, безграмотно и коряво написанных. Видно, что люди не читают книг и это становится национальным бедствием. И возникает главный вопрос? Как побудить людей читать хорошие книги?

P.S. Статья написана в рамках марафона по чтению произведений Ивана Сергеевича Тургенева и Александра Александровича Блока организованным каналом «БиблиоЮлия».

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-3