В одночасье лишились живописного озера под названием Бобровое жители села Ильинское в Зеленодольском районе. В начале ноября к водоему приехали экскаваторы – разломали бобровые плотины и выкопали канал для спуска воды, чтобы осушить территорию под застройку. Сейчас от озера осталось меньше трети, бобры ушли искать себе другой дом, а жители бьют во все колокола в надежде спасти водоем.
ЧТО ХОТЯТ, ТО И ДЕЛАЮТ
Жителям Ильинского повезло: рядом с селом находятся пять озер — большое Ильинское и четыре маленьких: Проточное, Черное, Домрачево и Бобровое. Но сельчанам приходится постоянно бороться за сохранение этого природного наследия.
В прошлом году «РТ» рассказывала о том, как жители спасали Ильинское озеро. На его берегах коммерсанты начали вырубать лес, чтобы построить элитный поселок на 160 домов с закрытым пляжем. Едва народ отстоял Ильинское, частично входящее в охранную зону Волжско-Камского заповедника, как беда пришла к другому озеру — Бобровому. Оно получило свое название из-за того, что его давно облюбовали бобры.
На ноябрьских праздниках на берегу Бобрового озера появилась тяжелая техника. Рабочие начали разрушать бобровые хатки и плотины, а затем прокопали канал, который осушает озеро. Оно исчезает на глазах.
Наша борьба за спасение озёр началась в 2019 году. Мы узнали, что огромная территория вокруг села с лесом, озёрами и болотами перешла в частную собственность и была отнесена к категории земель под индивидуальное жилищное строительство. Некое ООО намеревалось построить коттеджный посёлок вокруг озера Ильинское, частично осушив другие водоёмы. С тех пор мы ведём борьбу за сохранение наших озёр, – рассказала корреспонденту «РТ» староста села Ильинское Альфия Домрачева.
6 ноября местные жители обнаружили, что на озере Бобровом работает экскаватор. Оказалось, что собственник участка решил осушить его, чтобы застроить территорию. Были раскопаны траншеи, разрушены бобровые плотины, и вода из озера почти полностью ушла в приток реки Сумки. Озеро погибло ради строительства коттеджей! Собственник утверждает: «Это моя территория, я могу делать с ней всё, что хочу». Но, согласно Водному кодексу РФ, все водоёмы принадлежат государству, и никто не имеет права их уничтожать.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРИРОДЫ
– Я живу в Ильинском с 1993 года, и все эти годы любовалась нашими озерами. К нам сюда и цапли прилетают, здесь обитает орлан-белохвост и другие краснокнижные животные. И вот за несколько дней озеро практически вытекло через прорытый канал. Считаю это катастрофой, преступлением против природы. Мы не устаем задавать один и тот же вопрос: каким образом землю с уникальными озерами могли отдать под ИЖС? – возмущается другая жительница Ильинского Мария Дровникова.
Сельчане записали видео на фоне мелеющего озера и выложили его в самом многочисленном интернет-сообществе Зеленодольского района. Ролик не оставил жителей равнодушными и собрал множество комментариев:
«Что за безобразие! Что за уничтожение водных ресурсов, уникальной флоры и фауны?! Куда смотрит природоохранная прокуратура? Может, наконец привлечет тех, кто занимается уничтожением озера?»;
«Зачем надо покупать землю на воде, чтобы потом воду высушивать? Что за стремление к разрушению и уничтожению огромного количества живности, растений?»;
«Какой ужас! Люди, остановитесь! Что творите? Неужели нет больше земли, на которой можно строить?
ИСЧЕЗНЕТ ОДНО – ПОСТРАДАЮТ ДРУГИЕ
В ходе своей многолетней борьбы жители села не раз обращались за помощью к специалистам-гидрологам КФУ, им заказывали независимую экологическую экспертизу, которая показала: озеро Ильинское и четыре малых озера связаны друг с другом протоками, и если уничтожить один водоем, пострадают другие.
– Озеро Ильинское – карстовый провал, в него впадает, а затем вытекает река Сумка, а также ручьи. Соседнее озеро Черное тоже, вероятно, карстового происхождения. Рядом также находятся озера Домрачево, Бобровое, Проточное, которые расположены чуть выше и с них идет сток в озеро Ильинское. Они его питают, соответственно, любое воздействие на эти озера может быть чревато для него. Водно-болотный комплекс возле озера Ильинского имеет высочайшую ценность с позиции сохранения гидрологического режима более крупного озера Ильинского и сам по себе – там присутствует большое разнообразие ценных видов животных и растений, – рассказала «РТ» завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ профессор Нафиса Мингазова.
ДО ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ МОГУТ НЕ ДОЖИТЬ
Жители Ильинского также обращались в Госкомитет РТ по биоресурсам с просьбой создать рядом с заповедником особо охраняемую природную территорию, чтобы защитить от посягательств застройщиков четыре малых озера. В Госкомитете на это им предложили вариант даже лучше – включить ценные водоемы в охранную зону самого заповедника.
«Согласно научным исследованиям малые озера оказывают существенное влияние в части питании и водном балансе озера Ильинское. Исходя из изложенного, а также с учетом расположения озера Ильинское в границах охранной зоны Раифского участка Волжско-Камского заповедника Госкомитет считает включение озерно-болотных угодий в данную охранную зону более целесообразным, чем создание отдельной ООПТ», в том числе памятника природы регионального значения», – обнадежили в ведомстве старосту села Альфию Домрачеву.
Однако дальше красивых слов дело не идет. В том числе потому, что озера Проточное, Черное, Домрачево, Бобровое не числятся в государственном водном реестре, то есть, де-юре их не существует, а значит, и охранять нечего.
«Внесение сведений в государственный водный реестр осуществляется уполномоченным органом – Росгидрометом либо организацией, имеющей лицензию в области гидрометеорологии и смежных с ней областей», – ответили в Минэкологии РТ на наш вопрос, кто вносит сведения в водный реестр.
Как выяснила «РТ», обратиться в гидрометеослужбу с инициативой поставить тот или иной водоем на учет могут как частные лица, так и власти муниципалитетов, министерство, ведомство. Метеорологи-гидрологи проведут платное исследование водоема, опишут его характеристики, координаты, после этого направят информацию в Федеральное агентство водных ресурсов. В общем, процесс не быстрый, и если даже его запустить, не факт, что озера доживут до того светлого дня, когда их поставят на учет.
Но эколог Нафиса Мингазова уверена, что независимо от того, значатся ли озера в реестре, их нужно охранять, как предписывает Водный кодекс.
– Кроме того Волжско-Камский заповедник – это биосферный резерват ЮНЕСКО, и с этой точки зрения охранная зона у него шире, чем у обычного заповедника. С учетом этого факта не только Ильинское, но и остальные озера входят в охранную зону, – объяснила профессор.
Больше статей на сайте «Республика Татарстан»