«Мне было тогда лет двадцать пять,— начал H. Н.,— дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься.»
Как точно подмечено. И не успеваешь заметить, как небесная синева молодости превращается в серое с темными облаками небо зрелой жизни. Проблемы набегают волнами, свет в конце туннеля становится всё тускнее и тускнее. Никак не ожидал встретить подобные утверждения у Тургенева в его повести «Ася». Вообще эта повесть очень милая, нежная и грустная. Эта повесть о любви. В ней сплелось воедино верность, и супружеские тайны рождения детей, бесшабашная юность, теряющая любовь, великолепная природа Рейна. Природа сама становится одним из главных героев повести.
«Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн,— а главное, своим хорошим вином. По его узким улицам гуляли вечером, тотчас после захождения солнца (дело было в июне), прехорошенькие белокурые немочки и, встретясь с иностранцем, произносили приятным голоском: «Guten Abend!» — а некоторые из них не уходили даже и тогда, когда луна поднималась из-за острых крыш стареньких домов и мелкие каменья мостовой четко рисовались в ее неподвижных лучах. Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле всё глубже и глубже дышала, и слово: «Гретхен» — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста.»
Мне повезло, я бывал в таких маленьких немецких или австрийских городках, безумно красивых, словно кукольных. С неизменным костёлом, где всегда царит полумрак, прохлада и тишина. В него можно прийти глубоко за полночь, двери никогда на закрываются. С четырёх утра появляются первые прихожане, зашедшие в костёл перед работой. А потом снова тишина. Кажется со времен повести «Ася» ничего не изменилось. Лишь изредка можно увидеть комфортабельные туристические автобусы. Бродя по такому городку так и ждёшь, что в каком-то из распахнутых окон мелькнёт силуэт, знакомый по фильму «Ася» , в котором Асю сыграла актриса Елена Коренева. Но увы, улицы, как всегда, пустынны. Вот и тургеневская повесть «Ася» показалась мне повестью, где, кроме изумительного описания природы, нет ничего для современного читателя. Уже не встретить такого ритма жизни, бесцельного блуждания по заграницам. Прочтя повесть, вдруг остро почувствовал, что время далеко ушло вперед не только с точки зрения развития общества, но и с точки зрения характеров, поведения. Вряд ли попадётся теперь подобная капризная, взбалмошная девушка, поступки которой непредсказуемы. А уж тем более, охотников влюбиться в подобную эгоистку нынче сыщется мало.
«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.»
Тем не менее, рассказчик, некто Н.Н., от имени которого ведётся рассказ, влюбился в Асю, но был неосторожен в своих чувствах, рассказав о них брату Аси, который не преминул поговорить об этом с ней. Ася была слишком чувственной и впечатлительной. Дружба с Н.Н. расстроилась. Вскоре Ася с братом уехали из того тихого немецкого городка. Попытка догнать её и объясниться ни к чему не привели. Ах, молодость, с её необдуманными поступками! Легко влюбляемся, легко расстаёмся. Однако, для меня повесть «Ася» запомнилась изумительными описаниями природы.
«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.»
Да и чтение повести, написанной ярким, живым словом вызвало у меня огромное чувство наслаждения. Некоторые фразы я старался запомнить. Действительно, Тургеневские строки – живая музыка русского слова и здесь добавить нечего. Эта музыка навсегда.
Спасибо прекрасной хозяйке канала «БиблиоЮлия» за организованный марафонпо чтению произведений Ивана Сергеевича Тургенева и Александра Александровича Блока
Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал