Найти в Дзене

Доклад для участия в Кутафинских чтениях 2025

«КУТАФИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2025» Материалы для панельной дискуссии «Правовые формы управления предпринимательскими активами в современной экономике» Инвестиционная платформа как участник управления активами. Механизмы защиты добросовестного участника платформенных сделок в области управления активами с учетом Федерального закона 259-ФЗ Автор доклада Поляков Игорь Игоревич На правах рукописи 2025 © Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем управление активами в условиях цифровизации. Однако всё чаще эти активы управляются не через традиционные договоры, а через цифровые инвестиционные платформы — субъекты, зарегистрированные в реестре Банка России и регулируемые Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ (далее 259-ФЗ или Закон) Этот закон создал новый правовой институт —инвестиционную платформу, которая обязана обеспечивать прозрачность, безопасность и защиту интересов участников. Но как эта система работает на практике, когда возникает спор? Ответ — в самой структуре Закона и в современных ст

«КУТАФИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2025»

Материалы для панельной дискуссии «Правовые формы управления предпринимательскими активами в современной экономике»

Инвестиционная платформа как участник управления активами.

Механизмы защиты добросовестного участника платформенных сделок в области управления активами с учетом Федерального закона 259-ФЗ

Автор доклада Поляков Игорь Игоревич

На правах рукописи 2025 ©

Вступление

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем управление активами в условиях цифровизации. Однако всё чаще эти активы управляются не через традиционные договоры, а через цифровые инвестиционные платформы — субъекты, зарегистрированные в реестре Банка России и регулируемые Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ (далее 259-ФЗ или Закон)

Этот закон создал новый правовой институт —инвестиционную платформу, которая обязана обеспечивать прозрачность, безопасность и защиту интересов участников. Но как эта система работает на практике, когда возникает спор?

Ответ — в самой структуре Закона и в современных стандартах управления активами, которые подтверждают: инвестиционная платформа уже сегодня выполняет функции, аналогичные нотариату и финансовым посредникам.

1. Почему инвестиционная платформа? Кто такой оператор инвестиционной платформы?

Согласно статье 3 Федерального закона № 259-ФЗ, инвестиционная платформа — это организация, включённая в реестр Банка России, осуществляющая деятельность по организации привлечения инвестиций и управления ими с использованием цифровых технологий.

· Минимальный капитал — 5 млн рублей (ч. 3 ст. 10);

· Жёсткие ограничения для бенефициаров и руководства (ч. 4–6 ст. 10):

· запрещено участие лиц с дисквалификацией, судимостью, организаций из "серых" юрисдикций;

· Полномочия единоличного исполнительного органа не могут быть переданы управляющей компании (ч. 7 ст. 10);

· Обязанность утверждать внутренний документ по управлению конфликтами интересов (ч. 8 ст. 10).

🔗 259-ФЗ, ст. 10

Это означает: платформа — публично ответственный субъект, подчиняющийся надзору Банка России как мегарегулятора.

На сегодняшний день количество аккредитованных операторов можно увидеть на официальном портале Банка России:

🔗 Реестр операторов инвестиционных платформ

По состоянию на 17 ноября 2025 года в реестре числится 104 действующих платформы.

Это свидетельствует о развитии и институционализации данного сектора цифровой экономики.

2. Расширенные возможности платформы

Оператор инвестиционной платформы вправе совмещать свою деятельность со следующими видами деятельности финансовых организаций:

· деятельность организатора торговли; клиринговая деятельность (без центрального контрагента);

· брокерская и дилерская деятельность; управление ценными бумагами;

· депозитарная деятельность; ведение реестра владельцев ценных бумаг;

· деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов;

· деятельность операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов;

· иные виды деятельности, если это предусмотрено федеральным законом.

🔗 259-ФЗ, ст. 10, п. 2

Это означает: платформа может выполнять комплексные функции, аналогичные тем, что реализуются в рамках управления активами, включая учёт, распределение рисков и контроль за соблюдением условий сделки.

3. Соответствие деятельности платформы стандартам управления активами

Деятельность операторов инвестиционных платформ соответствует современным подходам к управлению активами, закреплённым в ГОСТ Р 55.0.06-2021 и Указании ЦБ РФ № 4129-У.

3.1. Соответствие ГОСТ Р 55.0.06-2021

ГОСТ Р 55.0.06-2021 — первый национальный стандарт, регулирующий согласованность финансовой и нефинансовой деятельности при управлении активами.

🔗 ГОСТ Р 55.0.06-2021

Платформа обеспечивает согласованность данных в соответствии с требованиями Стандарта, который предписывает:

· Присвоение и использование единого идентификатора для каждого актива;

· Синхронизации данных между финансовыми и нефинансовыми системами;

· Единообразия терминологии и структуры детализации активов.

Как это работает на платформе:

Инвестиционная платформа ведёт реестр договоров (ст. 11 Закона), где фиксируются стороны, условия сделки, дата, объект инвестирования и другие существенные факты.

Этот реестр является единой точкой истины — он синхронизируется с учётными системами, логируется и доступен для всех участников.

Вывод: Платформа выполняет роль централизованного реестра, обеспечивающего согласованность данных — ровно так, как это требуется в ГОСТ.

3.2. Соответствие Указанию ЦБ РФ № 4129-У

Указание Банка России от 05.09.2016 № 4129-У устанавливает требования к составу и структуре активов паевых и акционерных инвестиционных фондов.

🔗 Указание ЦБ РФ № 4129-У

3.2.1. Активы, разрешённые для фондов, допустимы и для платформ

Указание разрешает фондам владеть:

· Акциями, обращающимися на биржах;

· Облигациями;

· Ценными бумагами и деривативами;

· Денежными средствами на счетах кредитных организаций;

· Правами требования;

· Утилитарными цифровыми правами;

· Другими активами, указанными в Главе 2 Указания ЦБ РФ№ 4129-У.

Эти же активы — основа большинства сделок на инвестиционных платформах

(например, P2P-кредитование, токенизация долей, инвестиции в стартапы).

Вывод: Платформы фактически формируют структуру активов, аналогичную той, что применяется в управлении фондами, а значит — действуют в рамках регуляторно-признанных практик.

4. Требования Закона, усиливающие доверие к платформе

Особое значение имеют дополнительные обязанности, установленные статьёй 10 Закона:

Пункт 8: Оператор обязан утвердить внутренний документ по управлению конфликтами интересов и раскрывать информацию о выявленных конфликтах и принятых мерах.

«Требования к указанному документу (документам), в том числе к его (их) содержанию, устанавливаются нормативными актами Банка России».

Пункт 9: Оператор обязан по запросу другого оператора предоставить информацию о бенефициарах.

Пункт 10: Оператор обязан обеспечивать невозможность внесения инвестором информации о переходе прав, нарушающей закон. Это — гарантия целостности и неизменности данных.

🔗 259-ФЗ, ст. 10(8–10) 🔗 Указание ЦБ РФ № 5337-У

Требования о раскрытии информации в соответствии с положениями п.6 статьи 13, статьи 15 Закона и Информационного письма Банка России от 21 июня 2021 г. № ИН-015-34/42 “О раскрытии информации операторами инвестиционных платформ”

🔗 259-ФЗ, ст.15, 🔗 259-ФЗ, ст.13 п.6

🔗 Информационное письмо Банка России № ИН-015-34/42

Практическая реализация:

Выполнение предписаний Закона о раскрытии информации, уточненных в Информационном письма Банка России № ИН-015-34/42 и создание системы досудебного разрешения споров, которая должна быть создана платформой в соответствии с Указанием Банка России № 5337-У, и обеспечивать:

· определение перечня возможных конфликтов интересов;

· установление процедуры их выявления;

· выявление и предотвращение влияния интересов одной стороны на другую;

· инициацию и организацию процедуры досудебного рассмотрения спора под патронажем платформы;

делает инвестиционную платформу квалифицированным участником рынка управления активами, отвечающей всем требованиям действующего законодательства.

5. Важные преимущества платформы:

5.1. Реестр договоров как основа доказывания

Согласно статье 11 Закона, инвестиционная платформа обязана вести реестр всех договоров.

· В реестре фиксируются стороны, существенные условия и дата заключения сделки.

· Хранение — до дня прекращения действия договора + 5 лет (ч. 2 ст. 11).

· Обеспечивается сохранность, достоверность и доступ сторон к тексту договора (ч. 3 ст. 11).

🔗 259-ФЗ, ст. 11

Это — аналог нотариального реестра: система, обеспечивающая объективность и долгосрочное хранение. Данный реестр обеспечивает фиксацию юридически значимых фактов и документов, гарантирует их неизменность и сохранность в течение срока действия договоров и сроков исковой давности по ним.

5.2. Юридический механизм защиты права: Подтверждение сделки — выписка из реестра

Статья 13, часть 7 прямо устанавливает:

«Заключение договора инвестирования подтверждается выпиской из реестра договоров, выдаваемой оператором инвестиционной платформы».

🔗 259-ФЗ, ст. 13, п. 7

Это — прямое признание юридического значения документа, созданного платформой. Это — основа для того, чтобы суд признал такую выписку письменным доказательством.

5.3. Электронный документ, заверенный УКЭП, как документ, удостоверяющий юридически значимый факт или обстоятельства

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» даёт однозначный ответ.

Статья 6 этого закона гласит:

«Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью...»

🔗 63-ФЗ, ст. 6

Таким образом, выписка из реестра, подписанная УКЭП платформы, приравнивается к бумажному документу с рукописной подписью. Это — главный инструмент защиты добросовестного участника.

6. Юридическая значимость документов платформы.

6.1. Процессуальное признание в гражданском процессе

Какие нормы ГПК РФ работают в пользу такого документа?

Статья 55 ГПК РФ определяет круг доказательств:

«Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах… Эти сведения могут быть получены из … письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов».

🔗 ГПК РФ, ст. 55

Электронный документ, заверенный УКЭП — это письменное доказательство.

Статья 56 ГПК РФ устанавливает обязанность доказывания:

«Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений».

🔗 ГПК РФ, ст. 56

Тот, кто представляет выписку с УКЭП, выполнил эту обязанность.

Статья 57 ГПК РФ даёт возможность получить доказательство:

«Лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство… вправе обратиться в суд с ходатайством об истребовании данного доказательства».

🔗 ГПК РФ, ст. 57

Если платформа отказывается предоставлять выписку — инвестор может потребовать её через суд.

6.2. Юридическая значимость документов платформы. Особенности признания в арбитражном процессе

В арбитраже ситуация ещё более благоприятна.

Статья 66 АПК РФ позволяет суду предложить представить дополнительные доказательства или истребовать их по ходатайству.

🔗 АПК РФ, ст. 66

Статья 68 АПК РФ устанавливает ключевое понятие — относимость доказательства:

«Относимым является доказательство, способное служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела».

🔗 АПК РФ, ст. 68

Выписка из реестра, заверенная УКЭП — относимое доказательство, так как подтверждает факт заключения сделки.

7. Выводы из правового анализа статуса Инвестиционной платформы

Друзья, мы стоим на пороге нового этапа — перехода от разрозненных цифровых сервисов к системному управлению активами через регулируемые цифровые платформы.

На основе анализа Закона, Указаний ЦБ РФ, ГОСТ Р 55.0.06-2021 и международных стандартов (UNCITRAL, eIDAS), я предлагаю следующие выводы:

7.1. Инвестиционная платформа — это современный инструмент для управления активами

Платформа более не является просто посредником. Она выполняет комплексные функции - учёта и детализации активов, контроля за соблюдением условий сделок, обеспечения прозрачности и согласованности финансовой и нефинансовой деятельности.

Это соответствует требованиям ГОСТ Р 55.0.06-2021, который устанавливает необходимость единообразия терминологии, структуры данных и процессов управления активами.

Инвестиционная платформа — не просто IT-сервис. Это цифровой реестр, система внутреннего контроля и институт доверия.

7.2. Правовое регулирование инвестиционных платформ понятно и позволяет создавать платформы внутри группы компаний / холдинга

Сегодня законодательство РФ чётко определяет:

· условия регистрации оператора (ст. 10 Закона);

· требования к капиталу (не менее 5 млн руб.);

· запрет на передачу полномочий управляющей компании;

· обязанность утверждать документы по управлению конфликтами интересов (п. 8 ст. 10);

· возможность совмещения деятельности (брокерская, депозитарная, ведение реестра и др.).

Это означает: инвестиционная платформа может быть создана как часть корпоративной структуры — например, при крупной промышленной группе или девелоперском холдинге — и стать внутренним механизмом управления активами.

Пример: ООО "МодульДеньги", АО "Реестр", ООО "ВДЕЛО" — уже действуют как операторы, встроенные в бизнес-группы.

7.3. Платформа предоставляет дополнительные возможности небанковского финансирования

Форматы P2P-кредитования, выпуск утилитарных цифровых прав, прямое инвестирование в проекты — всё это альтернатива банковскому кредитованию, особенно актуальная в условиях ограниченного доступа к традиционным источникам капитала.

По данным ЦБ РФ, на 17 ноября 2025 года в реестре числится 104 действующих платформы, что свидетельствует о развитии рынка и его востребованности.

Это — не «ниша», а новая форма капитального финансирования, признанная законом и регулятором.

7.4. Платформа обеспечивает защиту денежных средств через механизмы номинального и эскроу-счетов

Статья 13 Закона устанавливает:

· обязательное использование номинального счёта для учёта средств каждого инвестора;

· невозможность смешивания средств оператора и клиентов (ч. 14 ст. 13);

· обязанность по раскрытию информации об операциях (ч. 11 ст. 13).

Хотя закон не использует прямо термин «эскроу», он предусматривает механизмы, аналогичные эскроу, в том числе:

· задержку перечисления средств до достижения цели инвестирования;

· контроль за исполнением обязательств;

· возможность возврата средств инвестору (ч. 13 ст. 13).

Это создаёт финансовую безопасность, сравнимую с депозитарием, и снижает риски мошенничества.

7.5. Платформа — полноценный субъект управления активами и генерации юридически значимых документов

Оператор платформы обязан:

· вести реестр договоров (ст. 11 Закона);

· выдавать выписки из реестра (ст. 13, п. 7) т.е. выдавать официальное подтверждение сделки;

· использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);

· хранить данные до 5 лет после окончания действия договора.

В силу положений 63-ФЗ, любой документ, подписанный УКЭП, приравнивается к бумажному с собственноручной подписью (ст. 6).

Платформа становится не только технической средой, но и субъектом, формирующим документы, которые могут использоваться:

· в бухгалтерском и налоговом учёте;

· при внутреннем и внешнем контроле;

· в рамках государственного надзора.

7.6. Платформа должна организовать систему досудебного рассмотрения споров

В соответствии с требованиями Закона и Указания Центрального Банка современная платформа обязана:

· иметь внутренний документ по управлению конфликтами интересов (п. 8 ст. 10 Закона);

· раскрывать информацию о выявленных конфликтах;

· принимать меры по их урегулированию.

Эти нормы фактически закладывают основу платформенного арбитража — системы досудебного урегулирования споров, аналогичной третейскому суду.

Платформа, как участник оборота, вправе и обязана создавать такие механизмы — особенно если она входит в состав холдинга или группы компаний.

7.7. При невозможности досудебного урегулирования спора на платформе и передаче спора на рассмотрение в суд, платформа по запросу стороны или суда генерирует документы с повышенной доказательной силой

Если спор не удаётся решить до суда, платформа предоставляет:

· выписку из реестра договоров, подписанную УКЭП;

· логи всех действий пользователя; информацию о верификации сторон;

· документы о движении средств и активов.

Эти документы:

· соответствуют ст. 55 ГПК РФ и ст. 66 АПК РФ (письменные доказательства);

· могут быть истребованы по ст. 57 ГПК РФ и ст. 66 АПК РФ;

· имеют относимость по ст. 68 АПК РФ;

· и, как показано в проекте статьи, должны со временем получить повышеннуюдоказательную силу, аналогично нотариальным актам.

Сегодня такая презумпция ещё не установлена. Но именно это — логическое завершение развития цифрового управления активами.

Заключение:

Инвестиционная платформа — это не просто технология. Это новый юридический и управленческий институт, который можно и должно использовать в системе управления предпринимательскими активами в современной экономике.

Инвестиционная платформа:

· соответствует требованиям современного управления активами (ГОСТ Р 55.0.06-2021);

· действует в рамках чёткого правового поля (Закона, 63-ФЗ, Указания ЦБ РФ);

· защищает денежные средства; формирует документы с высокой степенью достоверности;

· способна организовать досудебное урегулирование споров;

· в случае обращения в суд, предоставляет доказательства, которым трудно противостоять.

📌 Рекомендация для корпораций

Не ждите, когда государство установит более жесткие регуляторные требования и ограничит возможности создания инвестиционных платформ. Начните сегодня:

1. Создайте или интегрируйте инвестиционную платформу в структуру управления активами.

2. Организуйте её работу в строгом соответствии с Федеральным Законом №259-ФЗ и получите аккредитацию в ЦБ РФ.

3. Разработайте внутренние правила, включая порядок разрешения споров, и утвердите их. Во всех договорах, размещенных на платформе, делайте ссылки на досудебную процедуру рассмотрения споров в соответствии с этим регламентом.

4. Поддерживайте инициативу по приданию платформенным документам повышенной доказательной силы, как это предусмотрено в моём проекте статьи.

🔚 Заключительное слово

Платформы — это будущее управления активами.

Наша задача — не наблюдать за этим будущим, а формировать его.

Спасибо за внимание!

Сканируйте QR-код

для получения моей визитки

Преподаватель ВШКУ РАНХиГС

Экс Арбитр третейского суда при ТПП МО

Член экспертной группы «Проектный Архитектор»

Тел +7 (925) 5051374 E-mail: 5051374@gmail.com

Телеграмм-канал «Платформенная экономика» https://t.me/plec_ru

✅ Используемые источники

1. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» 🔗 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/

2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» 🔗 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ 🔗 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

4. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ 🔗 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37800/

5. ГОСТ Р 55.0.06-2021«Управление активами. Руководство по обеспечению согласованности финансовой и нефинансовой деятельности» 🔗 https://meganorm.ru/mega_doc/norm/gost-r_go sudarstvennyj-standart/10/gost_r_55_0_06-2021_natsionalnyy_standart_rossiyskoy.html

6. Указание ЦБ РФ от 05.09.2016 № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов» 🔗 https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docum entId=457951

7. Указание ЦБ РФ от 02.12.2019 № 5337-У «О требованиях к внутреннему документу по управлению конфликтами интересов» 🔗 https://legalacts.ru/doc/ukazanie-banka-rossii-ot-0212 2019-n-5337-u-o-trebovanijakh/

8. Информационное письмо Банка России от 21 июня 2021 г. № ИН-015-34/42 “О раскрытии информации операторами инвестиционных платформ” 🔗 https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20210621_in-015-34_42.pdf

9. Реестр операторов инвестиционных платформ ЦБ РФ 🔗 Реестр операторов инвестиционных платформ

10. Поляков И.И. Статья «Цифровые платформы как новый субъект обеспечения доказательств: к вопросу о придании их документам повышенной доказательной силы в Российской Федерации», 2025 г.