Всем добра! Сегодня хочу поделиться с вами результатами скромного (по меркам диссертации), но, надеюсь, занимательного исследования, идея которого пришла ко мне спонтанно и не отпускала, пока я не досмотрела последний фильм для данной подборки.
Но сначала немного субъективного о балете. Он имел огромное значение для меня с самого детства. Балет стал первой большой мечтой в жизни - неосуществлённой, что потом придавало ей философское очарование в то же время будоражило фантазию: а как оно могло бы быть, если бы..? Началось всё с чёрно-белой книге о Галине Улановой с большим количеством потрясающих фотографий балерины в разных партиях и, соответственно, костюмах. Затем была книга о Новосибирском театре оперы и балета с ещё более потрясающими фотографиями, в том числе цветными. Затем была балетная студия в ДК с роскошным залом, со станком, зеркалами и фортепьяно. А потом выяснилось - чтобы учиться на балерину, надо уходить из школы и поступать в хореографическое училище. Я оказалась не готова к такому кардинальному шагу. В общем, на этом всё закончилось.
Но классический балет, этот прекрасный, эфемерный и жестокий мир, продолжает меня волновать. Как и тысячи других людей. И потому он живёт не только на сценах театров, но и в кинематографе, сообщая фильмам частицы своей магии. Магия балета складывается из шуршания пачек и яркого грима, сказочных историй, огней сцены, загадочной полутьмы закулисья и отрывистых звуков настраивающихся скрипок. Балет - вершина танцевального мастерства, но это и неизмеримо больше, чем просто танец. Он отнимает всё время, всё силы... Тем не менее, иногда артисты балета находили (и находят) время для съёмок в художественных фильмах. Сколько же их было и какие роли они исполняли?..
Вполне вероятно, что я упомяну не всех: путь моих изысканий складывался определённым образом и, возможно, кого-то из балетных танцовщиков я упустила. При этом я не ставила целью перечислить все до единой их киноработы. Стоит также сказать, что я искала фильмы не о балете, а с участием артистов балета (что не всегда одно и то же), и предпочтение отдавала тем, чья судьба неразрывно связана с Россией. Короче, фильмы с Михаилом Барышниковым в подборку не попали, да и вы и сами знаете, что он снялся в "Сексе в большом городе" в роли возлюбленного Кэрри Брэдшоу. Статья будет выстроена по временной хронологии фильмов, но с вкраплением различных подробностей. Будет запутанно, но, надеюсь, интересно, и прошу прощения за это гигантское предисловие (статья будет ещё длиннее, хе-хе). Начну я с двух имён, и это
Галина Беляева
Единственная жена, одна из двух главных муз режиссёра Эмиля Лотяну, дебютировавшая в его фильме "Мой ласковый и нежный зверь" по мотивам повести А.П.Чехова "Драма на охоте". Снялась затем в фильмах "Ах, водевиль, водевиль...", "Детство Бемби" и "Юность Бемби", "Лермонтов" и, конечно же, в советском байопике "Анна Павлова", вышедшем в формате фильма, а затем мини-сериала. Беляеву привычно называют артисткой театра и кино, но не все знают, что вообще-то она мечтала стать балериной и училась в Воронежском хореографическом училище, которое благополучно окончила уже после успеха своего дебютного фильма. Вероятно, встреча с Лотяну и определила будущее: актриса "не изменила мечте, а мечту изменила" - поступила в Театральное училище имени Б.В.Щукина, и большой балет потерял её, но кино не раз стало точкой их соприкосновения.
Людмила Савельева
В отличие от Галины Беляевой, Савельева не только окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, но и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова - ныне Мариинского театра, где проработала с 1962-го по 1967 годы. В этот период она успела блеснуть в партии нереиды в фильме-балете "Спящая красавица", но в 1965-м году случилась роль Наташи Ростовой в киноэпопее Сергея Бондарчука, изменившая жизнь актрисы. В 1967 году Савельева начала работать в Театре-студии киноактёра (ныне - Мастерская "12" Никиты Михалкова).
1947 г. "Солистка балета"
В этом старом фильме снялось сразу несколько балетных артистов, но поистине звёздным именем кастинга стала сама Галина Уланова - небожительница советского балета, живая легенда! Фильм стал единственным её появлением в полнометражном игровом кино, однако поклонникам не стоит обольщаться: несмотря на то, что по сюжету Уланова играет приму Ленинградского театра, балерину Синельникову, никакого взаимодействия с другими актёрами у неё не происходит. В фильм попадает лишь небольшой отрывок из балета "Лебединое озеро" с её участием, практически не привязанный к сюжету и больше похожий на документальную вставку. После этого герои кратко обсуждают талант "Синельниковой" - и больше мы о ней не слышим. Интересно, зачем нужно было давать столь узнаваемой балерине вымышленное имя?..
Причём, судя по всему, сценаристы так и не определились, как именно звали "балерину Синельникову", поэтому в афишу балета попало сразу два варианта:
Но в фильме были заняты и другие балерины. чьи имена сегодня не на слуху. Подруг и отчасти соперниц Наташу Субботину и Ольгу Верейскую сыграли Мира Редина - выпускница Московского хореографического училища, артистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - и Нонна Ястребова - выпускница Ленинградского хореографического училища, ученица самой А.Я.Вагановой, артистка Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (помним, что это нынешняя Мариинка). Обе танцевали в своих театрах более двадцати лет - целая балетная жизнь.
Серьёзная и ответственная Наташа резко отличается от легкомысленной Ольги, больше увлечённой собой в искусстве. Фильм сам по себе любопытен, лёгок и не лишён изящного юмора. Помимо балета, в фокусе его внимания и академическое пение, в нём поднимаются вопросы понимания и проживания произведения, новаторства в творчестве, классического и "маргинального", развлекательного танца.
- Благодарю вас, Ренегат Владимирович!
- Простите, Аполлон!
- Аполлон вы на словах, на деле Ренегат! Как вы играли Олечке, фальшиво! А для Субботиной у вас и талант откуда-то появился!
- Искусство выше Иволгина!
1955 г. "Два капитана"
Благодаря комментариям для меня открылось имя замечательной балерины, о которой не могу не сказать в дополнение. Это Ольга Заботкина, выпускница Ленинградского хореографического училища, солистка Ленинградского театра имени Кирова с 1953 по 1977 годы. В театре исполняла преимущественно характерные партии, что, несомненно, очень гармонировали с её яркой внешностью. Среди её работ - Клеопатра в "Египетских ночах", Мерседес в "Дон Кихоте", цыганка в "Каменном цветке" и "Маскараде", многочисленные испанские и другие народные танцы.
Увы, она прожила не столь долгую жизнь. Дважды была замужем, во второй раз - за известным поэтом-пародистом Александром Ивановым, ради карьеры которого пожертвовала собственной профессией и которого пережила всего на пять лет. Эта красивейшая женщина успела сняться в нескольких художественных фильмах, из которых наиболее известна первая экранизация повести Вениамина Каверина "Два капитана" с Татьяной Пельтцер и Бруно Фрейндлихом. Её проникновенная игра, достойная профессиональной актрисы, очень впечатляет. В этой Кате чувствуется чисто ленинградская стать, достоинство, аристократизм. По сравнению с ней героиня Елены Смирновой из сериала 1976 года кажется более грубоватой, современно-простоватой. О других фильмах Ольги Заботкиной, возможно, напишу отдельно.
1964 г. "Морозко"
Минутка очевидности. Кто не знает эту сказку, и кто не знает, что главную роль в ней исполняла юная фигуристка, в будущем балерина Наталья Седых? В 1969 году она окончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра, где прошла путь от кордебалета до солистки. Ей посчастливилось танцевать Кити в балете "Анна Каренина", поставленном Майей Плисецкой и Родионом Щедриным по роману Л.Н.Толстого.
Путь юной артистки в кинематографе, однако, не ограничился единственной ролью. Александр Роу снял её в другой своей сказке "Огонь, вода и... медные трубы". Но большего внимания, мне кажется, заслуживает фильм Евгения Карелова "Дети Дон Кихота" (1965), рассказывающий о немолодом враче и его трёх очень разных сыновьях. Седых сыграла небольшую роль девушки, мечтавшей избавиться от веснушек и в итоге ставшей невестой Димы, среднего сына.
Через тринадцать лет Седых сыграла крошечную роль в комедийном киноальманахе "По улицам комод водили..." (1978). Здесь произносит текст (хоть и реплику буквально) уже не молоденькая девочка, а молодая женщина, и мне это воплощение нравится больше прежних. Заметим: ни одна из трёх ролей не связана с балетом, это абсолютно самостоятельные образы.
1967 г. "Я вас любил..."
Фильм этот я впервые посмотрела совсем недавно. Никогда раньше не слышала о нём - и напрасно, ведь он посвящён трогательным дням юности, первой влюблённости и первым ошибкам. Короче, как поётся в современной песне, "борьбе противоположностей". А ещё этот фильм о балете, о дисциплине и воле, без которых невозможно творить настоящее искусство. В центре внимания - юная балерина Надя в исполнении Виолетты Хуснуловой - выпускницы Ленинградского хореографического училища. Удивительно, что молодая артистка с такой выразительной внешностью и грацией оказалась обделена кинематографическими ролями. Громких сольных партий и оглушительного признания на сцене в её жизни тоже не случилось, хотя она не изменила балету, работая в Малом оперном театре (ныне - Михайловском).
К слову. Вторая (точнее, первая) более-менее значимая роль Хуснуловой случилась в совместном русско-французском фильме "Третья молодость" (1965) о жизни легендарного танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа. К сожалению, роль Маши - дочери Петипа и русской балерины Марии Суровщиковой - совсем неприметна, даже текст у неё отсутствует. Что несправедливо, ведь Мария Петипа стала впоследствии яркой и популярной характерной балериной. Зато несколько полноценных эпизодов фильма посвятили младшей дочери Петипа - Кате, которой на самом деле не существовало в природе.
Но вернёмся к "Я вас любил...". Помимо молодой поросли, балет в фильме представлен и старшим поколением. Прежде всего, это бесподобная Наталия Дудинская - ученица самой А.Я.Вагановой, балерина Ленинградского театра оперы и балета, отдавшая ему более тридцати лет жизни, а затем - преподаватель, выпустившая немало будущих звёзд балета (из самых известных имён - Алла Сигалова, Ульяна Лопаткина). В фильме она играет строгого, но очень душевного педагога хореографического училища Зою Павловну.
Посмотрите, какой красавицей она была в молодости:
Нина Чистова, сыгравшая бывшую ученицу Зои Павловны, - балерина, окончившая Московское хореографическое училище и больше двадцати лет работавшая в Большом театре, станцевавшая немало сольных партий. После завершения балетной карьеры была преподавателем классического танца в московских театрах, а также Болгарии, Японии, Египте. С Наталией Дудинской она была знакома и в реальной жизни - приезжала к ней в Ленинград для совершенствования мастерства.
В фильме Нина Чистова в роли балерины Красовской исполняет танец для учениц хореографического училища, а затем работает над новой партией - работает до полного изнеможения, когда все другие артисты и сотрудники уже разошлись по домам. Мне понравилась мысль в этом эпизоде: как бы ни было сложно, балерина не позволяет себе отдых, иначе станет совсем невыносимо. Только работа на пределе сил даёт результат, высекает из тела и души какие-то запредельные искры истинного мастерства.
1967. "Красное, синее, зелёное"
В далёком шестьдесят седьмом году в советском кинематографе произошло событие: был снят первый цветной игровой фильм-ревю. Если кто не знает, ревю - это сборник музыкальных, танцевальных, цирковых номеров, объединённых некой общей канвой. И в данном случае канвой была производственная тематика. Точнее, и производственная, и не совсем, поскольку в картине много фантастики, а главная мысль заключается в том, что к любому, даже самому рутинному делу надо подходить с душой.
Я бы, правда, не назвала музей, магазин игрушек и ЗАГС самыми нудными местами работы. Как бы то ни было, директор музея (Георгий Вицин) упоённо вешал повсюду таблички "Руками не трогать", сотрудник ЗАГСа (Савелий Крамаров) своим автоматизмом доводил букеты невест до скоропостижной гибели, а сотрудник магазина игрушек (Алексей Смирнов) так скучал, что одно его прикосновение делало цветные игрушки чёрными (кстати, трешовая сцена). И от их "энтузиазма" всем стало бы очень плохо, если бы не Валентина Решетникова - главная звезда картины, а по совместительству выпускница Московского хореографического училища, артистка Музыкально-драматического театра в Петрозаводске и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Заслуженная артистка Карельской АССР.
Её миловидная Вероника, прямо как Мэри Поппинс, появляется там, где царят уныние и равнодушие, и начинает зажигать сердца. Она повсюду, она предстаёт в самых разных образах. На самом деле все задействованные актёры играют отлично, хоть и без слов. Фильм, конечно, несколько специфичный (напоминаю, ревю), но очень стильный - колорист в нём выложился на все сто, создав в кадре потрясающие супрематические ансамбли. А вишенкой на торте стало то, что в самом конце персонажи обрели голоса!
Этот фильм стал не единственным в кинокарьере Валентины Решетниковой. В следующий раз она появилась на экране в фильме и сериале "Анна Павлова" (1983, 1986) в небольшой роли преподавательницы Императорского театрального училища.
Согласно общепринятым данным, у Решетниковой была и третья кинороль - правда, значительно позднее, в 1989 году. Это фильм "Женщина дня" с Аликой Смеховой в главной роли, но найти в нём Валентину Решетникову, мягко говоря, непросто. Судя по тому, что фильм "Анна Павлова" вышел в 1983 году и с тех пор прошло всего шесть лет, балерина должна была находиться ещё в прекрасной форме, на тот момент ей было всего пятьдесят. Сходство с балериной (с поправкой на очень среднее качество картинки) я нашла только у одной манекенщицы в фильме:
Как думаете, это действительно она?
1967 г. "Анна Каренина"
Артистов балета в России было и есть множество. Среди них бесчисленное количество талантливых, ярких, запоминающихся. Взять любой российский город - каждый из них знает имена своих лучших танцовщиков. Но в балете есть суперзвёзды, полубоги, легенды, чьё мастерство прошло проверку временем и встало над ним. Одной из таких, несомненно, является балерина московской школы, прима Большого театра Майя Плисецкая, и удачей для Александра Зархи было заполучить её на роль княгини Бетси в экранизации романа Л.Н.Толстого. Полагаю, в княгине Бетси было больше самой Плисецкой, но на её осанку, манеру держаться, многообразие интонаций (с Карениным она - сама женственность и очарование, со Стивой Облонским - сплошная едкость) нельзя смотреть без восхищения.
Впрочем, это было не единственное пришествие Плисецкой в кинематографе. Тремя годами позднее она снялась в фильме "Чайковский" (1970) режиссёра Игоря Таланкина. В этом фильме она исполнила небольшую роль оперной певицы Дезире Арто, чьим пламенным поклонником всю жизнь оставался Пётр Ильич. Роль эта кажется мне менее интересной - во-первых, фактурой Плисецкая, конечно же, не походила на оперную певицу, во-вторых, не походила на известные портреты Дезире Арто, а в-третьих, у неё практически отсутствовал текст. Зато в фильме сделали реверанс в сторону основного таланта балерины: в видениях Чайковского - видимо, под влиянием замужества певицы - Дезире предстала сразу Одеттой и Одиллией.
1973 г. "Земля Санникова"
Невозможно не упомянуть этот фильм, ведь главного антагониста - шамана онкилонов - в нём сыграл Махмуд Эсамбаев, чеченский артист балета, балетмейстер, хореограф. До Великой Отечественной войны он успел поучиться в Грозненском хореографическом училище, одновременно работая в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в военное время много ездил в составе фронтовых бригад, а ближе к концу войны устроился на работу в Пятигорский театр музыкальной комедии. Артист танцевал в Киргизском театре оперы и балета и филармонии Чечено-Ингушской АССР, много занимался народными танцами, создал собственную сольную программу "Танцы народов мира".
Собственно, в фильме наглядно продемонстрирован талант Махмуда Эсамбаева как характерного танцовщика. Но и актёрская игра его впечатляет! Однако "Земля Санникова" была не единственным его кинопроектом. Думаю, о других ролях артиста стоит даже как-нибудь рассказать в отдельной статье.
1974 г. "Москва, любовь моя"
О своём русско-японском проекте Александр Митта немного рассказал в книге "Кино между раем и адом". Молодая японская танцовщица Юрико, подающая большие надежды, приезжает учиться в балетной школе при Большом театре. К сожалению, её мечтам о сцене не суждено сбыться - она ребёнок Хиросимы, и дни её сочтены. Эту роль исполнила японская актриса Комаки Курихара, действительно учившаяся классическому танцу - правда, позднее отдавшая предпочтение искусству драмы.
Действующих артистов балета в этом фильме было двое - Татьяна Голикова, исполнившая роль Тани, подруги Юрико, и Алексей Варламов, сыгравший педагога балетной школы. Начнём со старшего поколения. Алексей Варламов окончил Московское хореографическое училище и балетмейстерское отделение ГИТИСа, более двадцати лет танцевал в Большом театре, был главным балетмейстером Московского театра оперетты. Помимо прочего, несколько лет работал в балетной школе имени П.И. Чайковского в Токио. По сюжету фильма как раз там и танцевала Юрико до приглашения в Москву. Роль у Варламова совсем небольшая - можно сказать, он играет сам себя.
Чуть обширнее роль Татьяны Голиковой. В кадре её героиня, хоть и остаётся всегда на втором плане, не только танцует, но и способствует развитию сюжета, ведь именно по её инициативе происходит знакомство Юрико со скульптором Володей (Олег Дивов). Надо отметить, что артистка держится в кадре очень естественно. Впечатление, что роль далась ей очень легко.
Между тем, Голикова была видной выпускницей Московского хореографического училища и балериной Большого театра, на сцене которого она протанцевала более двадцати лет, после чего перешла к преподавательской деятельности. Фильм Митты - единственная художественная картина, где снялась балерина. Правда, хорошенько рассмотреть её в кадре удаётся редко. А вот такой она была на сцене:
1976 г. "Синяя птица"
Ещё один международный проект, осуществлённый совместной русско-американской постановочной группой по мотивам пьесы М. Метерлинка, овеянный слухами и легендами. В фильме приняли участие такие легенды Голливуда, как Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер! И вместе с ними в кадре появлялись наши Маргарита Терехова, Георгий Вицин... и даже Олег Попов! Разница менталитетов порой создавала на площадке комичные ситуации... но речь не о том, а об артистах балета, из которых первой я хотела бы назвать восхитительную балерину Валентину Ганнибалову, сыгравшую роль Воды.
Валентина Ганнибалова окончила в Ташкенте Узбекское хореографическое училище и прошла курс совершенствования мастерства у Наталии Дудинской в Ленинграде, после чего поступила в труппу Ленинградского театра оперы и балета (снова напоминаю, что сегодня это Мариинка), где перетанцевала практически все сольные партии. В "Синей птице" её Вода составила волнующий дуэт с Огнём. Их роли были решены в танцевальном ключе, и, на мой взгляд, это было отличное решение. Лёгкие, воздушные жесты Воды в струящихся одеждах так эффектно смотрелись рядом со стремительными, резкими движениями Огня. Роль Огня, кстати, исполнил Евгений Щербаков - выпускник Ленинградского хореографического училища и артист театра имени Кирова, балетмейстер, педагог-репетитор в театре Бориса Эйфмана. Последние годы он жил за границей.
Кстати, о Валентине Ганнибаловой. Помимо "Синей птицы", можно видеть её также в некоторых сценах сериала "Анна Павлова" - впрочем, обнаружить её не так просто, поскольку артистка была задействована только в сценах балета - по сути, была дублёршей Галины Беляевой.
Возвращаясь к фильму: третью балетную партию - самой Синей птицы - исполнила в фильме молодая балерина Надежда Павлова, окончившая Пермское хореографическое училище и недолго работавшая в Пермском театре оперы и балета, после чего судьба предложила ей Большой театр, где Павлова долгие годы была солисткой. В 1984 году она также закончила балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности "педагог-репетитор", и с 2013 года является репетитором балетной труппы Большого театра.
В 1980 году балерина сыграла свою вторую, достаточно большую роль в детективе "Сицилианская защита" с Александром Абдуловым. Фильм показался мне предсказуемым по части поиска преступника, так как лично для меня очевидно, что преступником почти всегда является Абдулов. Но линия балерины Зины Лебедевой, которую герой Абдулова использовал в своих целях, оказалась очень трогательной, если не драматичной. По сюжету девушка танцует "Жизель", и либретто странно перекликается с событиями её жизни. Увы, она обманута не одним, а сразу двумя мужчинами - мнимым женихом-преступником и мнимым журналистом (а на самом деле следователем, который свёл с ней знакомство в рамках раскрытия преступления).
1978 г. "31 июня"
Ну разве я могла забыть этот культовый фильм с целой плеядой балетных артистов в составе? Их имена у всех на слуху, но я всё-таки постараюсь добавить к ним что-нибудь интересное. Первой закономерно назвать Наталью Трубникову, исполнившую роль принцессы Милисенты. За плечами прекрасной девушки были танцевальная школа, хореографическое училище при Большом театре и работа в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (в Большой театр она не попала по результатам экзаменов). Позднее Трубникова окончила также балетмейстерский факультет ГИТИСа и реализовалась, в том числе, как педагог и постановщик. Только кинокарьера сложилась не так блестяще, как хотелось бы актрисе: принцесса Милисента остаётся по сей день самым узнаваемым её образом.
Достоинством и проклятием фильма стало то, что в нём сыграла также известная супружеская пара балетного мира - Александр Годунов в роли придворного музыканта Лемисона и Людмила Власова в роли коварной леди Нинет. Это был потрясающе красивый дуэт. Годунов, выпускник Рижского хореографического училища, однокурсник Михаила Барышникова, после участия в хореографическом ансамбле Игоря Моисеева "Молодой балет" стал в 1971 году ведущим солистом Большого театра, в 1976 году - Заслуженным артистом РСФСР, однако в 1979 году во время гастролей в Нью-Йорке попросил политического убежища в США. Последовала скандальная ситуация с задержанием на трое суток (!) обратного самолёта в СССР , в котором находилась Людмила Власова, но она наотрез отказалась эмигрировать с мужем, хотя Годунов прилагал огромные усилия, чтобы забрать её с собой. Привязанность к ней он пронёс через всю жизнь.
Это был второй муж Людмилы Власовой. Мировую же известность ей принёс первый муж - танцовщик и балетмейстер Станислав Власов, за которого она вышла вскоре после зачисления в труппу Большого театра. Вскоре после оформления развода с Годуновым Власова ушла из Большого театра и занялась хореографией в художественной гимнастике, позже стала сотрудничать с фигуристами.
Ещё одна балерина в фильме "31 июня" - солистка Большого театра Марина Нудьга, сыгравшая привидение леди Джейн. В её советской кинокарьере три фильма - после дебюта она сыграла роль мадам Корри в фильме "Мэри Поппинс, до свидания", а затем снялась в роли балерины Кэрол из труппы Анны Павловой в одноименном сериале. В какой-то момент актриса эмигрировала в США, и о её дальнейшей судьбе практически ничего не известно.
Кстати, раз уж я вновь упомянула сериал "Анна Павлова", прозвучавший здесь неоднократно, отмечу в нём Михаила Крапивина, исполнившего роль утончённого, болезненно-нервного Вацлава Нижинского. Артист окончил Московское хореографическое училище, после чего был принят в труппу Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где вскоре стал ведущим солистом. В 1985 году окончил дополнительно педагогическое отделение балета ГИТИСА и с 1989 года занимает должность балетмейстера-репетитора в родном театре. В 2004 году стал Народным артистом Российской Федерации.
Посмотрите, какой был лучезарный красавец на сцене:
1978 г. "Любовь моя, печаль моя"
Теперь расскажу о малоизвестном проекте - и вновь плоде международного сотрудничества. Советско-турецкий фильм был снят по мотивам либретто "Легенда о любви" турецкого поэта, прозаика, драматурга Назыма Хикмета. Причём балетное либретто писатель создал по собственной драме "Ферхад и Ширин", основанной на поэме азербайджанского классика Низами Гянджеви "Хосров и Ширин". Балет "Легенда о любви" на музыку азербайджанского композитора Арифа Маликова в постановке Юрия Григоровича стал жемчужиной советской (и не только) сцены.
Судьба Назыма Хикмета, кстати, тоже весьма примечательна - он был с молодости увлечён антиколониальными и социалистическими идеями (вследствие чего его чуть ли не регулярно арестовывали на родине), очарован Советским союзом (хотя не отрицал множество его минусов), приезжал в него трижды - и в третий раз остался навсегда. Умер он в Москве в 1963 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Таким образом, уже после его смерти был снят данный фильм, в котором сыграли турецкая актриса Тюркан Шорай в роли царицы Мехмене Бану и Алла Сигалова в роли её сестры Ширин. По сюжету Ширин тяжело больна, и царица отдаёт ради излечения сестры свою красоту - но, к несчастью, затем обе влюбляются в художника Ферхада, который выбирает Ширин. В наказание Мехмене Бану заставляет его продолбить в горах источник питьевой воды, без которой страдает её народ. После этого Ферхад сможет жениться на Ширин - но, закончив свою работу, по несчастной случайности он погибает. В классическом либретто, кстати, всё заканчивается не так трагично - Ферхад прощается с Ширин, которая просит его уйти с ней, и остаётся в горах, но есть призрачная надежда, что ему удастся однажды выполнить свою миссию.
Так вот, Алла Сигалова. Это имя нам отлично знакомо. В 1978 году она окончила Ленинградское хореографическое училище, где обучалась у Наталии Дудинской, а в 1983 году - режиссёрский факультет ГИТИСа. Работала хореографом, преподавателем, членом жюри в танцевальных конкурсах, ведущей программ. Список её званий и наград обширен, и фильмографию не назвать скудной. Однако я приведу ещё лишь пару названий. В 1999 году она сыграла бизнесмена Нину в криминально-фантасмагоричной драме "Небо в алмазах", где её партнёрами стали Николай Фоменко и Анжелика Варум.
Ну а совсем недавно, в 2023 году, актриса снялась в главной роли в мини-сериале "Балет". О котором, впрочем, я скажу в другой раз.
1983 г. "Мэри Поппинс, до свидания!"
Не могу не отметить факт, который все наверняка знают: в уже упомянутом фильме по мотивам сказки Памелы Трэверс, помимо Марины Нудьги, сыграла ещё одна балерина - правда, совсем юная. Это Анна Плисецкая, племянница самой Майи Плисецкой. Вскоре после съёмок она окончила Академию балета имени А.Я.Вагановой (бывшее Ленинградское хореографическое училище), исполнила множество сольных партий в Мариинском театре, побывала солисткой балета Мориса Бежара с 1992 по 1994 годы, участвовала в заграничных постановках в качестве приглашённой балерины. Помимо хореографического, получила режиссёрское образование и окончила Международную академию бизнеса и управления.
1986 г. "Фуэте"
Абсолютно культовыми звёздами балета в Советском Союзе были Галина Уланова, Марис Лиепа, Майя Плисецкая, Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Эти имена знали все - хотя, разумеется, окружала их плеяда других сильных, выразительных, интересных артистов: Ольга Лепешинская, Людмила Власова, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Николай Фадеечев, Александр Богатырёв...
Но дуэт супругов Владимира Васильева и Екатерины Максимовой всегда имел бешеную популярность. Их запечатлел вдвоём художественный фильм, поставленный самим Владимиром Васильевым и повествующий о прима-балерине среднего возраста в разгар непростого периода: шикарная квартира лишена домашнего тепла, взаимопонимания с мужем нет, тело начинает подводить в сложных моментах, старый проверенный партнёр отказал в главной партии, передав её своей молодой любовнице, возникают мысли об уходе из балета, но возможно ли это сделать добровольно?..
Екатерина Максимова окончила Московское хореографическое училище, после чего была сразу принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала Галина Уланова, а постоянным партнёром - Владимир Васильев, также выпускник Московского училища. В 1980 году окончила, как многие другие балетные артисты, ГИТИС по специальности "педагог-балетмейстер". Танцевала, преподавала, очень много гастролировала, совместно с мужем организовала проводила в Перми конкурс артистов балета "Арабеск". Специально для неё было поставлено несколько фильмов-балетов: "Анюта", "Галатея", "Старое танго".
Владимир Васильев - выдающийся артист, хореограф и педагог, за годы танцевальной карьеры станцевавший бесчисленное количество ведущих партий и ставивший балеты, в том числе, за границей. При его деятельном участии в 2020 была открыта балетная школа Большого театра в Бразилии. Список всех званий и наград этого выдающегося артиста можно при желании прочесть в открытых источниках. Я же хочу сказать о фильме, где внезапно раскрывалось противостояние его героя и героини Максимовой. Увлекающийся, импульсивный, непрактичный Андрей Новиков предаёт свою прежнюю партнёршу, но без её поддержки не может убедить руководство ставить новаторский спектакль и в итоге просит её помощи. Более того, просит стать репетитором для его молоденькой возлюбленной, получившей ту самую желанную партию. В фильме нет явно выраженной любви между примой и балетмейстером. И всё же чувствуется, что она влюблена в него почти болезненно, отчаянно, понимая, что он, а не муж - её единомышленник, её настоящий творческий спутник.
Кстати. Это не единственный игровой фильм, в котором супруги снялись вместе. В комментариях справедливо напомнили о короткометражке Александра Белинского "Жиголо и Жиголетта" (1980) по одноименному рассказу Моэма Сомерсета. На мой взгляд, это один из самых пронзительных и острых рассказов писателя. В нём говорится о супружеской паре - Сиде и Стелле, которые решили вырваться из нужды благодаря смертельному трюку, ставшему изюминкой вечернего ужина в респектабельном ресторане. Богачи специально бронируют столы, чтобы увидеть, как маленькая женщина дважды за вечер взбирается по лестнице и прыгает в небольшой резервуар с водой, на поверхность которой выливают бензин и поджигают его. Но настоящая опасность не в бензине, а в глубине резервуара - воды в нём так мало, что лишь профессиональное умение управлять своим телом уберегает женщину от гибели. Каждый раз ей страшно, очень страшно. Но она делает это ради мужа, ради денег, ради их обеспеченного будущего. И всё-таки наступает вечер, когда страх становится почти неконтролируемым...
Помимо красивых танцевальных вставок с участием пары, можно порадоваться здесь хорошей актёрской игре Владимира Васильева. Екатерина Максимова же, на мой взгляд, сыграла здесь несколько инертно, не на пределе чувств (чего, впрочем, нельзя от неё требовать, ведь она и не актриса). Во всяком случае, при чтении рассказа мне представлялись другие интонации. Ведь Стелла буквально загнана в угол - она думала, что её мучения вот-вот закончатся, а им предлагают продлить контракт на месяц! Это значит снова каждый вечер прыгать дважды, а между прыжками - сидеть в гримёрной и ждать, ждать... Прыгать на глазах у людей, которые уже привыкли к трюку и ждут по-настоящему острого ощущения - её гибели.
Однако вернёмся к "Фуэте". В фильме была задействована ещё одна яркая балерина - Наталья Большакова, выпускница Ленинградского хореографического училища, быстро приобретшая статус солистки в театре имени Кирова (Мариинском). В 1987 году окончила балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории, недолгое время преподавала в хореографическом училище, а затем с постоянным партнёром Вадимом Гуляевым уехала в Японию, где они открыли собственную балетную школу. В фильме исполнила роль скандальной бывшей жены Новикова - балерины, которая никак не может получить ведущие партии.
Помимо того, сыграла в фильме и Алла Осипенко - одна из последних учениц Агриппины Вагановой, в течение почти двадцати лет - прима-балерина театра имени Кирова. Танцевала также в Ленинградском малом театре оперы и балета (Михайловском), была солисткой балетной труппы Леонида Якобсона и ансамбля балета Бориса Эйфмана, преподавала за границей. У артистки достаточно любопытная фильмография, о которой, возможно, стоит сказать как-нибудь отдельно. В "Фуэте" же она сыграла подругу Князевой, которая решила бросить театр и заняться хореографией в фигурном катании (что напоминает судьбу Людмилы Власовой). Однако мы очень скоро понимаем, что без театра она страдает, свой уход осознаёт как огромную ошибку.
Роль педагога-репетитора, всей душой болеющей за театральное дело, исполнила Ангелина Кабарова - выпускница Ленинградского хореографического училища, исполнительница классических и характерных партий в театре имени Кирова.
Обратите внимание, насколько разные артистические образы и судьбы воплотились в этом фильме! Репетитор, стареющая прима, бросившая театр балерина, балерина из второго состава, молодая балерина-соперница... это мог снять только человек, прекрасно понимающий театр изнутри.
1986 г. "Лермонтов"
Закончу хронологическую подборку неожиданным фильмом - однако показательным, ведь в нём одну из своих многочисленных ярких ролей исполнил сам Марис Лиепа. Харизма артиста была такова, что ему подходили как отрицательные (одна из известнейших его партий, практически визитная карточка - Красс в балете "Спартак"), так и положительные роли. Здесь он сыграл императора Николая Первого, которого автор фильма - Николай Бурляев - мыслил как ограниченного гонителя людей искусства и, прежде всего, Пушкина.
Талант Лиепы как актёра был несомненным: ни одна из его кинематографических ролей не имела отношения к миру балета - а ведь всегда проще играть героя в привычных обстоятельствах, чуть ли не себя самого. Предыдущей его ролью стала, например, роль полковника Валентайна Уолтера в фильме "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается" (1986), где он изобразил неоднозначного героя в двух полярных состояниях, переходящего от холодной надменности к загнанности и раскаянию.
Конечно, эти фильмы были сняты уже на закате балетной карьеры артиста - и, увы, почти на закате его жизни. В историю балета он вошёл непревзойдённым танцовщиком, чей путь начался с Рижского хореографического училища, продолжился Московским училищем и, в конце концов, привёл его в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Большой театр не сразу принял его: потребовались сначала участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов с присуждённой золотой медалью, затем гастроли в Польше. И только затем Лиепа вошёл в состав прославленной труппы, параллельно стал преподавать в Московском хореографическом училище. В 1971 году Серж Лифарь вручил ему премию имени Вацлава Нижинского за партию Альберта в "Жизели". Поклонницы боготворили Лиепу, знали наперечёт все его партии, не пропускали ни одного выступления. Некоторые из них стали чуть ли не частью семьи.
Увы, медленное падение началось с разногласий артиста с Юрием Григоровичем, после чего на Лиепу обрушилось немало вероломных ударов. Он пытался сопротивляться этому, искал пути реализации на других сценах, на других поприщах - в том числе, кино - но, в конце концов, силы его иссякли...
Однако следует сказать также о его дочери Илзе Лиепе, сыгравшей в этом же фильме Соломирскую (Марию Петровну Апраксину) - поклонницу Лермонтова.
Илзе Лиепа стала продолжательницей дела отца. Окончив Московское хореографическое училище, была принята в труппу Большого театра, позднее окончила педагогическое отделение ГИТИСа. Исполняла характерные танцы в классических балетах, пробовала себя также в драматических ролях, снималась и продолжает сниматься в кино, пишет книги в жанре нон-фикшн ("Театральные сказки", "История мирового балета", "Мой балет" и другие). Фильмография её тоже достойна изучения - так что, возможно, я вернусь к ней как-нибудь потом.
Что ж, первая часть моей подборки завершена. Я искренне надеюсь, что вы найдёте что-то интересное в ней и что читать её было не слишком утомительно (во всяком случае, я старалась разбавлять текст картинками). Окончание - в следующей серии, и там я поговорю о фильмах с участием балетных артистов, снятых после 1990 года.