Блокировка счетов россиян — далеко не нововведение. Однако подобных случаев становится только больше. Что это? Борьба с мошенничеством и забота о гражданах или «ошибка системы»? Как действовать в случае, если деньги в банке все же «зависли»? Ответы на эти и другие вопросы — в материале TagilCity.ru.
«Палку гнул» ЦБ, а страдают обычные люди
Центробанк, по словам его главы Эльвиры Набиуллиной, «перегнул палку» в борьбе с мошенниками. Тысячи россиян теперь испытывают значительные трудности при переводах денежных средств даже самим себе, ведь банки зачастую идентифицируют такие операции как подозрительные. Все дело в том, что внедренные антифрод-системы стали применять нормы закона о противодействии отмыванию доходов гораздо жестче. По сути, «слежка» за счетами граждан оправдана и является противодействием вовлечению людей в нелегальные дропперские схемы. Примечательно, что количество жалоб граждан на блокировку счетов значительно возросло — свыше 800 обращений с начала 2025 года.
Необходимо понимать, что ужесточения в первую очередь направлены на сохранение средств клиентов и недопущение передачи средств мошенникам. Уровень мошеннических операций не сокращается, атаки идут постоянно, и жертвами становятся не только пенсионеры, но и подростки, и молодые граждане, — подчеркнула в беседе с редакцией руководитель направления Отдела развития цифровых каналов и банковских карт ББР Банка Кристина Аксенова.
Какие операции с наличными банк может заблокировать?
Финансовые учреждения вынуждены анализировать и выявлять нетипичные и нелогичные операции клиентов (расторжение вкладов досрочно, выдача наличных в непривычное время и в нетипично больших объемах, получение от посторонних лиц большого количества переводов на карты и прочие). Обезопасить себя можно, только соблюдая информационную и финансовую гигиену. Нельзя совершать следующие нетипичные операции:
- Принимать на свои счета суммы от незнакомых или малознакомых людей;
- Предоставлять другим свои карты или их данные;
- Открывать счета и карты для передачи их данных третьим лицам;
- Сообщать коды из SMS;
- Пытаться оформить кредиты по требованиям третьих лиц, кем бы они ни представлялись.
Роста объемов снятия денежных средств по зарплатным проектам мы не наблюдаем. Случаи блокировки переводов самому себе есть, но прежде чем провести блокировку, банк тщательно изучает поведение клиента и операции, совершенные до момента такого перевода, — добавила Аксенова.
Интернет-мошенничество в России процветает: кто виноват и что делать?
Что делать, если банк нарушил ваши права?
В случае, если клиент считает, что его права нарушены, следует отправить претензию банку с подробным описанием ситуации. У банка будет 30 дней на ее рассмотрение и удовлетворение. При отсутствии эффекта следующим этапом будет — жалоба в Банк России. После этих мер можно подавать в суд, предварительно собрав пакет документов и всю переписку с уведомлениями о вручении и официальными ответами. Кроме того, внимательно изучите признаки подозрительных операций, утвержденные Банком России 05.11.2025 N ОД-2506. Среди них, например, своевременная уплата налогов и сборов, отсутствие крупных переводов сразу после поступления денег на счет и использование привязанной к счету карты для оплаты покупок, коммунальных услуг. Важно: при запросе пояснений со стороны банка, представлять информацию, подкрепленную документами.
По информации доцента кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольги Борисовой, новые требования привели к росту количества обращений в Банк России сразу на 21%. При этом встречаются случаи, когда переводимые деньги списались со счета в одном банке, но не зачислились в другом. И это, несмотря на то, что в личном кабинете первого банка указана успешность операции, а в личном кабинете второго есть отметка об отклонении операции. В итоге деньги клиента «где-то зависли», а кредитные организации воздержались от комментариев.
У меня была ситуация, когда я переводила деньги членам родительского комитета сразу в школе и в детских садах. У меня четверо детей. Решила рассчитаться сразу после перевода заработной платы. Один платеж прошел, остальные заблокировали. Подала заявление, вернули быстро, но момент неприятный, — рассказала тагильчанка Елена.
Жителям Свердловской области с арестованными счетами начнут блокировать сотовую связь
Успех в суде не гарантирован
Между молотом и наковальней — так, по мнению директора по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирины Андриевской, можно назвать ситуацию, в которой оказались клиенты банков в последние два года, когда ЦБ встал на путь битвы с мошенниками. С одной стороны, люди по-прежнему вынуждены защищаться от телефонного террора злоумышленников. С другой — бороться за свои права из-за массовых блокировок карт и счетов.
Стоит отметить, что, помимо ужесточения законов и правил регулирования со стороны ЦБ, многие банки «закручивают гайки» собственных антифрод-систем по противодействию мошенничеству. Поэтому риск попасть в число подозрительных клиентов есть практически у каждого. В коммуникациях с рынком регулятор неоднократно разъяснял порядок действий для таких клиентов-несчастливчиков. Как заверяет Набиуллина, банк должен сообщить клиенту основание для «заморозки» счета, согласно законам, нормативным актам ЦБ или факту того, что данные человека попали в «черный список» регулятора. После получения заявления от клиента банк должен уточнить процедуру восстановления обслуживания и перечень необходимых документов.
По сути, людям придется самим доказывать свою законопослушность и бороться за то, чтобы исключить себя из реестра. В случае, когда бумаги собраны, но банк не разблокировал счет, ЦБ рекомендует людям за поиском правды идти в свою интернет-приемную, — сообщила эксперт.
Если карты и счета открыты в разных кредитных организациях, то лучше сразу писать обращение на сайт регулятора: выбрать тему «Информационная безопасность» и тип проблемы «Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента».
Путь «самообеления» будет и небыстрым. Разумеется, человек вправе отстаивать незаконность блокировки в суде, но стоит учесть, что в штате банков работает армия юристов. Следовательно, у банков заведомо более сильная позиция. Поэтому успех в судебном разбирательстве клиентам не гарантирован, — заявила Андриевская.
Екатеринбурженка не смогла объяснить происхождение денег на карте и проиграла суд ВТБ
Как обезопасить свои счета от блокировки — полезные советы
Для того, чтобы минимизировать риск нарваться на блокировку, аналитики «Выберу.ру» советуют взять на вооружение несколько правил:
- Никогда не переводите или не снимайте деньги по просьбе или под давлением незнакомых людей. Прервите звонок, прекратите общение в чате и самостоятельно позвоните в свой банк, чтобы выяснить детали;
- Не возвращайте деньги, которые вам перевели якобы по ошибке, самостоятельно. Обратитесь для этого в банк;
- Никому не передавайте доступ в онлайн или мобильный банк и не отдавайте свою карту. Причем речь идет даже о детях, ведь в последнее время количество таких атак усилилось;
- Не переводите деньги незнакомцам, к примеру, на рынке за покупку овощей;
- Если переводите деньги знакомым, обязательно укажите назначение платежа;
- Нарваться на блокировку могут люди, которые пользуются пиратскими сайтами, делают ставки в нелегальных казино, переводят деньги в анонимные криптообменники и прочее;
- Обязательно сообщайте банку о смене персональных данных (номер мобильного телефона, ФИО, адрес);
Предпринимателям и самозанятым следует знать, что у банков могут возникнуть вопросы, если по счету физлица идет оплата за предпринимательскую деятельность. Допустим, вы печете торты, а оплата за них поступает переводом СБП на вашу карту. Если не выставлен счет или нет чека, то транзакция с большой вероятностью будет заблокирована, — пояснила Ирина Андриевская.
Судя по статистике за первое полугодие 2025 года, число обращений недовольных банками свердловчан в ЦБ увеличилось на треть по сравнению с прошлым годом и достигло 2,8 тысячи. Наибольшее количество жалоб связано с блокировками счетов физлиц. Одна из наиболее частых причин — дропперство, затем следуют проблемы с погашением кредитов, а также жалобы на атаки мошенников и потерю денег из-за социальной инженерии и кибератак.
Старый номер телефона уральца стал причиной кредитных проблем
Согласно исследованию финансового маркетплейса «Выберу.ру», за минувший год с разными видами мошенничества столкнулись 64% россиян. В 78% случаев респондентам удалось избежать потери денег. Однако получается, что почти каждый пятый из тех, до кого «дозвонились и дотянулись» злоумышленники, лишился сбережений, а нередко и заемных денег, согласившись перевести их на «безопасный» счет или снять наличные с последующей передачей денег мошенникам.
Роскомнадзор всемогущий: как, за что и когда будут блокировать интернет в России
Читайте также:
Инструкция по подготовке к глобальному отключению интернета в России
Инструкция 2.0 по подготовке к глобальному отключению интернета в России
Роскомнадзор всемогущий: как, за что и когда будут блокировать интернет в России